Пятница, 19.04.2024, 13:48
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Апрель » 19 » Армяно-турецкие отношения – путь в никуда
Армяно-турецкие отношения – путь в никуда
10:17

Analitika.at.ua. В настоящее время нужно требовать не открытия границы, которое само по себе ничего не значит, не установления дипотношений, а гарантий безопасности от Анкары, что невозможно.

 

В ночь с 22 на 23 апреля 2009 года в Швейцарии было подписано намерение о нормализации армяно-турецких отношений и открытии границы, вернее соглашение между МИД Армении и Турции при посредничестве МИД Швейцарии о «дорожной карте» по нормализации армяно-турецких отношений. Для Армении сам выбор даты был оскорбительным – говорить о нормализации отношений со страной, предки которой вырезали полтора миллиона армян было слишком некорректно.

 

Армяно-турецкое соглашение по дорожной карте, в конечном счете, могло бы быть обнародовано после 24 апреля, хотя бы из уважения к памяти полутора миллионов замученных и убитых в сирийских пустынях армян и полумиллиона, рассеянных по свету. Но так как в документе нет ни слова о предусловиях, то Турция решила все же урвать кусочек мнимой победы – дату оглашения, чем поставила на грань раскола Армению и Диаспору. И уже никто не будет помнить, что там было в соглашении, главное, что оно было подписано накануне 24 апреля...

 

В тексте соглашения и Протоколов нет никакого упоминания о предусловиях, выдвигаемых Турцией, а именно: отказ от международного признания Геноцида армян, решение карабахской проблемы и признание границ нынешнего турецкого государства, то есть ратификация Карского договора 1921 года. И если первые два пункта для Турции не очень важны, то подписание Карского договора Анкаре нужно настолько, что она готова поступиться всем, а уж тем более карабахским конфликтом, который, в сущности, только мешает Турции последние 20 лет. Что же касается Карского договора, то, по мнению некоторых аналитиков и дипломатов, его действие закончилось в 1946 году. Фактически, именно поэтому министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в 1951 году заявил, что у СССР нет территориальных претензий к Турции, «забыв», что договор уже утратил силу. Следовательно, Карская область, входившая в состав Российской империи, автоматически возвращалась к России, то есть к Советскому Союзу. Однако началась «холодная война», Турцию надо было нейтрализовать и задобрить и мы получили то, что имеем: крайне опасного соседа, который любой ценой хочет юридически закрепить свои границы.

 

Вся интрига сводится к тому, что делать: не обращать внимания на державы, которые вознамерились всех помирить в регионе, чтобы потом начать войну за новый передел сфер влияния или согласиться на предложенные условия. При этом важно держать в уме то, что плохой мир лучше доброй ссоры. Но есть и другая опасность для Турции и Армении: желание курдов во что бы то ни стало объединиться с армянами, что при открытой границе станет очень легким делом. По версии Анкары, через армяно-турецкую границу, а вернее через армяно-курдскую начнется торговля оружием, переходы боевиков и, как результат, Армению будет ждать участь Северного Ирака. В Турции этот вариант явно просчитан до мелочей, но насколько это себе представляет официальный Ереван, сказать трудно, ибо утечки информации в Турции бывают чаще, чем в Армении. При том уровне тотальной закрытости сути армяно-турецких переговоров и временя от времени появляющихся «аналитических» обзоров, о знании, а вернее предвосхищении Ереваном всех «прелестей» открытой границы говорить трудно.

 

В настоящее время нужно требовать не открытия границы, которое само по себе ничего не значит, не установления дипотношений, а гарантий безопасности. А так как требовать безопасности у Анкары невозможно, то Армении остается полагаться только на саму себя. Подписанные в Цюрихе с превеликим трудом и в абсолютной тишине Протоколы о нормализации армяно-турецких отношений открыли новую страницу в отношениях не только двух стран, но и изменили отношение Турции с Азербайджаном и Грузией, да и Армении с Грузией. Более того, они изменили устоявшийся стереотип поведения среднестатистического армянина и турка, который сейчас прежде чем говорить о возможно потеплении или охлаждении отношений между двумя странами думает – а зачем мы, в сущности, подписывали эти Протоколы, которые могут остаться просто очередным, ни к чему не обязывающим, документом.

 

Что получила Армения в результате подписания, пока сказать трудно. Сейчас более интересен вопрос – что получила Турция и страны-спонсоры. Вряд ли после подписания документов будет ускорен процесс вступления Турции в ЕС. То же самое можно сказать и об урегулировании карабахского конфликта – главного препятствия, по мнению турецко-азербайджанской стороны на пути претворения Протоколов в жизнь. Даже если парламенты двух стран все же ратифицируют протоколы, нет никакой гарантии, что нормализация отношений пойдет по уже прописанному пути.

 

Пункт армяно-турецких Протоколов о создании совместной исторической комиссии и согласие на это Армении привело к ожидаемой реакции мирового сообщества. Фактически, одним росчерком пера была сведена на нет почти полувековая борьба Диаспоры за признание Геноцида армян в Османской империи. И сделано это было именно под давлением держав, для которых морально-нравственные критерии отступают перед энергетическими выгодами от стабильности в регионе. Винить в этом державы нет резона по одной причине: в Большой игре каждый сам за себя и если Армения не смогла настоять на своем – это ее вина и ничья больше. Более того, Протоколы поставили государства, признавшие Геноцид армян в «неудобное» положение. От того, что сейчас мы заявляем, что никакой армянский историк не согласится обсуждать этот вопрос – а это действительно так – почти ничего не изменяется. Однако в Протоколах этот пункт присутствует, что дает Армении право опасаться, что за этим могут последовать другие, неприемлемые для страны статьи договора, которые не вошли в текст, но которые подразумеваются, а именно – решение карабахской проблемы.

 

Вердикт КС Армении о соответствии армяно-турецких Протоколов о нормализации отношений между двумя странами Конституции страны значительно уменьшил турецкой стороне поле для маневра. Фактически, если турецкий парламент не ратифицирует Протоколы, то Анкара может стать перед серьезной внешнеполитической проблемой. А это, вкупе с массой внутренних конфликтов, особенно с курдами, вряд ли поможет партии Справедливости и Развития и премьер-министру Эрдогану говорить о Турции, как о стране, не имеющей конфликтов с соседями и, более того, живущей в мире со своими нацменьшинствами. Помимо всего прочего, в данном раскладе вступление Турции откладывается на более поздний срок, если вообще в данном случае уместно говорить о сроках. Скорее всего, Армения отзовет свою подпись под Протоколами и это естественный шаг после объявленного в прошлом году замораживания процесса. И никакие выборы в Турции, на которые так уповают некоторые армянские и турецкие политологи, не сдвинут процесс с мертвой точки. Карине Тер-Саакян, PanARMENIAN.Net

Категория: Политобозрение | Просмотров: 675
Календарь новостей
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru