Главная » 2010 » Март » 13 » Армяно-турецкий процесс и стратегическая уязвимость Турции
Армяно-турецкий процесс и стратегическая уязвимость Турции
00:02
Analitika.at.ua. В начале 2010 года на конференции турецких послов в
Анкаре министр иностранных дел Ахмед Давудоглу заявил, что Турция нуждается в
новой и сильной внешней политике и указал на необходимость развития новых
стратегических направлений во внешней политике страны. Главными задачами
турецкой дипломатии, по мнению Давудоглу, являются подготовка к членству Турции
в ЕС в 2023 году и присоединение страны к десятке самых больших экономик мира.
Программой максимум было заявлено полноправное членство страны в Евросоюзе, от
которого, по словам Давудоглу, Турция отступать не собирается.
Турецких стратегов можно понять, ведь страна уже 50 лет
стучится в европейские двери, однако ей достаточно ясно дают понять, что
европейская перспектива с годами становится все призрачней. Достаточно того,
что "страны-лидеры" ЕС Франция и Германия в открытую выступают против
полноправного членства Анкары. Путь на Восток, где Турцию никто не ждет, также
становится проблематичным. Извечные вопросы "куда идти" и "что
делать" не из легких для лидеров Турции. В долгосрочной перспективе страна
должна найти альтернативные европейскому направлению пути развития и преодолеть
на этом пути многочисленные внешние и внутренние угрозы.
Анкара рассматривает как некоторую альтернативу дальнейшее
сближение с Россией и Ираном, что полностью вписывается в контекст так
называемой "евразийской" турецкой стратегии. Однако, кроме
экономического сотрудничества и поисков источников энергии, в частности
поставок газа, дальнейшее углубление отношений с этими странами представляется
маловероятным, т.к. эти страны рассматривают Турцию сквозь призму стереотипа
исторического и геополитического противника.
Другим, наиболее вероятным вариантом евразийского
направления турецкой внешнеполитической парадигмы является реактивизация
тюркского вектора турецкой внешней политики. В первые постсоветские годы
политика Турции в отношении "родственных стран и народов" не
оправдала себя. Далеко идущие, но не совсем удачно просчитанные планы Анкары
провалились из-за ограниченности соответствующих ресурсов и возможностей
Турции, а также отсутствия непосредственной географической связи.
Ключевым фактором, препятствующим эффективной реализации
такой политики, а также новой турецкой стратегической парадигмы был и может в
дальнейшем оставаться армянский фактор, а именно отсутствие дипломатических
отношений и закрытая граница с Арменией.
Именно желание обеспечить непосредственную связь и
безопасную транспортировку углеводородного сырья каспийского бассейна на
собственные нужды и для реэкспорта и заставляет Анкару искать альтернативные
пути в дополнение к уже существующим. Именно в этом кроется одна из причина
согласия турецких лидеров начать процесс по установлению дипломатических
отношений с Арменией. Это желание Анкары исходит из необходимости застраховать
страну от геополитического цугцванга и разработать новые внешнеполитические
направления.
Для этой цели были предложены такие инициативы как Платформа
стабильности Кавказа и неоосманская инициатива Давудоглу. Эти проекты есть ни
что иное, как шаги, предпринятые для прикрытия и нейтрализации возможных в
будущем кризисных явлений внутри самой Турции. Желание Анкары найти общий язык
с Ереваном понятно. Ведь основные вызовы для успешной реализации турецкой новой
стратегической инициативы исходят именно от армянской стороны. Несмотря на то,
что на данном этапе наблюдается определенный откат от подписанных протоколов в
силу того, что Анкара не смогла обеспечить приемлемые для себя и Азербайджана
политические и геополитические дивиденды, исходя из опасений дальнейшего
негативного развития процесса международного признания Геноцида армян, Турции
все же придется маневрировать и идти на некоторые уступки. Исходя из этого,
можно описать логику и перспективы установления армяно-турецких взаимоотношений
обрисовав парадигму стратегической уязвимости Турции во внешней и внутренней
политике страны.
Какие угрозы для будущего Турции существуют в контексте
армяно-турецкого процесса, и почему Турция будет вынуждена пойти на уступки в
армянском направлении?
Энергетическая безопасность Турции и поиск новых безопасных
источников энергии
Расчеты показывают, что для полноценной жизнедеятельности и
развития Турции в ближайшей перспективе будут необходимы новые источники
энергии и безопасные пути их транспортировки. В этом смысле Армения является
хотя и небольшим, но альтернативным источником энергии, а установление
двусторонних отношений с Арменией в определенной мере является гарантией
безопасной транспортировки путей передачи энергии и энергоносителей. В
ближайшие 15-20 лет необходимость в энергоносителях для турецкой экономики
повыситься минимум на 30 процентов. Провал в обеспечении новых энергоресурсов
для развивающейся турецкой экономики будет иметь катастрофические последствия.
