Главная » 2010»Март»22 » Армяно-турецкий процесс и проблемы Эрдогана
Армяно-турецкий процесс и проблемы Эрдогана
12:36
Analitika.at.ua. Процесс урегулирования армяно-турецких отношений,
застопорившийся на стадии ратификации соответствующих документов в парламентах
двух стран, оказал серьезное воздействие не только на региональную политическую
ситуацию, но и на внутриполитические процессы в Турции и Армении. Относительно
Турции можно сказать, что безуспешные попытки правительства Эрдогана применить
к Армении внешнеполитическую инициативу "ноль проблем с соседями"
стали серьезным козырем в руках оппонирующих Эрдогану политических сил.
Промежуточные итоги армяно-турецкого процесса для Анкары
таковы:
- охлаждение отношений с Азербайджаном и сложности в
процессе подписания важных контрактов по поставкам и транзиту газа;
- попытки Баку заполнить возникший внешнеполитический вакуум
за счет России и Ирана и начало поставок азербайджанского газа в эти страны;
- усиление давления со стороны США и ЕС на Турцию и принятие
резолюций по геноциду армян;
- ухудшение американо-турецких отношений, отзыв посла из
Вашингтона;
- резкая актуализация армянской и курдской тем в турецком
обществе и т.д.
В целом выигрышный для правящей партии "Справедливости
и развития" социально-экономический предвыборный дискурс оказался затенен
острыми вопросами внешней повестки, полемикой вокруг несоответствия внешней
политики Эрдогана национальным интересам Турции и, собственно говоря,
исламскому фундаменту самой его партии.
Попытки Турции увязать процесс нормализации отношений с
Арменией с проблемой урегулирования нагорно-карабахского конфликта терпят
неудачу, а заодно и повышают градус напряжения в регионе карабахского
конфликта. На этом фоне Азербайджан фактически торпедирует проект газопровода
NABUCCO, затягивая подписание соглашения с Турцией по ценам на газ с
месторождения Шах-Дениз, а также тарифам на транзит. Баку демонстративно ведет
переговоры по транзиту газа через Грузию и Черное море в Румынию, не давая
правительству Эрдогана ни единого шанса на самостоятельную политику на Южном
Кавказе.
Углубление противоречий с Азербайджаном и ужесточение
давления со стороны США и ЕС день ото дня повышают шансы турецкой оппозиции, в
том числе и сил националистического толка на предстоящих парламентских выборах.
Массовые аресты в рамках расследования дела тайной
организации "Эргенекон", а также активистов курдского движения, в том
числе и мэров различных курдонаселенных городов, ставят под сомнение
устойчивость демократической системы в Турции.
Премьер-министр Турции и лидер правящей партии Реджеп Тайип
Эрдоган предлагает новый курс, ориентированный на повышение авторитета Турции в
исламском мире, а также пытается нивелировать разногласия с Баку. С этой целью
он ужесточает критику в отношении Израиля и пытается добиться расположения
Ирана, демонстрирует жесткую позицию по армянскому вопросу. В экономической
плоскости Турция активно налаживает диалог с Россией.
Однако на фоне этих внешнеполитических маневров
правительство Эрдогана полностью провалило важнейший процесс решения курдской
проблемы в рамках так называемой "Демократической инициативы".
Закрыты основные курдские партии, в том числе и те, что обладали местами в
Великом Собрании - парламенте. Партия Эрдогана подходит к выборам в условиях
перманентной внутренней напряженности и массированного внешнего давления.
Если для Турции активизация оппозиционных сил стала реакцией
на армяно-турецкий диалог, то для Армении ситуация складывалась наоборот.
Беспрецедентная внешнеполитическая активность президента
страны и лидера правящей Республиканской партии Сержа Саргсяна стала
своеобразным ответом на зашкаливающую активность внутренней оппозиции.
Внутриполитическая ситуация в Армении характеризовалась
высокой степенью напряженности еще до начала публичной фазы процесса
нормализации армяно-турецких отношений. Фактически Серж Саргсян возглавил
страну в условиях общественно-политической дестабилизации. С первых дней
правления Саргсяну пришлось принимать экстраординарные меры по стабилизации
ситуации, возникшей по итогам президентских выборов и последовавших в марте
2008 года кровавых событий на улицах Еревана. Стоит отметить, что смелые внешнеполитические
инициативы Саргсяна в условиях социально-экономической и внутриполитической
нестабильности были объективно очень рискованным ходом для любого политического
игрока и стали большим сюрпризом для армянской общественности. Более того: эти
инициативы резко обнажили противоречивую внутриармянскую повестку дня (а не
только консолидированную позицию армянства, как прежде) в глобальном контексте.
Визит президента Турции в Ереван, панармянское турне
армянского лидера и его ответная поездка в Турцию, подписание армяно-турецких
протоколов - события, приковавшие к себе внимание не только в Армении и Турции,
но и ставшие центральными сюжетами мировых СМИ. И готовность властей Армении
вести внешнеполитический диалог, невзирая на противоречия в самой Армении и Диаспоре,
придали дополнительную динамику фигурам на шахматной доске, где, казалось, уже
давно зафиксирован пат.
Промежуточные итоги армяно-турецкого процесса для Еревана
таковы:
- актуализация "армянского вопроса" в
международной политике;
- разногласия между Турцией и Азербайджаном относительно
региональных процессов, торможение перспектив обходных газовых проектов, в том
числе NABUCCO;
- экстренные меры Грузии по сохранению транзитного
монополизма и России по обеспечению торгово-экономического присутствия в
отношении Армении и, как следствие, разблокирование КПП "Верхний
Ларс" на грузино-российской границе;
- перехват у оппозиции медийной инициативы во внутренней
политике.
Внешнеполитические инициативы Саргсяна были крайне неудобны
для критики его основного соперника, экс-президента Левона Тер-Петросяна,
считающегося убежденным и почти монопольным сторонником нормализации отношений
с Турцией. Но и вместе с тем, имея отношение к важнейшему общественному запросу
- запросу на безопасность, они не могли быть полностью игнорированы
оппозиционными силами. Активные маневры армянской власти вокруг жизненно важных
внешних проблем заставили оппозицию взять паузу и внимательно следить за
развитием событий, стремительно теряя при этом медийную инициативу.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.