Analitika.at.ua. Интервью заместителя председателя оппозиционной партии Армянское общенациональное движение Арама Манукяна агентству АрмИнфо
Г-н Манукян, в последнее время в связи с ситуацией вокруг армяно-турецких отношений, внутриполитическая обстановка в Армении существенно оживилась. Однако, АНК практически никак не реагирует на акции АРФД, в чем причина подобной пассивности?
В реальности Дашнакцутюн никогда не требовала и не требует смены власти в Армении, в отличие от Армянского национального конгресса. Ежедневно мы проводим акции протеста против властей, и это будет проходить до тех пор, пока действующие власти не подадут в отставку. Наше движение действительно общенародное, оно искреннее и оно никогда не угаснет, настолько оно обосновано моралью нашего времени. Мы не успокоимся до тех пор, пока наша страна не обретет нормальную власть, и так думают десятки тысяч наших граждан. АРФД же сегодня довольно примитивно играет в кошки-мышки с народом, демонстрируя внешнее недовольство властями. При этом, и сегодня, ряд членов АРФД продолжают занимать высокие посты во властной системе, в парламенте и в правительстве. В частности, внешняя политика парламента находится в руках именно этой партии, именно поэтому заявления АРФД о ее якобы бессилии воздействовать на внешнюю политику, по крайней мере, противоречат истине. Во всех министерствах без исключения должности начальников управления занимают дашнакцаканы. У них есть СМИ, рычаги воздействия, даже людей на свои митинги якобы против властей они привозят на государственных автобусах. О какой еще оппозиционности АРФД можно говорить в этих условиях? У АНК этих рычагов нет, против нас работает вся административная и полицейская система. И все это делается с единственной целью снизить количество митингующих людей поддерживающих нас – единственную, реальную оппозиционную силу.
То есть, исходя из Вашей логики, демарш организованный АРФД 9 октября у президентского дворца в преддверии подписания Протоколов, являлся ничем иным как фарсом?
Естественно. Думаю, что я, как и любой нормальный гражданин Армении могу испытывать лишь стыд, слыша лозунги «президент не уступай». Что Серж Саргсян может не уступит, власть? Мы не признаем его президентом, а те, кто это слово все же произносят не употребляют его в том смысле, в котором оно употребляется обычно. Скажу очень просто. Партия, которая не содействует раскрытию преступлений совершенных 1 марта, партия, оправдывающая убийство 10 граждан Армении не может быть оппозицией. Как только АРФД заявит, что именно властям принадлежит авторство кровавых событий 1 марта, эта партия станет нашим лучшим другом и политическим партнером вне зависимости от прошлого. У нас нет комплексов по этому поводу. Это единственный способ организовать сотрудничество между нашими партиями. Единственным организатором тех кровавых событий является действующая власть. Людей попросту расстреляли снайперы, их родители сегодня рядом с нами, неужели в течении полутора лет невозможно расследовать и понять кто это сделал?
Что в реальности происходит сегодня вокруг армяно-турецкого процесса, в частности, после подписания Протоколов?
Установление армяно-турецких отношений для Армении выгодно. Уже более 20 лет мы являемся сторонниками установления дипотношений и разблокирования границы между нашими странами. Однако, мы никогда не можем одобрить, то, что за элементарное, тривиальное открытие границы и установление дипотношений мы должны будем заплатить принесением в жертву решения двух исторических, важных проблем: вопросом признания Геноцида и справедливым урегулированием карабахского конфликта.
Однако, эти два пункта в Протоколах не упоминаются. Вы считаете, что есть еще какие-то документы, о которых не говорится?