Курдский вопрос
Разрешение курдского вопроса не под силу Анкаре, и турецким
лидерам необходимо предпринять шаги для частичной нейтрализации дальнейшей
радикализации и эскалации ситуации на курдском направлении. Тем более, что по
данным турецких источников, в ближайшие 30-40 лет этнические турки уже на
составят большинство населения страны. Радикализация курдского вопроса ставит
Анкару перед необходимостью разрешения вопросов, связанных с непосредственными
соседями. Думается, что именно здесь кроются корни пресловутой турецкой
внешнеполитической идеологемы "ноль проблем с соседями". Ведь Турция
попросту обречена на установление более или менее сносных отношений с
непосредственными соседями хотя бы для того, чтобы свести на нет возможные
вызовы извне, которые могут стать угрозой в виде возможной поддержки курдского
сепаратизма. Стабильность у границ - первооснова безопасности любой страны.
Курдский вопрос является ахиллесовой пятой для Турции, которая со временем
сделает страну более уязвимой. Вместе с тем, более чем очевидно, что в
ближайшей перспективе Анкаре вряд ли удастся добиться хоть каких-либо
положительных сдвигов в разрешении курдского вопроса.
Исламизация страны и кризис национальной и государственной
идентичности Турции
Судебные разбирательства по делу "Эргенекон",
недавние громкие аресты бывшых высокопоставленных военных чиновников и ощутимые
удары по силам так называемого "глубинного государства",
намеревавшихся свергнуть нынешние власти, всего лишь цветочки. Это, скорее
всего, проверка сил в ожидаемом жестком столкновении между исламистами и
секуляристами в Турции. Дальнейшая маргинализация турецкой армии и
генералитета, вследствие навязанных на пути евроинтеграции реформ, создают тот
запал, который в политическом поле Турции приводил ко взрывам не раз. Однако это
было в период холодной войны, а в нынешней, далеко не сходной ситуации,
последствия нового военного переворота для турецкой государственности могут
оказаться катастрофическими. Создавшаяся ситуация напрямую сказывается на
процессах пересмотра основополагающих принципов турецкой государственности и
внешнеполитических приоритетов и масштабной переоценки национального
самосознания, свидетельством чего является интенсивная исламизация общества, а
также армейских структур. Политический ислам уже обеспечил себе надежные и
сильные позиции в турецкой общественно-политической жизни Турции. Он интенсивно
внедряется и в армию. К этому можно прибавить и ужесточение существующих у
большинства населения Турции антиамериканских и антиизраильских настроений.
Дальнейшая девальвация идеологической основы и кризис национальной и
государственной идентичности Турции с возможными катастрофическими
последствиями для дальнейшей судьбы турецкой государственности, показывают, что
Турецкая Республика и во внутри - и во внешнеполитических сферах переживает,
возможно, один из судьбоносных периодов своей истории. Иначе говоря, турецкая
внешняя и внутренняя политика в настоящее время носит антикризисную
направленность, пытаясь найти эффективные решения для нейтрализации новых
вызовов. Вопросом номер один в повестке дня Анкары является максимально быстрое
обретение полноправного членства в Евросоюзе - шаг, который поможет разрешить
многие серьезные проблемы, существующие перед Турцией сегодня, а также
возможные в будущем. Вместе с тем дорога в Европу тоже не устлана розами и
предусловия из Брюсселя в виде ожидаемых от Анкары реформ, могут также
расшатать всю общественно-политическую и ценностную систему Турции.
Сегодняшнее состояние турецкого общества сравнимо с тем, что
переживали советские граждане на закате СССР, когда происходил интенсивный
пересмотр ценностей, героев и истории в целом. Это всегда очень опасный
процесс. Тем более в ситуации когда правда об основании Турецкой Республики
становится достоянием все большего числа людей, и турки убеждаются, что вся их
военно-политическая элита, а иначе говоря "отцы основатели" Турецкой
республики, так или иначе были вовлечены в процесс истребления армян и других
народов, а созданное ими государство оказалось в тупике идеологических и
ценностных ориентаций. Международное признание Геноцида армян: Армянские
факторы, а именно фактор угрозы признания геноцида армян и угроза принуждения к
территориальным уступкам являются эффективными инструментами для давления на
Турции со стороны ЕС и США на данном этапе и в случае резких геополитических
перемен в будущем. Тема Геноцида армян в его внутреннем и внешним обсуждении
является также открытым катализатором для дальнейшей девальвации ценностной
системы турецкого общества. К этому следует добавить колоссальный размер
ресурсов и средств, расходуемых для нейтрализации процесса международного
признания Геноцида армян.
