Понедельник, 18.10.2021, 03:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Август » 31 » Армяно-российские договоренности позволяют Азербаши "сохранить лицо"
Армяно-российские договоренности позволяют Азербаши "сохранить лицо"
00:26

Analitika.at.ua. Интервью руководителя портала Voskanapat.info, политолога Левона Мелик-Шахназаряна информагентству АрмИнфо.

 

Левон Грантович, накануне визита президента России Д. Медведева в Ереван, в Баку президенты Азербайджана и Турции подписали Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой. Как Вы считаете, этот Договор призван быть неким противовесом Протоколу о российской военной базе в Армении, или это естественное продолжение укрепления стратегических отношений между Турцией и Азербайджаном?

 

В действительности в Баку лишь был обозначен определенный документ, который предполагается заполнить в соответствии с итогами Дмитрия Медведева в Армению. То есть, никакой бумаги в Баку, никакого "Договора о стратегическом партнерстве и взаимопомощи" подписано не было, в противном случае он бы сейчас усиленно рекламировался, анализировался и муссировался. Это был политический спектакль, призванный обозначить видимость стремления Азербайджана и Турции противопоставить свой союз армяно-российскому союзу. Подчеркиваю, не союзническим отношениям в рамках ОДКБ, а союзу Армения – Россия. При этом, хотя протокол подписывался президентами Армении и России, комментарии, в том числе и с армянской стороны, почему-то очень осторожно сводились к партнерству в рамках ОДКБ. Это очень важно, и об этом нужно говорить. Протокол подписан между Россией и Арменией, и обозначает рамки взаимного сотрудничества между нашими странами.

 

Последние события в Киргизии показали ОДКБ не с самой лучшей стороны, а по просьбе Розы Отунбаевой оказать военную помощь, даже не было принято решения.

 

ОДКБ является организацией, призванной обеспечить внешнюю безопасность своих членов, а то, что происходило в Киргизии, являлось, скорее, делом внутренним, и сводилось к классическому перевороту. А Отунбаева в то время, когда просила о помощи, да и сейчас тоже, является не вполне легитимной главой не совсем легитимного руководства Киргизии. ОДКБ могло бы отреагировать и ввести войска в одном единственном случае, если бы само подготовило переворот, а потом кинулось "спасать ситуацию", как, например, поступил СССР в 1979 году в Афганистане. Однако нынешнее руководство стран ОДКБ в большинстве своем лишено авантюризма коммунистических боссов Советского Союза. В Киргизии была полная неразбериха, когда борьба за власть переросла в межэтнические столкновения, в один момент даже не было понятно, кто за кем стоит. Напомню, та же самая Роза Исаковна вначале была первым министром иностранных дел независимой Киргизии, много лет работала в команде А. Акаева, затем вдруг переметнулась в стан оппозиции и была одним из лидеров, когда скидывали Аскара Акаева. Вслед за этим, уже при Курманбеке Бакиеве, в марте 2005 года была назначена министром иностранных дел Киргизии, но в июле того же года парламент Киргизии отказался утвердить ее в этой должности. То есть, сама она еще не внушает доверия, в том числе и сторонним наблюдателям ситуации.

 

В подписанном в Ереване Протоколе наряду с пролонгацией Договора от 1995 года по пребыванию в Армении 102-ой базы почему-то очень туманно говорится о расширении ее функций. В чем причины подобно размытости?

 

