Analitika.at.ua. Часть нынешней границы между Республикой Армения и
Турецкой Республикой пролегает по руслу реки Аракс - одной из четырех
"райских" рек. В средние века многие европейские пилигримы навещали
Араратскую долину, дабы лицезреть библейскую реку на фоне библейской вершины. В
разные исторические эпохи эта река символизировала что-то особенное и всегда
актуальное. Например, если в обозримой перспективе Турцию примут в Европейский
Союз, то Аракс станет границей Армении и ЕС. Тему можно развивать. Если Турцию
действительно на нашем веку примут в ЕС, то возвышающаяся над руслом Аракса
вершина Арарата станет и самой высокой точкой на всем пространстве Европейского
Союза. На целых 358 метров выше Монблана. Вероятно, Арарат станет тогда и одним
из символов ЕС.
27 НОЯБРЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР АРМЕНИИ ТИГРАН САРКИСЯН заявил,
что "Армения с интересом наблюдает за процессом интеграции Турции в
европейскую семью". По его оценкам, стратегия установления стабильности в
регионе состоит в том, чтобы Турция, Грузия, Армения и Азербайджан
провозгласили европейские ценности и реально придерживались их. И чем быстрее
это будет сделано, тем более благоприятные условия кооперации будут созданы в
регионе, тем легче будет решать и конфликтные проблемы посредством евроинтеграции,
полагает премьер. "И в этом контексте нет другой страны, которая больше
Армении была бы заинтересована во вступлении Турции в Европейский Союз".
Он также сказал, что в таком случае "у Армении появится сосед, живущий в
соответствии с европейскими ценностями, что в свою очередь означает, что все
вопросы - начиная от Геноцида армян и завершая карабахским конфликтом -
возможно будет решить на базе этих европейских ценностей". Позиция в
общем-то знакомая, неоднократно озвученная некоторыми его предшественниками. С
такой же аргументацией вступление Турции в ЕС поддерживал и Андраник Маргарян.
Возможно, подобный подход кому-то может показаться логически обоснованным.
Однако вопрос в том, что вся история Турецкой Республики говорит как раз об
обратном.
Республиканская Турция за более чем 80-летнюю свою историю
еще не успела выработать традиции мыслить и действовать коллегиально.
Официальная Анкара часто позволяет себе отходить от провозглашенных тем или
иным объединением принципов и практически никогда не скрывает приоритетность
собственных интересов. С некоторых пор своенравность Анкары стала
восприниматься как неизбежная внешнеполитическая данность, на которую ее
стратегические союзники почти перестали обращать внимание. И естественно, что в
распираемом противоречиями нашем региональном мире Турция присвоила себе
эксклюзивное право на собственное особое мнение и особое действие. Возможно,
она поступает правильно, но сейчас вопрос в другом.
БУДУЧИ ЧЛЕНОМ НАТО И ОБЯЗАННОЙ СОБЛЮДАТЬ УСТАВ
СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА, Турция вполне способна в одностороннем порядке
предпринять военные действия в отношении, например, Кипра и оккупировать
северную часть этого острова. После того как режим "черных
полковников" в Греции поддержал в 1974г. греческий переворот на Кипре,
Турция, апеллируя к своему статусу гаранта и вытекающему (только по ее мнению)
из этого статуса праву на военное вмешательство, осуществила вторжение.
Турецкие власти посчитали, что это необходимо. Однако известно, что члены НАТО
обязаны не только согласовывать свои военные намерения с высшим руководством
альянса, но и беспрекословно соблюдать все остальные принципы. Один из таких
принципов - отсутствие территориальных споров между соседями - членами альянса.
Между тем Турция развязала территориальные споры с членом НАТО Грецией.
Можно привести немало других свидетельств. Непонятно, почему
армянские власти полагают, что вступление Турции в Европейский Союз непременно
должно сказаться на манере ее политического поведения. Тем более что есть и
более свежие примеры, непосредственно связанные с Арменией.
5 февраля 2003г. Армения стала 145-м членом Всемирной
торговой организации (ВТО) - весьма влиятельного объединения, в котором
действуют свои незыблемые каноны. В частности, строго запрещается любая попытка
дискриминации членами ВТО своих партнеров по объединению. Организация
регулирует свою деятельность на основе принятых соглашений (около 20) ,
базирующихся на беспрекословном соблюдении пяти простых фундаментальных
принципов:
а) недопущение торговой дискриминации;
б) возможность более свободной торговли;
в) предсказуемая политика;
г) поощрение конкуренции;
д) особые условия для наименее развитых стран.
Стучащаяся в двери Евросоюза Турция из политических
соображений не наложила вето на членство Армении в ВТО, проголосовала за ее
принятие в эту организацию, однако Турция не была бы Турцией, если бы при этом
она не выдвинула своего условия - неприменения требований и положений ВТО в
торговом сегменте Турция - Армения.
Иными словами, турецко-армянская торговля регулируется не в
соответствии с принципами ВТО, а вопреки им - на основе возможных двусторонних
соглашений. Такая позиция Анкары еще раз была озвучена официальным
представителем Турции в ВТО 10 декабря 2003г. в Женеве: "Турция в
двусторонних отношениях с Арменией оставляет за собой право не придерживаться
строго предписания Всемирной торговой организации и не гарантирует для
официального Еревана режима наибольшего благоприятствования".
АНАЛОГИЧНО ПОВЕДЕНИЕ ТУРЦИИ И В ДРУГИХ СФЕРАХ. Блокада
армянских коммуникаций является грубейшим нарушением международных норм и
основополагающих принципов Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ).
Субъектами сформированной в 1953г. и имеющей право "на принятие
решений" этой организации в настоящее время числятся около 50 стран, в том
числе Турция и Армения. В списке ее приоритетных задач значится решение
"конкретных вопросов железнодорожных, автомобильных и водных
перевозок" между странами - членами ЕКМТ. Однако до сих пор Турция как
член этой организации блокирует другого члена той же организации. Достаточно
частые обращения и призывы европейских структур к официальной Анкаре на предмет
незамедлительного разблокирования границы не имеют никакого прикладного
значения. Впрочем, существо вопроса в том, что подобные обращения были
"достаточно частыми" лишь некоторое время назад. Надоедает,
забывается, деактуализируется; вся история турецкой дипломатии - история оговорок.
Армения была и остается зоной особого турецкого интереса,
Турция никогда не ставит Армению в один ряд с другими странами, тогда как
Армения продолжает смотреть на Турцию как на обычного субъекта международного
права. Отсюда, собственно, и позиция такая: якобы членство Турции в ЕС изменит
ее политику на армянском векторе, сделает ее "европейской". Впрочем,
независимо от того, в каком русле будут развиваться события, Аракс все равно
течет по своему руслу. Как две, три, четыре тысячи лет назад.Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.