Одних только фактов целенаправленного и умышленного
уничтожения армянского раннехристанского культурного наследия на территории
Турции вполне достаточно для привлечения к суду турецкого государства за
нарушения международных обязательств, в частности Лозанского договора. Говоря
языком цифр, за период существования на территории Турецкой республики были
варварски уничтожены около 5000 раннехристианских памятников - шедевров
армянского и греческого христианского наследия.
Нет никаких сомнений в том, что вопрос официального
признания Геноцида и компенсаций вскоре появятся в повестке некоторых
государств в ответ на непримиримую позицию в вопросе открытия турецко-армянской
границы, установление двусторонних отношений с Арменией и других вопросов
Развития последних лет внесли серьезные изменения во внешнеполитические
приоритеты Турции, особенно - в турецко-американские отношения. Позиция
турецких властей в самом начале иракской кампании в Вашингтоне восприняли как
серьезный сигнал "выхода" Анкары из орбиты американского влияния.
Провал поддерживаемой Вашингтоном турецко-армянской инициативы станет опасным
сигналом для США, которые на данном этапе желают приструнить Анкару посредством
включения вопроса официального признания Геноцида армян в обсуждение Конгресса
США. Сегодня вопрос "кто потерял Турцию" вовсе не является
риторическим. Союзники по НАТО вполне осознают, что дальнейшая маргинализация
роли генералитета в общественно-политической жизни Турции и вероятность
установления гражданского контроля над ней в условиях усиления роли исламистов,
приведет к печальным последствиям. Новый постмодернистский переворот типа того,
что имел место в 1997 г.
когда от власти был отстранен исламистский премьер Неджмедтин Эрбакан, сегодня
вряд ли возможен, а если и состоится, то не получит должной поддержки со
стороны многих турок, и в глазах турецкой общественности окончательно превратит
армию в некий архаичный и давно изживший себя кемалистский инструмент защиты
государственных интересов.
То, что Турция всячески оттягивает процесс установления
двусторонних отношений с Арменией и выдвигает предусловия - понятно и не
противоречит логике и основным приоритетам внешней политики Анкары. Ведь на
кону дальнейшая судьба отношений с основным союзником на Кавказе -
Азербайджаном. Поэтому турецкие стратеги всячески стремятся добиться уступок и
преимуществ для Турции и Азербайджана.
В создавшейся ситуации, в особенности после оглашения
вердикта Конституционного суда Армении и последовавшей турецкой реакции,
официальный Ереван вполне устраивает соблюдение режима молчания в вопросе
установления двусторонних отношений. А именно следет воздержаться от всяких
инициатив в виде официальных заявлений и комментариев по этому вопросу и
навремя "позабыть" о существовании подписанных протоколов. Таким
образом, главным мессиджем для Анкары будет то, что установление
армяно-турецких отношений и вопрос открытия границы вовсе не являются жизненно
важными для Армении, не говоря о том, что не под каким давлением и никакими
уговорами уступки на карабахском фронте невозможны. Рано или поздно, исходя из
своих же интересов, Турция будет крайне заинтересована в установлении
двусторонних отношений и открытии границ. Ожидаемые и прогнозируемые вызовы и
угрозы Турции заставят Анкару пойти навстречу Еревану и перестать оглядываться
на Баку. Это вопрос стратегической безопасности Турции, более того, в ближайшей
перспективе это может стать и частью общего вопроса выживания турецкой
государственности.
На данном этапе, вопрос не в том, насколько трудно для
Анкары открыть границу с Арменией, а в том, насколько трудно для нее потерять
Азербайджан. На западе и в Анкаре понимают, что в случае провала этого
процесса, второй такой возможности в ближайшем будущем может и не быть, а если
и будет, то перед новым процессом встанут совершенно новые и быть может
непреодолимые препятствия и трудности. В создавшейся ситуации единственным
эффективным и апробированным инструментом давления на Анкару является угроза
принятия резолюций Конгрессом США, а также парламентами других государств. А в
случае новых капризов Анкары, вполне вероятно, что процесс международного
признания Геноцида армян на этом не остановится и угроза ответственности Турции
может принять другой облик - в виде угрозы компенсаций и территориальных
уступок. А это случится в том случае, если Анкара ослушается своих старших
товарищей по НАТО и продолжит чрезмерного "самостийное" поведение.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.