Analitika.at.ua. В настоящее время нужно требовать не открытия границы,
которое само по себе ничего не значит, не установления дипотношений, а гарантий
безопасности от Анкары, что невозможно.
В ночь с 22 на 23 апреля 2009 года в Швейцарии было
подписано намерение о нормализации армяно-турецких отношений и открытии
границы, вернее соглашение между МИД Армении и Турции при посредничестве МИД
Швейцарии о «дорожной карте» по нормализации армяно-турецких отношений. Для
Армении сам выбор даты был оскорбительным – говорить о нормализации отношений
со страной, предки которой вырезали полтора миллиона армян было слишком
некорректно.
Армяно-турецкое соглашение по дорожной карте, в конечном
счете, могло бы быть обнародовано после 24 апреля, хотя бы из уважения к памяти
полутора миллионов замученных и убитых в сирийских пустынях армян и
полумиллиона, рассеянных по свету. Но так как в документе нет ни слова о
предусловиях, то Турция решила все же урвать кусочек мнимой победы – дату
оглашения, чем поставила на грань раскола Армению и Диаспору. И уже никто не
будет помнить, что там было в соглашении, главное, что оно было подписано
накануне 24 апреля...
В тексте соглашения и Протоколов нет никакого упоминания о
предусловиях, выдвигаемых Турцией, а именно: отказ от международного признания
Геноцида армян, решение карабахской проблемы и признание границ нынешнего
турецкого государства, то есть ратификация Карского договора 1921 года. И если
первые два пункта для Турции не очень важны, то подписание Карского договора
Анкаре нужно настолько, что она готова поступиться всем, а уж тем более
карабахским конфликтом, который, в сущности, только мешает Турции последние 20
лет. Что же касается Карского договора, то, по мнению некоторых аналитиков и
дипломатов, его действие закончилось в 1946 году. Фактически, именно поэтому
министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в 1951 году заявил, что у СССР
нет территориальных претензий к Турции, «забыв», что договор уже утратил силу.
Следовательно, Карская область, входившая в состав Российской империи,
автоматически возвращалась к России, то есть к Советскому Союзу. Однако
началась «холодная война», Турцию надо было нейтрализовать и задобрить и мы
получили то, что имеем: крайне опасного соседа, который любой ценой хочет
юридически закрепить свои границы.
Вся интрига сводится к тому, что делать: не обращать
внимания на державы, которые вознамерились всех помирить в регионе, чтобы потом
начать войну за новый передел сфер влияния или согласиться на предложенные
условия. При этом важно держать в уме то, что плохой мир лучше доброй ссоры. Но
есть и другая опасность для Турции и Армении: желание курдов во что бы то ни
стало объединиться с армянами, что при открытой границе станет очень легким
делом. По версии Анкары, через армяно-турецкую границу, а вернее через
армяно-курдскую начнется торговля оружием, переходы боевиков и, как результат,
Армению будет ждать участь Северного Ирака. В Турции этот вариант явно
просчитан до мелочей, но насколько это себе представляет официальный Ереван,
сказать трудно, ибо утечки информации в Турции бывают чаще, чем в Армении. При
том уровне тотальной закрытости сути армяно-турецких переговоров и временя от
времени появляющихся «аналитических» обзоров, о знании, а вернее предвосхищении
Ереваном всех «прелестей» открытой границы говорить трудно.
В настоящее время нужно требовать не открытия границы,
которое само по себе ничего не значит, не установления дипотношений, а гарантий
безопасности. А так как требовать безопасности у Анкары невозможно, то Армении
остается полагаться только на саму себя. Подписанные в Цюрихе с превеликим
трудом и в абсолютной тишине Протоколы о нормализации армяно-турецких отношений
открыли новую страницу в отношениях не только двух стран, но и изменили
отношение Турции с Азербайджаном и Грузией, да и Армении с Грузией. Более того,
они изменили устоявшийся стереотип поведения среднестатистического армянина и
турка, который сейчас прежде чем говорить о возможно потеплении или охлаждении
отношений между двумя странами думает – а зачем мы, в сущности, подписывали эти
Протоколы, которые могут остаться просто очередным, ни к чему не обязывающим,
документом.
Что получила Армения в результате подписания, пока сказать
трудно. Сейчас более интересен вопрос – что получила Турция и страны-спонсоры.
Вряд ли после подписания документов будет ускорен процесс вступления Турции в
ЕС. То же самое можно сказать и об урегулировании карабахского конфликта –
главного препятствия, по мнению турецко-азербайджанской стороны на пути
претворения Протоколов в жизнь. Даже если парламенты двух стран все же
ратифицируют протоколы, нет никакой гарантии, что нормализация отношений пойдет
по уже прописанному пути.
Пункт армяно-турецких Протоколов о создании совместной
исторической комиссии и согласие на это Армении привело к ожидаемой реакции
мирового сообщества. Фактически, одним росчерком пера была сведена на нет почти
полувековая борьба Диаспоры за признание Геноцида армян в Османской империи. И
сделано это было именно под давлением держав, для которых морально-нравственные
критерии отступают перед энергетическими выгодами от стабильности в регионе.
Винить в этом державы нет резона по одной причине: в Большой игре каждый сам за
себя и если Армения не смогла настоять на своем – это ее вина и ничья больше.
Более того, Протоколы поставили государства, признавшие Геноцид армян в
«неудобное» положение. От того, что сейчас мы заявляем, что никакой армянский
историк не согласится обсуждать этот вопрос – а это действительно так – почти
ничего не изменяется. Однако в Протоколах этот пункт присутствует, что дает
Армении право опасаться, что за этим могут последовать другие, неприемлемые для
страны статьи договора, которые не вошли в текст, но которые подразумеваются, а
именно – решение карабахской проблемы.
Вердикт КС Армении о соответствии армяно-турецких Протоколов
о нормализации отношений между двумя странами Конституции страны значительно
уменьшил турецкой стороне поле для маневра. Фактически, если турецкий парламент
не ратифицирует Протоколы, то Анкара может стать перед серьезной
внешнеполитической проблемой. А это, вкупе с массой внутренних конфликтов,
особенно с курдами, вряд ли поможет партии Справедливости и Развития и премьер-министру
Эрдогану говорить о Турции, как о стране, не имеющей конфликтов с соседями и,
более того, живущей в мире со своими нацменьшинствами. Помимо всего прочего, в
данном раскладе вступление Турции откладывается на более поздний срок, если
вообще в данном случае уместно говорить о сроках. Скорее всего, Армения отзовет
свою подпись под Протоколами и это естественный шаг после объявленного в
прошлом году замораживания процесса. И никакие выборы в Турции, на которые так
уповают некоторые армянские и турецкие политологи, не сдвинут процесс с мертвой
точки. Карине Тер-Саакян, PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.