Главная » 2010»Октябрь»9 » Армения-Россия: Иллюзии должны уступить место трезвому расчету
Армения-Россия: Иллюзии должны уступить место трезвому расчету
02:21
Analitika.at.ua. С каждым годом внешняя политика России приобретает все
более прагматический характер, когда приоритетными для страны - особенно в
вопросах экономического характера - являются собственные национальные интересы,
а не пресловутое деление стран на "своих" и "чужих",
"друзей" и "врагов". Для Армении подобный поворот
"стратегического союзника" не должен служить поводом для тревоги и
печали, но понимание сложившихся реалий убережет страну от несбыточных фантазий
и иллюзий, поможет проводить в отношениях с Россией более выгодный и
эффективный курс...
В ЭТОМ ГОДУ В ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКАХ ИНФОРМАЦИИ (в частности,
на веб-сайте журнала Russion Newsweek) под грифом "для служебного
пользования" был опубликован документ с наименованием "Программа
эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в
целях долгосрочного развития Российской Федерации", в котором, в
частности, вместо традиционных расплывчатых формулировок четко прописан план
развития отношений с 61 государством мира. Как полагают некоторые аналитики,
главная причина неожиданного поворота в стратегических основах российской
внешней политики - прежде всего в отношении к Западу - нехватка денег,
необходимых России для модернизации экономики, транспортной инфраструктуры, внедрения
инноваций.
В армянских СМИ основная подозрительность в отношениях с
Россией в последние месяцы подпитывалась слухами о намерении этой страны
продать Азербайджану два дивизиона ЗРК (зенитно-ракетные комплексы. - Ред.)
С-300. Однако никто не обратил внимания на другое, более осязаемое и опасное
для Армении намерение России, которое к тому же не дискутируется, а прямо
прописано в названном выше документе. Речь о намерении России "поддержать
национальную космическую программу Азербайджана, предусматривающую в том числе
вывод на стационарную орбиту спутников связи".
Как известно, в современной войне огромное значение
приобретает использование беспилотных разведывательных летательных аппаратов,
которое дает той или иной стороне конфликта серьезную фору в эффективном
ведении тактического боя. Более того, в мире уже разработаны и другие средства,
засекающие оборонительные рубежи, огневые точки и войсковые скопления
неприятеля. В частности, пули-"разведчики", которые в пылу жаркого
боя, когда интенсивная стрельба не дает даже поднять голову, выпускаются вверх,
где они раскрывают специальные "крылышки"-экраны, которые в
определенном радиусе фиксируют наиболее интенсивное тепловое излучение и тут же
передают эти данные на специальный компьютер: после этого артиллерии или
авиации остается по переданным "пулей" координатам в течение
нескольких минут подавить их...
Те же беспилотники в случае их применения Азербайджаном в
Нагорном Карабахе чрезвычайно опасны для нас, поскольку способны точно
сфотографировать все оборонительные позиции, выявить их насыщенность, сильные и
слабые стороны - и, соответственно, при наступлении вести гораздо более
эффективные боевые действия. Что уж говорить о космических спутниках?!
НО... ВЕРНЕМСЯ К НОВОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ. Так, в
отношениях со своим союзником Арменией в названном документе невооруженным
взглядом заметно стремление максимально использовать нашу республику в своих
целях. Именно слово "использовать" по отношению к Армении применено в
документе не раз и не два. Так, Россия будет стараться получить "опыт и
наработки технического, технологического и организационного характера,
вытекающие из участия Армении в реализации планов партнерства с ЕС и
НАТО", "максимально использовать потенциал и каналы получения
армянскими партнерами важной западной технической и технологической
информации"...
Дальше больше. Весьма значимой с точки зрения интересов
национальной безопасности Армении является следующая формулировка
документа-программы: "использовать содействие России в предотвращении и
урегулировании региональных конфликтов и кризисов, в том числе для расширения
экономического присутствия РФ в соответствующих странах и регионах.., поддержки
деятельности российских экономических операторов на пространстве СНГ..,
получения весомых позиций в энергетике" и т.д. А также: "добиваться
конкретной экономической отдачи, включая льготные условия (режимы наибольшего
благоприятствования для товаров, инвестиций, льготного транзита и др.), от
последовательной поддержки Российской Федерацией ряда государств (в частности,
Армении, Узбекистана, Ирана, Кубы, Сирии, Сербии) по мере их выхода из
международной изоляции".
Как видно - и тут у нас не может быть никаких иллюзий! - за
все, в том числе и за позицию России в вопросе карабахского урегулирования,
придется платить. "Просто так" Россия ничего делать не намерена - и,
в частности, любая попытка притеснения или даже некоторого ограничения
действующих на территории Армении российских экономических операторов, а
следовательно, согласно логике рассматриваемого документа, ущемления российских
экономических интересов чревата для нашей республики вполне предсказуемыми
последствиями. Этот факт следует хорошо прочувствовать и осознать - и впредь в
отношениях с Россией руководствоваться не эмоциями и иными "заверениями"
и "декларациями", а вполне понятными ей коммерческими интересами по
формуле "ты мне - я тебе".
ТАКОЙ ФОРМУЛОЙ РОССИЯ РУКОВОДСТВОВАЛАСЬ И РАНЬШЕ. И 5, и 7
лет назад в отношениях с Арменией ничто не оставалось незамеченным Россией и не
прощалось. Вспомним переданные ей в 2003 году в счет погашения госдолга Армении
5 предприятий (об этом у нас будет возможность особо поговорить в одном из
ближайших номеров "ГА". - А.А.). Вспомним, как за долги Армянской АЭС
перед российскими поставщиками ядерного топлива все финансовое управление
(менеджмент) станции опять же было передано российской стороне.
Таким образом, как говорится, нам не привыкать, однако
сегодня важно знать и понимать, что отныне подобный подход со стороны нашего
стратегического союзника будет носить не единичный и случайный, а вполне
осознанный и системный характер. И в этом плане, в частности, не более чем
вредной иллюзией являются некие ожидания от России преференций по тарифам на
газ на 2011 год - при том что практически вся газотранспортная инфраструктура
Армении, включая само проходящее по ней голубое топливо, выступает российской
собственностью... Ашот АРАМЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.