На самом деле, все было сказано достаточно конкретно. Давайте вспомним новую редакцию статьи 3 Протокола: Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения, кроме осуществления функций по защите интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения. Разве эта фраза звучит размыто? До сегодняшнего дня Россия содействовала Армении лишь в охране внешнего периметра границ с Турцией и, номинально, с Ираном, поскольку мы не рассматриваем эту страну в качестве противника. Согласно изменениям в Протоколе, российские войска, совместно с Национальной Армией РА, будут обеспечивать безопасность всего периметра армянских границ, включая Нахиджеван, Ноемберян, границу с Грузией и т.д. Единственная граница, ответственность за безопасность которой остается только на армянском народе, является граница НКР – Азербайджан. Однако мы получили возможность высвободить значительные воинские силы, для того чтобы сконцентрировать их на наиболее опасном участке границы. Статья 3, во втором абзаце которого указано, что Россия обязуется оказывать Армении содействие в приобретении современного и совместимого оружия, военной техникой, означает, что это оружие находится в дороге, если, конечно, уже не доставлено в Армению. Сказанное также означает, что Азербайджан, ранее имевший возможность отвлекать значительные силы Армении со стороны Нахиджевана, Ноемберяна и даже Турции, теперь этой возможности лишился, так как любая попытка нарушить наши границы с любой стороны, будет восприниматься российскими войсками, да и самой Россией, в качестве приглашения выполнить свои союзнические обязательства перед Арменией. Поэтому Армения получила возможность концентрировать свои силы исключительно на границе НКР – Азербайджан. Этот факт, а также увеличение возможностей нашей Армии после получения новых партий современного российского оружия, является серьезным предупреждением Азербайджану не рыпаться и не пробовать продвигаться вперед. Кроме того, это очень серьезное предупреждение Турции не вмешиваться во внутренние дела Закавказья.

 

Насколько мне известно, российско-азербайджанские переговоры по приобретению Азербайджаном ЗРК С-300 начались еще до подписания Майндорфской декларации. Однако слухи об этом почему-то начали усиленно муссироваться именно сейчас.

 

Действительно, если верить российской газете "Ведомости" эти переговоры уже идут год-полтора. Утечка же информации об этом могла произойти с двух позиций: из России, с целью предупредить азербайджанские спекуляции относительно передаваемых Армении вооружений, и со стороны Азербайджана, который, проиграв на поле боя, сегодня пытается выиграть психологическую и информационную войну. С-300 является известным военным брендом, внушающим на многих суеверный ужас, в то время как в действительности являясь очень хорошим оружием, в войне против Армении оно малоэффективно. У нас нет намерения и возможности широко использовать в возможной войне с Азербайджаном ударные военные самолеты. Да и баллистических ракет, как известно, на вооружении армянских государств пока нет. Вместе с тем, я хотел бы выразить собственное мнение: Россия не продаст Азербайджану С-300. По крайней мере, до тех пор, пока в регионе не будет установлен прочный мир. Это не в интересах самой России. Не будем забывать также о муссируемых (но не беспочвенных) слухах о возможной конфедерации между Грузией и Азербайджаном. Продав С-300 Азербайджану, Россия практически вынуждена будет поставить на вооружение в Армении более усовершенствованные ракетные комплексы. В том числе и С-400, и "Искандеры". Так что этот вопрос еще требует детальной проработки.

 

Турция и Израиль еще пару месяцев назад чуть ли не готовились объявить войну друг другу. На днях с СМИ просочилась информация о сделке по приобретению израильских беспилотников на 190 млн. долларов. Израильско-турецкое противостояние было фарсом?

 

Я так не думаю. Инициированное Анкарой резкое ухудшение отношений между Израилем и Турцией действительно имело место. Однако и в самом Израиле, да и в Турции, нет единого мнения по этому поводу. В Израиле есть группа серьезных людей, в том числе и в генералитете, считающих, что Израилю не с руки портить отношения с Турцией, свидетельством чего являются противоречивые высказывания израильских министров, и взаимные нападки в адрес друг друга. То же самое в Турции, где военная элита и оппозиция не желают ухудшения отношений с Израилем. Я считаю, что причиной неоднозначного решения Израиля по поводу продолжения реализации Турции БЛА является коалиционность израильского правительства, состоящего из партий с зачастую противоречивыми взглядами на внешнюю политику. В действительности отношения между Турцией и Израилем продолжают портиться, например, посол Турции в Израиле все еще пребывает у себя дома. Если в ходе предстоящих в Турции парламентских выборов победит правящая партия Справедливости и развития, то эти отношения будут продолжать ухудшаться. ПСР – из умеренно исламистской партии вырождается в просто исламистскую, стремящуюся занять нишу лидера мусульман на всем Ближнем Востоке и, как говорится, далее везде. Необходимо также учитывать, что на отношения Турции с Израилем может повлиять и возможная большая война в нашем регионе. Анкаре предстоит трудный выбор, и не факт, что она сможет справиться с грядущими катаклизмами.

