Analitika.at.ua. «Армянский исторический клуб» при ИАЦ Analitika.at.ua начинает цикл статей,
посвященных армянским общинам Украины.
Армяне и Киев
Исторические связи армян с Киевом, таят в себе множество
загадок. Особый интерес вызывает сохранившееся в армянской средневековой
литературе предание об основании города «Куары», детали и персонажи которого
напоминают славянскую легенду об основании Киева из летописи «Повесть временных
лет». Однако, славянский текст, относящийся к 862г., является более поздним,
нежели армянский, написанный в «Истории Тарона», датирующийся не позже VII в. В
повествовании говорится о трех братьях
Куаре, Мелтее и Хореане, живущих в области Палуни. Название области
соответствует земле полян, имя «Куар» созвучно славянскому «Кию», а «Хореан» -
«Хориву». Что касается имени «Мелтей», то оно означает «змей» и соответствует
славянскому «Щеку».
Пройдя сложный путь, преисполненный борьбы за
самосохранение, армяне воспитали в себе особое национальное мировосприятие
жизненных ценностей, философское понимание неповторимости, быстротечности и,
вместе с тем, вечности жизни. По воле судьбы, разбредшись в разные концы мира,
они несли свет Христовой веры в свои переселенческие очаги и неслучайно, что
именно армяне оказались непосредственно у истоков крещения Руси. Князь
Владимир, желая примкнуть к Христианскому миру, породнился с Армянской (также
называлась – Македонской) династией византийских императоров, взяв в жены
сестру Василия II – Анну. Княгиня Анна, которая вместе с Владимиром крестила
Киевскую Русь, является значительной фигурой в истории Руси.
Важно отметить и определенные военные заслуги армян перед
Киевской Русью: в 1009г. Армянские отряды были призваны киевскими князями для
оказания помощи в войне с Болеславом Храбрым.
Наиболее ранние сведения о существовании армянской общины в
Киеве сохранились в Патерике (Житие отцов), из Киево-Печерской лавры. В Патерике
упоминается об одном всеисцеляющем врачевателе-армянине, который в начале XIIв.,
проживал в Киеве вместе с соотечественниками-единоверцами. В этот период в
городе уже существовал Армянский квартал, куда часто ходил некий монах Феодосий
для ведения религиозных дискуссий с армянскими священнослужителями.
Армяне в Киеве имели собственные церкви, занимались ремеслом
и торговлей, содержали лавки и мельницы. Одна из поздних армянских церквей – Успения
Пресвятой Богородицы находилась в районе Подола, к сожалению, в результате
пожара не сохранилась до наших дней.
Армянская община XVI-XVIIвв. играла важную роль в
общественной жизни Киева, как известно, только армянским купцам разрешено было
вести торговлю на территории украинской державы времен Богдана Хмельницкого.
Армянские зодчие, камнетесы и живописцы принимали участие в строительстве, украшении
и расширении древнего собора Св. Софии.
Возвращаясь в недавнее прошлое, отметим, что в боевых
операциях по освобождению Украины, в том числе и Киева, активное участие
принимали армяне, многие из которых пали на полях сражений. В числе выживших
армян был генерал-лейтенант, Герой Советского союза Саркис Согомонович
Мартиросян, который стал первым послевоенным начальником Киевского гарнизона.
Сегодня одна из улиц города носит славное имя армянского воина.
Ныне в Киеве проживает многотысячная армянская диаспора,
действуют десять общественно-культурных организаций. Наши знаменитые
современники, это кинорежиссер – Роман Балаян, солистка Национальной оперы
Украины – Сусанна Чахоян, художник – Борис Егиазарян и многие другие.Давид Давтян, историк, эксперт ИАЦ Analitika.at.ua
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.