Понедельник, 15.08.2022, 21:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Декабрь » 10 » Армяно-турецкий процесс: перспективы и реалии
Армяно-турецкий процесс: перспективы и реалии
18:07

Analitika.at.ua. Подписанные Арменией и Турцией в октябре 2009 года в швейцарском Цюрихе протоколы по нормализации отношений вызвали дебаты в армянском обществе, неутихающие по сей день, несмотря на то, что 10 октября исполнилось ровно 2 года со дня их подписания. При этом, в Турции вопрос установления добрососедских отношений явно не стоит на первом и даже на втором плане политических и общественных обсуждений. Исключение в этом аспекте составляет лишь население близлежащих к Армении турецких вилайетов, в первую очередь Карской области, крайне заинтересованное в открытие границ с Арменией, а также немногочисленные турецкие общественные организации, имеющие связи с армянскими коллегами и бизнесмены обеих стран. При этом, многократно озвучиваемая высшими должностными лицами политика Анкары по этому вопросу по-прежнему покоится на трех основных предусловиях выставленных Армении: требованию ратифицировать Карский договор, подарить, отвоеванной ценою крови, Нагорный Карабах Азербайджану и отказаться от требования признать Геноцид армян, учиненным османскими турками в 1915-1923 годы. Все эти реалии сводят к минимуму перспективы на примирение армянского и турецкого народов.

 

Несмотря на все усилия турецких властей привязать армяно-турецкий процесс к карабахскому урегулированию, официальные лица России, США и ЕС, не говоря уже об Армении, постоянно твердили о том, что эти два процесса никак не связаны друг с другом. Лучше всего, пожалуй, позицию США и западного сообщества в этом вопросе выразил специалист по Кавказу Фонда Карнеги Томас де Ваал, заявивший, что "Турция не имеет возможности решения конфликта с Арменией, поскольку захотела бежать прежде, чем научилась ходить”. При этом, склонность правительства Эрдогана "бежать” в целом удивления не вызывает, учитывая совокупность последних трендов во внешней политике Турции. Создается впечатление, что Анкара стремится получить все и сразу, бросаясь для этого от одной крайности в другую. При этом, единой, долгосрочной внешнеполитической концепции не существует, во всяком случае, она не просматривается. Лучшим свидетельством этого стал резкий переход от озвученной Ахмедом Давудоглу концепции "ноль проблем с соседями” к нагнетанию этих проблем. Благодаря деятельности правительства Эрдогана, Турция на сегодняшний день находиться в напряженных отношениях чуть ли не со всеми своими соседями, за исключением разве своего "младшего брата” Азербайджана. Фактическая сдача Сирии, угрозы правительству Башара Асада, не самые лучшие отношения с Ираном, вечный спор с Арменией, упорное отрицание элементарных общеизвестных исторических фактов, оккупация части исконно греческого Кипра при всем желании никак не могут свидетельствовать об успешном осуществлении заявленной Турцией внешнеполитической концепции. Отдельной темой для разговора является искусственно созданное усилиями Эрдогана напряжение в отношениях с Израилем, которое так и не привело к ожидаемому им усилению турецкого влияния в мусульманском арабском мире.

 

Однако, в октябре Турция попыталась минимизировать отрицательный дисбаланс во внешней политике заметно активизировав тюркский фактор в своей внешнеполитической деятельности. Этому во многом способствовала и 20-летие независимости тюркских республик бывшего СССР. В связи с этим, 5–6 октября в Анкаре состоялась международная конференция, в которой приняли участие представители государственных ведомств и общественных организаций Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Узбекистана. Открывший мероприятие президент Турции Абдулла Гюль отметил необходимость действовать сообща, руководствуясь принципом «шесть стран, одна нация». Таким образом, Гюль даже перещеголял в своем стремлении к пантюркизму такого известного "космополита” каким являлся Гейдар Алиев, периодически твердящий, правда в иных целях, о "двух государствах и одной нации”. В подтверждение тезиса об активизации тюркского фактора в деятельности турецкого руководства следует упомянуть и второй медиафорум тюркоязычных стран и обществ, проведенный 30-31 октября в Баку. В итоговой декларации медиафорума была зафиксирована договоренность участников о создании Тюркской медиаплатформы, главной целью которой является формирование и укрепление единого информационного пространства тюркоязычных государств. Оба октябрьских мероприятия в целом продемонстрировали движение вперед в реализации пантюркистких инициатив Турции.

 

Разбираться в причинах успехов и неудач лиц, ответственных за турецкую внешнюю политику предоставим турецким аналитикам. Взамен же попытаемся проанализировать выгоды и риски установления дипотношений с подобным буйным и неоднозначным соседом, коим является, управляемая партией Эрдогана Турция. Сегодняшняя ситуация в армяно-турецких отношениях характеризуется полным отсутствием каких-либо подвижек, поскольку документы, подписанные в Цюрихе в 2009 году, так и остались пустыми бумагами, не ратифицированными ни парламентом Турции, ни парламентом Армении. После того же, как 22 августа 2011-го они были сняты с повестки турецкого парламента, некоторые и вовсе решили, что армяно-турецкие протоколы отправлены в "долгий ящик". Однако 23 сентября Совет министров Турции восстановил объявленные ранее недействительными протоколы по нормализации отношений с Арменией и вернул их в парламент. Турецкая пресса расценила этот шаг, как "жест в сторону Еревана”, в то время как в Ереване этот шаг турецкого правительства связали с предшествующим этому участием турецкой делегации в Нью-Йорке в 66-ом пленарном заседании Генассамблеи ООН, где Турция получила "зеленый свет" в роли регионального лидера.