Я не думаю, что эти пункты обязательно должны быть в документах, все намного проще. Во всем этом глобальном процессе, который почему-то именуется «Армяно-турецкие» отношения ни Армения, ни Нагорный Карабах не имеют весомого участия. В то же время, практически весь мир в лице США, РФ, ЕС и даже стран НАТО достиг условной договоренности в результате большого торга, договоренности, не имеющей аналогов. В эту договоренность входят Иран, Южный Кавказ, Турция, а все те, кто пытается выделить из контекста этой глобальной договоренности какие то отдельные элементы, и при этом еще их комментировать, элементарно наивны и просты. В отношении нашего региона достигнут серьезный консенсус на самом высшем уровне, в рамки которого укладывается и карабахский конфликт, и проблема признания Геноцида, и ядерная проблема Ирана, и державные замашки России. Рассматривать армяно-турецкий процесс вне рамок этого консенсуса невозможно и неправильно. В этой большой политике вовсе необязательно что-то подписывать, чтобы решить вопрос открытия границы взамен на определенные карабахские территории, контролировать ядерную программу Ирана взамен на контроль армяно-турецкой границы. Это все сделки между серьезными геополитическими игроками, каждый из которых остался в результате в выигрыше.
То есть открытие армяно-турецкой границы также неизбежно, как и сдача наших территорий?
Совершенно верно, открытие границы, как сдача территорий обязательно и неминуемо. Что же касается самого Нагорного Карабаха, то решение вопроса его статуса настолько отдаленно, туманно, а значит и бесперспективно, что в этом плане азербайджанцы уже выиграли у нас. Свидетельством моих слов является пункт Мадридских принципов, согласно которому проведению референдума о статусе НКР должно предшествовать так называемое «возвращение всех беженцев». В этих условиях говорить о референдуме просто бессмысленно.
Из Ваших слов следует, что Цюрихский и Мадридский документы по смыслу аналогичны?
Более того, они не только аналогичны, но и разработаны в одном кабинете, одними и теми же людьми в результате одной и той же политики. А вопрос Геноцида армян следует рассматривать в том же контексте. Сегодня европейские страны просто стремятся «отдохнуть» от этого болезненного вопроса, который с 1998 года Роберт Кочарян сделал приоритетом внешней политики Армении. Теперь же, когда армяне и турки сидят за столом переговоров, австрийцу или ирландцу совершенно незачем обременять себя в этих условиях вопросом признавать или не признавать Геноцид армян. Это сегодняшняя реальность.
Считаете ли Вы, что посредством прорыва в отношениях с Турцией мы однозначно совершим прорыв в направлении европейской интеграции?
Это однозначно. Географически если не политически Турция наш самый короткий путь в Европу.
Тогда почему Россия стремиться нам его облегчить?
Естественно, что Россия в евроинтеграции Армении не заинтересована. Просто Москва при этом выходит как бы чистой в борьбе за свои интересы, которые заключаются в азербайджанском газе, прохождении постройки века - «Южного потока» по территории Южного Кавказа, достижения компромисса по этому вопросу с Турцией. Более того, русские уже дали еще даже не родившимся проектам имена. Это Армяно-турецкая и армяно-иранская железные дороги. Более, того, Москве в результате последних переговоров с Ереваном и Анкарой удалось еще раз пролонгировать сроки пребывания своей 102-й базы на территории Армении, а также решить вопрос ввода в случае необходимости дополнительных войск в Армению по территории Турции посредством Черного моря, причем этой возможности до сих пор они были лишены.
А как насчет интересов США?
США получают четкое, предсказуемое лидерство в регионе, став диктующей в регионе страной. Обама уже получил авансом Нобелевскую премию Мира, так как он сумел мирно взять под контроль США весь наш регион, чего не удалось его предшественникам. Кроме того, при помощи той же Москвы ему, по всей видимости, удастся решить ядерную проблему Ирана, что станет серьезнейшей победой администрации Обамы.
Что следует делать Армении, чтобы выжать максимум дивидендов из упомянутой Вами геополитической комбинации?
Единственный выход для Армении превратиться в достойного партнера сверхдержав – это отказаться от уязвимой власти, оказаться от власти, которая только уступает, так как не может действовать по-другому. Лишь в случае появления в Армении легитимной, а значит и сильной власти, мы сможем стать серьезным игроком в регионе, я говорю это с болью, так как в результате действий бесхребетной власти мы делаем серьезные уступки. Я упомяну лишь две даты, которыми оперирует международное сообщество, вытягивая у наших властей уступки: 19 февраля и 1 марта. Думаю что этого вполне достаточно.
Давид Степанян
Источник: АрмИнфо |