Среда, 19.06.2024, 23:08
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 27 » Армяне-архитекторы Стамбула: от Пальянов до "вестернизации"
Армяне-архитекторы Стамбула: от Пальянов до "вестернизации"
11:20

Analitika.at.ua. Летом из Стамбула прибыла выставка, которую вполне можно назвать беспрецедентной в истории армяно-турецких отношений. Уникальное событие, ведь на ста великолепных фотографиях запечатлены творения архитекторов-армян, в значительной степени сформировавших образ и облик этого города. Выставка экспонировалась в Музее-институте архитектуры, а на днях она открылась в Гюмри в вестибюле мэрии. Потом ее увидят жители Ванадзора.

Работать в Константинополе, византийском имперском городе, армяне-строители начали давным-давно. Вспомним хотя бы восстановление зодчим Трдатом обрушившегося купола Ая-Софии. В последующее время тут развернулся знаменитый Синан — главный зодчий султанского двора. Однако пик бурной деятельности архитекторов и строителей-армян пришелся на XIX и начало XX веков — тогда, когда Османская империя повернулась лицом к Западу. Не случайно в названии выставки особо подчеркнута "Эра вестернизации”. Армянские зодчие стали особо востребованы, так как именно они, освоив традиции Запада, смогли органично привнести их в главный город империи — Стамбул, вписать его в Восток.

Нынешняя экспозиция имеет предысторию, которая восходит к фундаментальному исследованию стамбульского соотечественника Барсега Тухладжи, который в 80-е годы смог выпустить книгу о династии зодчих Пальян, чей вклад в историю армянской и турецкой архитектуры очень велик. До этого, отметим, имя Пальяна в Турции не афишировалось, но в последние годы они попали даже на страницы путеводителей. Разумеется, статьи-исследования об архитекторах-армянах, творивших в Турции, появились и в Армении. Много любопытных и редких материалов собрано в Музее архитектуры. В 2005 году в Турции был основан Союз армян-архитекторов, с которым и наладил связь ереванский музей.

Выставку задумал и осуществил архитектор Хасан Куруязычи, выявивший, обошедший и изучивший едва ли не все созданное нашими соотечественниками. Весьма объемное и трудное дело, ведь только в экспозиции фотографии более ста памятников, созданных 40 архитекторами. А ведь многие из них авторы не одного-другого проекта, а десятков. И это не считая Пальяна. Вообще-то ее подготовили не специально для Еревана, а для экспонирования в Стамбуле — культурной столицы Европы в 2010 году. Но даже в этом контексте нужна была определенная смелость — нелегко признавать то, о чем молчали десятки лет.

Стамбульские газеты много писали о выставке. "Армяне внесли неоспоримый вклад в превращение Стамбула в Стамбул, начиная от Синана до Пальянов. Мы должны преклониться перед ними и задуматься, почему в 1915 году наша страна превратилась в пустыню... Посетите выставку — и вы освободитесь от жизни во лжи”, — пишет Чингиз Чантар в статье "Если бы не армяне, стал бы Стамбул Стамбулом” в газете "Радикал”. Газеты отметили, что постройки Пальянов — это лучшие памятники города. "Айхам Актар” вопрошает: "Не пришло ли время воздать должное и отметить их авторство памятными досками на фасадах?” Экспозиция в Стамбуле для большинства весьма просвещенных посетителей стала полным и неожиданным откровением. Кстати, как и водится, турки выпустили роскошный альбом, продемонстрировали два документальных фильма.

Перечислять даже главные стамбульские опусы архитекторов-армян очень затруднительно, поскольку работали они не покладая рук. Городу и власти были нужны их творения. Потому была добрая воля правителя империи и несметные денежные массы. В известной мере заказчик диктовал также свои вкусы. (Это не исключение, а некая "норма”, причем повсюду.) Прежде всего это касалось дворцовых сооружений, особенно Дворца Домлабахче, созданного Пальяном, а также мечетей, мавзолеев и прочих построек, предназначенных для земной и неземной жизни турецких султанов и их близких. Они любили жить в роскоши, отсюда чрезвычайная, бьющая через край пышность форм и декора фасадов и интерьеров. Итак, Дворец Долмабахче, дворец Дейлербея, мавзолей Мехмеда Второго (здесь до наших дней находят упокоение его наследники), Музей Армии, казарма Селимие, крепость Ихламур, мечети Нусретие и много других важнейших градообразующих сооружений. И, конечно же, архитекторы-армяне возвели церкви Сурб Пркич и больницу при ней, Сурб Погос, Сурб Геворг, комплекс резиденции Армянской патриархии и церковь Сурб Аствацацин и далее во множестве. А сколько вилл и особняков они построили в Стамбуле, можно и не говорить. Понятно, что столь успешно развивающаяся деятельность армянских архитекторов была прервана катастрофой 1915 года, но через несколько лет, точнее — в 1920-1930 годах, она возобновилась уже в другой стилистике. Сегодня в Стамбуле активно и успешно работают более ста архитекторов-армян.

Выставка порождает поток разноречивых взаимоисключающих чувств — нетрудно догадаться, каких именно. Тут и гордость, и досада, и сожаление... Карен Микаэлян, «Новое Время»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 879
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru