Главная » 2010»Январь»26 » Армяно-турецкий политический тандем - бутафория самосознания
Армяно-турецкий политический тандем - бутафория самосознания
12:19
Analitika.at.ua. Закончился 2009 год, ознаменовавшийся началом новых
испытаний для армянской дипломатии на пороге строительства глобальных
геополитических реалий в многонациональномюжнокавказском регионе. В течение года произошло многое, многое еще
предстоит ввиду незавершенности начатого, которое, вполне возможно, и станет
концом в новой«краткосрочной»
армяно-турецкой истории.
Турецкое руководство официально упрочило свои позиции в
контексте регулирования отношенийс
Арменией в своих многочисленных заявлениях, сводящихся к идее: ничего вне
предусловий.
Видимо, изначально запланированная тактика турецкого
руководства не заставила себя долго ждать, и все заинтересованные в вопросе
скорейшей нормализации армяно-турецких отношений сверхдержавы стали четко
осознавать, что турецкая правящая элита никогда не пойдет наперекор интересам
младшего брата Азербайджана.
Впрочем, вектор международной дипломатии в направлении
армяно-турецких отношений начал усиленно двигаться к исходной точке, ввиду
заинтересованности мировых геополитических акторов дать скорейшее конечное
решение этой проблематике.
Не секрет, что на современном этапе политического развития
Соединенные Штаты перешли ко второму акту открытого политического действия,
который подразумевает усиление процесса использования факта геноцида как рычага
давления на Турцию.
Ранее казалось, что они действовали в латентной форме,
пытаясь насильственно втянуть Турцию в новый процесс региональной политики –
открытие армяно-турецкой границы, решение или замораживание конфликтов в
регионе и создание на этой почве южнокавказской конфедерации с участием Турции,
Армении, Грузии, Азербайджана. Такая конфедерация, по существу, должна была
действовать под эгидой Турции и в противовес России.
Однако хитрые политические технологии и меткость
политической дипломатии позволили Турции выиграть эстафету в своей внешней
политике, что исходило из долгосрочных планов «пантюркизма».
В то же время сотрудничество с Россией открывает для Турции
новые перспективы.
Для России партнерство с Турцией, конечно, более, чем
выгодно, особенно вэкономической и
энергетической сферах. Но, с другой стороны, на такой шаг укрепления
сотрудничества с Турцией Россия пошла, прежде всего, вопреки интересам США.
В то же время, справедливо заметить, что Россия во многом
рисковала, сотрудничая со страной-членом НАТО, подпуская «натовскую артиллерию»
к территории Армении с риском потери своих позиций в регионе.
Впрочем, такое решение российской стороныво многом объясняется предстоящей
реализациейевропейского проекта
«Набукко», который предполагается осуществить в обход России и в котором Турции
отводится активная роль. С другой стороны, руководящая российская элита
осознает, что после российско-грузинской войны и потери Грузии, Россия могла
навсегда утратить свое влияние на всем Южном Кавказе, поэтому предложила свое
активное участиев армяно-турецком
переговорном процессе для укрепления своих позиций в регионе.
Между тем, в американском истеблишменте давно поняли, что
весьма полезный проект открытия армяно-турецкой границы и, как его следствие,
ослабление позиций России в регионе, может и не реализоваться, если
«амбициозная» Турция не пересмотрит свои геополитические и геоэкономические
позиции в регионе. Поэтому Вашингтон поспешил так скоропалительно выразить свое
несогласие по поводу заявления официальной Анкары о несоответствии решения
Конституционного Суда Армении букве и духу армяно-турецких протоколов.
Заместитель Госсекретаря США Филипп Гордон на очередном
брифинге заявил, что принятое Конституционным СудомАрмении решение является «положительным шагом
для продвижения процесса ратификации армяно-турецких протоколов». Более того,
он подчеркнул, что решение суда позволяет ратифицировать протоколы в том виде,
в каком они были в момент подписания.
Это фактически означает ни что иное, как посыл Турции в
плане нормализации армяно-турецких отношений, что очень напоминает шантаж с
использованием в качестве инструмента факта геноцида армян.
Тем не менее, воплощение армяно-турецкого политического
тандема в жизнь, предполагающего реализациюмноговекторных программ сверхдержав в южнокавказском регионе, может и не
стать реальностью, ввиду политических игр турецкой дипломатии.
Дело в том, что Турцияостается страной, где всегда были популярны националистические
настроения, и в этом контексте говорить о нормализации армяно-турецких
отношений по сути дела сложно. Результаты последних выборов в органы местного
самоуправления также показали, что армия сторонников националистических сил в
Турции все увеличивается.
Вместе с доминированием национального самосознания и
самобытности как в национально-идеологическом смысле (одна нация – два
государства), так и в политико-экономическом плане (азербайджанские
энергетические ресурсы) турецкое общество склонно к сохранению и расширению
тесных дружественных и в то же времябратских отношений с Азербайджаном.
Более того, в турецких высших политических и государственных
кругах пока еще лелеют реализацию программы «пантюркизма», что еще больше
подчеркивает нежелание Турции действительно наладитьотношения с Арменией вопреки интересам Азербайджана.
С этой точки зрения заявления Анкары в разных кулуарах о
выполнении ряда новых политических миссий, по разным сценариям под предлогом
нормализации отношений с Арменией несут исключительно показательный и
декларативный характер перед лицом мировой общественности и сверхдержав.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.