 

Данное положение дел в армяно-турецких официальных отношениях логически укладывается в общую палитру отношений между двумя народами. В Армении подавляющее большинство общества довольно прохладно относиться к перспективе установления добрососедских отношений с Турцией. Большинство армян не могут представить установления отношений с турками без признания с их стороны факта Геноцида со всеми вытекающими отсюда последствиями. Велика в этом и роль Диаспоры, выступающей против каких-либо отношений с Турцией без признания Геноцида. В Турции в свою очередь со стороны подавляющего большинства населения, особенно неграмотного и крайне религиозного, также существует неприятие армян, рассматриваемых турками как "предателей”, способных в любой момент перекинуться на сторону многочисленных врагов турецкого государства. Понятно, что и в том и в другом случае все эти общественные настроения никак не могут не учитываться властями двух стран. Особенно это касается Турции и Реджепа Эрдогана чья партия традиционно играет на всех чувствительных струнах турецкого общества. В данном случае, антиармянские настроения турецкого электората – первый залог антиармянского настроя политика-популиста Эрдогана. Хотя следует признать, что, будучи, при этом, и прагматичным политиком, турецкий премьер давно бы пошел на установление дипотношений с Арменией, если бы на это его подтолкнул собственный народ, то бишь, электорат. Причин же нетерпимости в турецком обществе в отношении армян довольно много, но в первую очередь эта нетерпимость обусловлена той работой, которую в Турции неукоснительно проводиться азербайджанским агитпропом. Постоянные напоминания о мифических "20% оккупированных территорий и миллионе обездоленных братьев-беженцев” играют немалую роль в настроениях турецкого общества. И в данном случае, эти настроения явно перевешивают в глазах правящей партии Справедливости и развития настроения сверхдержав, заинтересованных в исчезновении разделительных линий в богатом энергоресурсами регионе. В этих условиях наличия определенного шантажа в азербайджано-турецких отношениях, турецким политикам не остается ничего иного как неукоснительно поддерживать "территориальную целостность” Азербайджана. Последним свидетельством этой поддержки стало сделанное 21 ноября в ходе пресс-конференции в Баку заявление председателя комитета по международным делам парламента Турции Волкана Бозкира о том, что Цюрихские протоколы о нормализации армяно-турецких отношений никогда не будут ратифицированы. Данное заявление, как минимум, говорит о намерении Анкары окончательно превратить имитацию армяно-турецких процессов в спектакль. При этом, сегодня более чем очевидно, что в переговорах о ратификации или нератификации протоколов Турция уже приобрела дивиденды в виде серьезных уступок Азербайджана в переговорах по нефти, газу, многим другим вопросам. Так что, в складывающейся ситуации перспектива разрыва цюрихского процесса не выгодна ни Турции, и ни Армении. Выиграл же Азербайджан от своего активного участия в этой сложной многоходовой комбинации - покажет ближайшее время.

 

Сегодня в исчезновении искусственно созданного барьера на границе между Арменией и Турцией в реальности в первую очередь заинтересован армянский и турецкий бизнес. И предприниматели обеих стран делают в этом направлении все от них зависящее. 22 ноября в Ереване состоялась двухдневная армяно-турецкая бизнес конференция в рамках программы содействия USAID, в которой приняло участие свыше 50 турецких бизнесменов из 6 регионов. Армянские и турецкие бизнесмены подписали в Ереване меморандум о сотрудничестве, призванный лоббировать открытие армяно-турецкой границы и активизировать деловые связи. А вице-президент армяно-турецкого совета по развитию бизнеса (TABDC) Ноян Сояк заметил, что в случае открытия армяно-турецкой границы ежегодный товарооборот между Арменией и Турцией может возрасти с существующих $300 млн втрое. Впрочем, учитывая, что 99% товарооборота между странами формируется за счет импорта турецких товаров в Армению, армянской стороне, прежде чем открывать границы, как минимум, следует призадуматься о создании промышленности направленной на импортозамещение. Естественно и желание к открытым границам жителей довольно отсталых в экономическом плане районов Турции близлежащих к границе с Арменией. По данным турецких бизнесменов, 90% населения Карса высказываются за открытие границы с Арменией. При этом, 10 лет назад за открытие границы выступало лишь 60% его жителей. Однако, представляется, что одного желания жителей Карса и армянских, и турецких бизнесменов для открытия границы будет явно недостаточно. И сегодня общественные настроения в Турции намного больше обуславливают нежелание Анкары открывать границу с Арменией, чем даже позиция ее "младшего брата” Азербайджана. Учитывая же, что общественные настроения формируются десятилетиями, ожидать резких перемен в армяно-турецком процессе, по крайней мере, в ближайшие годы не приходиться. Давид Степанян, arminfo.am

Категория: Политобозрение | Просмотров: 800
Календарь новостей
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru