Analitika.at.ua. Редко так бывает, чтобы президенты Армении и Азербайджана
выступили с разницей в несколько дней с международных трибун и изложили позиции
своих стран в отношении вопроса Карабаха. На сей раз именно так и получилось:
после позорного интервью Ильхама Алиева телеканалу "Евроньюс" Серж Саргсян
выступил в лондонском Институте международных отношений Chatham House с речью,
которую с полным правом можно считать программной по крайней мере в вопросе
Арцаха. В выступлении президента Армении, пожалуй, впервые столь исчерпывающе
оказался отражен политико-правовой подход, четко и ясно определяющий
международно-правовые основы Карабахского вопроса и предоставляющий ключи для
его справедливого урегулирования. И если попробовать сравнить приведенные
президентами доводы, то даже не сведущему в проблеме человеку станет ясна
очевидная фактологическая несостоятельность одной стороны на фоне
убедительности и неопровержимости позиции другой.
Выступление президента Армении затронуло практически весь
спектр армяно-азербайджано-турецких, а по сути региональных проблем. Карабахский
вопрос впервые за последние годы был преподнесен международной аудитории на
языке правовых норм и документов. Именно это придало прозвучавшим аргументам
такую силу и обстоятельность и стало настоящим "гвоздем" речи
Саргсяна, ибо редко когда армянская дипломатия оказывается в состоянии столь
лаконично, но при этом четко и убедительно изложить суть как истории, так и
недавнего прошлого и сегодняшних реалий Арцаха и Армении. Крайне важно и то
обстоятельство, что с высокой трибуны было сказано о десятилетиями проводимой
Азербайджаном на государственном уровне политике этнических чисток и
депортаций, более того, практически впервые руководитель Армении затронул тему
"белого геноцида" в отношении армян Нахиджевана и продолжающейся
политики этноцида в отношении армянского культурного наследия. Четко и
убедительно была доказана абсолютная легитимность образования
Нагорно-Карабахской Республики в соответствии с международными нормами и
законами того государства, из состава которого Нагорный Карабах вышел на тех же
основаниях, что и остальные 15 советских республик.
Какими тезисами оперирует Алиев? Исключительно
умозрительно-демагогическими, не имеющими под собой правовой основы и
базирующимися на насильственных методах урегулирования вопроса - разумеется,
применительно к Арцаху и Армении. Отвечая на вопрос о перспективах мирного
урегулирования, он отвечает: "это будет зависеть от готовности Армении
соответствовать международным правовым нормам (? - М.Г.), вывести свои войска с
международно признанных территорий Азербайджана, и тогда может быть установлен
мир". Говоря о процессе урегулирования, он опять-таки продолжает говорить
языком императива: "предложения посредников основываются на восстановлении
территориальной целостности Азербайджана, на выводе армянских войск со всех
оккупированных территорий, в том числе за административными границами Нагорного
Карабаха, на возвращении внутренне перемещенных азербайджанцев на эти земли и
открытии всех линий коммуникаций". Этот императив лишь однажды разбавляется
словом "право", причем касательно намерения Баку решить вопрос
военным путем. По словам Алиева, "это основополагающее право Азербайджана,
предоставленное нам международными организациями, в том числе Объединенными
Нациями". Таким образом, единственный правовой аргумент, к которому
апеллирует президент Азербайджана, говоря о своих притязаниях на Арцах, это...
"предоставленное ему международными инстанциями право развязать
войну".
Если даже учесть разницу форматов выступлений президентов,
то, безусловно, при наличии весомых историко-правовых аргументов Алиев изложил
бы их не только в этом интервью, но и в многочисленных выступлениях с различных
трибун. Можно не сомневаться, что самые скромные международно-правовые
аргументы, в малейшей степени подтверждающие правоту притязаний Азербайджана на
Арцах, были бы пущены в ход вместо замшелых пропагандистских клише азерпропа,
которыми вынужден, за неимением другого, оперировать даже президент страны.
Именно поэтому вся "правовая" аргументация Баку
сводится к пустопорожним разглагольствованиям о "международно-признанных
границах Азербайджана" (даже если и принять этот аргумент в смысле
признанности страны ООН, то разве не были таковыми границы развалившихся СССР и
Югославии?) либо к воззваниям к совершенно неоднозначным Резолюциям ООН 1993
года. Все! Других правовых аргументов, фактов и документов у Баку нет. И
выступление Саргсяна веско доказало не только убедительность историко-правовой
папки Карабаха, но и шаткость и убожество позиции Азербайджана, уповающего
исключительно на свою роль поставщика энергоресурсов в смысле давления
международного сообщества на Армению. Вовсе не случайно вся лексика
высокопоставленных азербайджанских чинов так и пестрит требованиями
"нажать, надавить, заставить" Армению и Арцах пойти на уступки – пока
еще не иссякла полностью апшеронская нефть. В этом смысле показателен и другой
акцент в речи Саргсяна на то, что время ультиматумов прошло, как и прошли
"времена колонизации народа на своей собственной земле".
Единственная погрешность блестящего выступления, на которую
хотелось бы обратить внимание как самого президента, так и его экспертной
группы, вопрос о статусе армян в Азербайджане. Армяне были в этой республике
отнюдь не меньшинством, а государствообразующей нацией, что, кстати, четко
аргументируется той же политико-правовой папкой Арцаха.
Речь Сержа Саргсяна в Лондоне, по крайней мере в части
касающейся Карабаха, - из разряда тех, которыми можно гордиться. Из выступлений
лидеров страны в этом смысле можно вспомнить разве что яркое выступление
Р.Кочаряна в Страсбурге в 2004 году. К сожалению, однако, оно осталось по
большому счету декларативным, поскольку озвученные тезисы лишь в незначительной
степени оказались воплощены в проводимой страной политике. Остается надеяться,
что выступление Сержа Саргсяна в Chatham House окажется не просто
просветительской лекцией для вконец запутавшегося международного сообщества, а
станет руководством к действию в сфере внешней политики Армении. Ведь только в
этом случае будут оправданы приведенные в речи президента слова великого
Байрона: "Армения навсегда останется одной из интереснейших стран
мира".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.