Главная » 2011»Сентябрь»27 » Армяне-архитекторы Стамбула: от Пальянов до "вестернизации"
Армяне-архитекторы Стамбула: от Пальянов до "вестернизации"
11:20
Analitika.at.ua. Летом из Стамбула прибыла выставка, которую вполне можно
назвать беспрецедентной в истории армяно-турецких отношений. Уникальное
событие, ведь на ста великолепных фотографиях запечатлены творения архитекторов-армян,
в значительной степени сформировавших образ и облик этого города. Выставка
экспонировалась в Музее-институте архитектуры, а на днях она открылась в Гюмри
в вестибюле мэрии. Потом ее увидят жители Ванадзора.
Работать в Константинополе, византийском имперском городе,
армяне-строители начали давным-давно. Вспомним хотя бы восстановление зодчим
Трдатом обрушившегося купола Ая-Софии. В последующее время тут развернулся
знаменитый Синан — главный зодчий султанского двора. Однако пик бурной деятельности
архитекторов и строителей-армян пришелся на XIX и начало XX веков — тогда,
когда Османская империя повернулась лицом к Западу. Не случайно в названии
выставки особо подчеркнута "Эра вестернизации”. Армянские зодчие стали особо
востребованы, так как именно они, освоив традиции Запада, смогли органично
привнести их в главный город империи — Стамбул, вписать его в Восток.
Нынешняя экспозиция имеет предысторию, которая восходит к
фундаментальному исследованию стамбульского соотечественника Барсега Тухладжи,
который в 80-е годы смог выпустить книгу о династии зодчих Пальян, чей вклад в
историю армянской и турецкой архитектуры очень велик. До этого, отметим, имя
Пальяна в Турции не афишировалось, но в последние годы они попали даже на
страницы путеводителей. Разумеется, статьи-исследования об
архитекторах-армянах, творивших в Турции, появились и в Армении. Много
любопытных и редких материалов собрано в Музее архитектуры. В 2005 году в
Турции был основан Союз армян-архитекторов, с которым и наладил связь
ереванский музей.
Выставку задумал и осуществил архитектор Хасан Куруязычи,
выявивший, обошедший и изучивший едва ли не все созданное нашими
соотечественниками. Весьма объемное и трудное дело, ведь только в экспозиции
фотографии более ста памятников, созданных 40 архитекторами. А ведь многие из
них авторы не одного-другого проекта, а десятков. И это не считая Пальяна.
Вообще-то ее подготовили не специально для Еревана, а для экспонирования в
Стамбуле — культурной столицы Европы в 2010 году. Но даже в этом контексте
нужна была определенная смелость — нелегко признавать то, о чем молчали десятки
лет.
Стамбульские газеты много писали о выставке. "Армяне внесли
неоспоримый вклад в превращение Стамбула в Стамбул, начиная от Синана до
Пальянов. Мы должны преклониться перед ними и задуматься, почему в 1915 году
наша страна превратилась в пустыню... Посетите выставку — и вы освободитесь от
жизни во лжи”, — пишет Чингиз Чантар в статье "Если бы не армяне, стал бы
Стамбул Стамбулом” в газете "Радикал”. Газеты отметили, что постройки Пальянов
— это лучшие памятники города. "Айхам Актар” вопрошает: "Не пришло ли время
воздать должное и отметить их авторство памятными досками на фасадах?” Экспозиция
в Стамбуле для большинства весьма просвещенных посетителей стала полным и
неожиданным откровением. Кстати, как и водится, турки выпустили роскошный
альбом, продемонстрировали два документальных фильма.
Перечислять даже главные стамбульские опусы
архитекторов-армян очень затруднительно, поскольку работали они не покладая
рук. Городу и власти были нужны их творения. Потому была добрая воля правителя
империи и несметные денежные массы. В известной мере заказчик диктовал также
свои вкусы. (Это не исключение, а некая "норма”, причем повсюду.) Прежде всего
это касалось дворцовых сооружений, особенно Дворца Домлабахче, созданного
Пальяном, а также мечетей, мавзолеев и прочих построек, предназначенных для
земной и неземной жизни турецких султанов и их близких. Они любили жить в
роскоши, отсюда чрезвычайная, бьющая через край пышность форм и декора фасадов
и интерьеров. Итак, Дворец Долмабахче, дворец Дейлербея, мавзолей Мехмеда
Второго (здесь до наших дней находят упокоение его наследники), Музей Армии,
казарма Селимие, крепость Ихламур, мечети Нусретие и много других важнейших
градообразующих сооружений. И, конечно же, архитекторы-армяне возвели церкви
Сурб Пркич и больницу при ней, Сурб Погос, Сурб Геворг, комплекс резиденции
Армянской патриархии и церковь Сурб Аствацацин и далее во множестве. А сколько
вилл и особняков они построили в Стамбуле, можно и не говорить. Понятно, что
столь успешно развивающаяся деятельность армянских архитекторов была прервана
катастрофой 1915 года, но через несколько лет, точнее — в 1920-1930 годах, она
возобновилась уже в другой стилистике. Сегодня в Стамбуле активно и успешно
работают более ста архитекторов-армян.
Выставка порождает поток разноречивых взаимоисключающих
чувств — нетрудно догадаться, каких именно. Тут и гордость, и досада, и
сожаление... Карен Микаэлян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.