Analitika.at.ua. По мере исторического продвижения России на юг, к
Каспийскому морю и Кавказу, межэтнические отношения на территории, заселенной
множеством разных по вере и культуре народов, складывались непросто. Российское
правительство, укрепляя свои позиции, было заинтересовано в увеличении в этом
регионе числа лиц, близких религиозно и верно служащих интересам империи. Вовсе
не случайна лояльность Петра I и Екатерины II к армянам. В свою очередь из-за
невыносимого гнета в Турции и Иране армяне стали активно переселяться в
расширяющиеся пределы России. Этой теме посвящена книга Бориса ОВАНЕСОВА
"Роль армянского населения Российской империи в развитии Северного
Кавказа", выпущенная в Ставрополе.
ИСТОРИЯ КОНТАКТОВ АРМЕНИИ С НАРОДАМИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ИМЕЕТ
ГЛУБОКИЕ КОРНИ. Так, в могильнике византийского христианского храма в
Карачаево-Черкесии было найдено кольцо-печатка армянского царя Ашота Ерката (X
век). По сведениям автора, в XII веке на Северном Кавказе имелись храмы,
выстроенные армянскими мастерами. Однако массовое переселение армян в эти края
датируется серединой XVIII века. В книге Б.Ованесова с использованием богатых
архивных материалов рассказывается об основанных армянами городах и селах:
г.Святого Креста (ныне Буденновск), Армавир, село Эдессия. Примечательно, что в
Эдессии, основанной в 1804 году карабахскими армянами по грамоте Павла I,
мононациональный состав села сохранился не только в советский период, но и до
настоящего времени. Правда, язык сельчанами утерян, а вера - нет.
В книге приведены интересные сведения из истории армянских
колоний Кизляра, Моздока, Дербента, Владикавказа, Грозного, Ставрополя и других
поселений. В многонациональной среде армяне проявили себя самыми надежными
сторонниками устремлений царского правительства, способствуя развитию торговли,
сельского хозяйства, промышленности. К примеру, "Общество Ахвердовых и
К?" было самым крупным по добыче нефти в Грозном. Основанный армянами
Армавир на рубеже XIX-XX веков по численности населения не уступал губернскому
городу Ставрополю (около 60 тыс. чел.). Читателю, а особенно домохозяйкам будет
интересна архивная цитата об экономике Армавира: "Крупные маслобойные
заводы принадлежали персидскоподданным братьям Бабаевым, Унанновым, Аведовым,
действовали также маслобойня персидского армянина П.С.Агабекова и кизлярского
жителя И.Л.Свешникова, мыловаренный завод "Ахтамар" и т.д. Я сократил
цитату, в которой перечисляются и другие армяне. Выделил фамилию Аведова, героя
российского рекламного ролика о подсолнечном масле. Жаль только, что о
происхождении не упоминают... Впрочем, реклама - не учебник истории, скажут
некоторые.
Развернемся от рекламы к водопроводу. Вспомним, что
водопровод в Ставрополь в 1840 году провел за свой счет почетный гражданин
Тифлиса и Ставрополя Гавриил Иванович Тамамшев - купец первой гильдии
армянского происхождения. Еще один крупнейший армянский предприниматель Макар
Попов основал в Ставрополе частный банкирский дом "Макар Попов и К?"
- первый на Северном Кавказе. Род Поповых был щедр на благотворительные акции.
У них был семейный склеп в ограде армянской церкви. Но пришла народная власть и
стерла с лица земли не только армянскую церковь, но и кладбище. На этом месте
возвели здание Октябрьского райкома КПСС.
КСТАТИ, О ЦЕРКВИ. АВТОР НЕ ОБХОДИТ ОСТРЫЕ УГЛЫ, НАПОМИНАЯ О
ГОНЕНИЯХ на Армянскую Церковь и школы в начале XX века. По представлению
министра внутренних дел в Комитете министров Российской империи были
рассмотрены изменения порядка управления имуществом Армянской Церкви, на
котором за секуляризацию высказались 5 министров и против - 12. Однако 12 июня
1903 года Николай II утвердил резолюцию: "Согласен с мнением 5
министров". Как отмечает историк В.Г.Тунян, "...Эчмиадзинский престол
терял вселенский статус и низводился до уровня локального духовного центра
армян Российской державы... создавался прецедент режиму кровавого султана Абдул
Гамида по усилению натиска на привилегии западноармянского духовенства. Закон
от 12 июня 1903г. являлся не актом единомыслия царского правительства, а всего
лишь актом меньшинства и волей самодержца России".
Здесь стоит подчеркнуть еще один нюанс в ранней деятельности
последнего российского самодержца. По поводу кровавых событий в Сасуне в 1894
году, когда слово императора могло многое изменить в судьбе западных армян,
Николай II написал 3 декабря: "В чужой монастырь со своим уставом не
идут" (материал из ЦГА Республики Северная Осетия - Алания).
В августе 1905 года царю пришлось отменить пресловутый указ
от 12 июня 1903 года. Это произошло не по доброй императорской воле. Еще
цитата: "Казаки и чиновники осаждали армянские церкви как крепости,
которые с большим трудом удалось очистить от армян... Каждую пядь церковных
земель армяне защищали, проливая кровь. Однако сила все же была не на их
стороне, правительственные войска одолели". Читаешь и поражаешься
государственной "мудрости" христианского монарха, который, начав с
Ходынки, завершил свои дни Ипатьевским домом, попутно угробив миллионы людей
разных национальностей.
Среди армян Северного Кавказа был известен не только
маслобойщик Аведов. Отсюда и корни армян Тарасовых, давших французского
классика Анри Труайя, во Владикавказе родились выдающийся режиссер Евгений
Вахтангов, певец Павел Лисициан, из Кизляра - близкий друг и соратник Ленина
Исаак Лалаянц, из Ставрополя - библиотекарь Ленина и Крупской Шушаник
Манучарьянц.
Борис Ованесов рассказывает о роли армян в развитии
Северного Кавказа до 1917 года. Дальнейший период, включая новейшие времена, -
тема отдельных глубоких изысканий, ожидающая своих исследователей. Александр
ТОВМАСЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.