 

Что дали Армении и, прежде всего, НКР, новые договоренности с Россией?

 

Они привнесли в регион относительное спокойствие, значительно снизив возможность возобновления военных действий в ближайшем будущем. Война – трудно прогнозируемое, и еще труднее контролируемое явление, поэтому все эти разговоры о том, что новая война продлится 3-5 дней, а больше не позволят сверхдержавы, не соответствуют реальному положению дел. Поскольку сверхдержавы могут эффективно прекратить войну лишь в одном случае – если начнут бомбить позиции обеих сторон, а это в нашем случае исключается. Возможная война может продлиться недолго исключительно в том случае, если обе стороны придут к выводу, что серьезных успехов за короткое время добиться невозможно. В большей мере это касается Алиева, обещавшего населению Азербайджана эти успехи. Между тем, в Баку, кажется, уже соображают: любая их агрессия способна закончиться ликвидацией Азербайджана. Подобная ситуация сложилась не сегодня, армянские государства и год, и два, и более лет назад были готовы к решению этой задачи. Обратите внимание: нынешнее размежевание армянских государств с Азербайджаном является результатом прошлой агрессии Баку против Нагорно-Карабахской Республики. Нельзя итоги неудавшейся агрессии превращать в повод для новой агрессии. Обещанная Алиевым населению Азербайджана новая агрессия явилась бы для них катастрофой. С этой точки зрения подписанный Арменией и Россией Протокол способствовал отрезвлению Азербайджану, помог ему более реалистично оценивать ситуацию. До сегодняшнего дня Алиев, своими обещаниями в скором времени решить карабахский вопрос военным путем, неуклонно загонял себя в политический и психологический тупик. И именно армяно-российский договор позволяет ему "сохранить лицо", ибо теперь у него появилась великолепная отговорка. Президент Азербайджана может сказать, что их республика действительно готовилась "освободить" "свои земли", но теперь это невозможно, поскольку на этом пути встала Россия, с которой воевать Азербайджан "пока" не готов. И азербайджанский народ с удовольствием воспримет эти аргументы. И даже поблагодарит своего президента, ибо закавказские турки, что бы они сейчас не говорили, традиционно ненавидят и боятся русских.

 

Россия в последнее время зримо усилила свои позиции в Армении и Азербайджане, а что США с этим так легко готовы смириться?

 

США оказались в удручающем положении. Будучи действительно сверхдержавой, они переоценили свои возможности. Сегодня "внешний фронт" США, это – Ирак и Афганистан, Йемен, Сомали, Уганда, международный терроризм и наркотрафик. Добавьте к этому потенциально горячие точки, в том числе Иран, Северная Корея, "антиамериканские" государства в Африке, Латинской Америке. Приплюсуйте деньги и энергию, тратящиеся на эти точки. США сейчас находятся в достаточно тяжелом положении: в конце концов, возможности этого государства не безграничны. И если США сегодня уходят из Ирака, который имеет для них, и по своим ресурсам и по своему геополитическому значению, гораздо большее значение, чем все Закавказье вместе взятое, то их «отступление» из нашего региона не должно удивлять. Вместе с тем, несомненно, что американцы обязательно сделают попытку вернуться в Ближний Восток, возможно, уже полностью обескровленный. Но это уже другая тема. Факт в том, что сегодня Америка действительно не может вести войну по нескольким направлениям одновременно, и Россия этим великолепно пользуется. США уходят из Большого Ближнего Востока, сконцентрировавшись на Афганистане и Центральной Азии, потому что у них сегодня не хватает ни людских, ни финансовых, ни, самое главное, психологических ресурсов, для того чтобы оставаться в регионе в той мере, в которой они присутствуют там сегодня.

 

А у России эти ресурсы есть?

 

Россия – страна, в которой сохранены имперские амбиции. И я бы не стал утверждать, что это плохо. Вместе с тем, необходимо признать, что нынешняя Россия прагматична, она берется за посильные задачи, те, которые ей под силу решить, и которые определяются ее действительными, а не мнимыми жизненно-важными интересами. С этой точки зрения мы вправе констатировать, что внешняя политика России носит более продуманный и реализуемый характер, чем у США.

 

Давид Степанян, АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 630
Календарь новостей
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru