Суббота, 20.04.2024, 00:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 1 » Армяно-турецкое сближение в призме мировой геополитики
Армяно-турецкое сближение в призме мировой геополитики
10:16

Analitika.at.ua. Самым заметным политическим событием на Южном Кавказе после августа 2008 года стало подписание протоколов о нормализации армяно-турецких отношений.

 

Августовская война и ее итоги полностью перекроили миропорядок, были внесены серьезные коррективы в правила глобальной политической игры. В большой мере это коснулось закавказского региона. Здесь пошел совсем иной отсчет времени. Вдруг налаживанием отношений «озаботились» Турция и Армения, которые уже около ста лет являлись, мягко говоря, напряженными, а после войны за Карабах и вообще свелись к нулю – были разорваны дипломатические отношения и закрыта армяно-турецкая граница. Армения оказалась в экономической блокаде, чему способствовали не только Турция и Азербайджан, но и «братская» Грузия.

 

Несмотря на историю отношений, на сближении Армении и Турции настояли и инициировали основные политические игроки в этом регионе – США, Россия, Евросоюз. Каждая из этих сторон рассчитывает извлечь выгоду из намечающегося альянса. Давление оказалось настолько сильным, что президенты двух противостоящих стран пошли на сближение, даже не заручившись поддержкой не только своего народа, но и своих парламентов и политических партий. А потому вся подготовительная работа, по сути, прошла в закрытом режиме.

 

10 октября текущего года, в Швейцарии, министры иностранных дел Армении и Турции Эвдард Налбандян и Ахмет Давутоглу поставили свои подписи под документом в присутствии глав МИД России, Франции, Швейцарии, Словении, госсекретаря США Хиллари Клинтон, генерального секретаря Совета Европейского союза Хавьера Соланы. Подобное высокое присутствие при подписании говорит о многом и значительно повышает градус состоявшегося события. Добавим, что мероприятие транслировалось 70-ю телеканалами.

 

Начавшемуся примирению старых врагов мешают митинги и выступления армян, как в самой Армении, так и за рубежом. Противники подписания «швейцарских протоколов» считают, что Ереван пошел на недопустимые уступки Анкаре, особенно по вопросу геноцида армян в 1915-1923 годах. Волнения были и в Турции, где население обвиняло власти в «предательстве Азербайджана». Эти события едва не сорвали всю затею. Поэтому, к подписанию турки наспех заготовили превентивное заявление. Своя домашняя заготовка была и у армян.

В заявлении, которое осталось незачитанным, представитель Турции намеревался озвучить некие тезисы по Нагорному Карабаху как неотъемлемой части Азербайджана. В ответном слове армянская сторона всенепременно собиралась поднять вопрос о геноциде. Все грозило вылиться в грандиозный скандал и никакого подписания не состоялось бы. Но этого не могли допустить влиятельные «болельщики». Уговоры и угрозы продолжались более трех часов. В результате было принято решение ограничиться только подписанием документов и отказаться от зачитывания заключительных заявлений.

 

Зато свое мнение проявилось в национальных СМИ стран-подписантов. «Момент подписания документов и поведение Турции – серьезный сигнал… Мы имеем дело с непредсказуемой страной. Неопределенно, чем все завершится», – заявил глава парламентской фракции «Наследие» Степан Сафарян. Это опасение косвенно подтверждают турецкие СМИ. Влиятельная газета «Хурриет» полагает, что до практических процессов, то есть открытия границы и установления дипломатических отношений дело может не дойти. Это связано с тем, что в стране проходят сложные внутренние процессы, готовые привести к досрочным выборам в парламент и формированию нового правительства.

 

Понятно, что во время войны за независимость Карабаха Турция выступала на стороне Азербайджана и даже угрожала вступить в войну. Она даже выдвинула на границу с Арменией одну из армий. И только твердая позиция России и строгие предупреждения по поводу начала новой мировой войны остудило пыл турков и их союзников. Сейчас пытаются замалчивать тот факт, что тогда мир был на грани глобальной катастрофы. Турции же пришлось вести другую войну – началась блокада Армении путем закрытия границы.

В 1994 году под давлением военных поражений и под политическим прессингом России Азербайджан был вынужден согласиться на перемирие, которое, по сути, сохраняется и по сей день. Стала действовать Минская группа ОБСЕ по урегулированию конфликта, но особо не преуспела. Антиармянская сущность турецкой внешней политики очевидна, что явствует из продолжающейся блокады. Армяне по отношению к туркам так же особых симпатий не испытывают. Однако им, ввиду крайне сложного экономического положения, приходится демонстрировать готовность строить с Турцией отношения. При этом Армения требует от Турции покаяния, настаивая на том, что это единственный путь хоть к какому-то сближению позиций. В пример приводится Германия, которая, пересилив себя, смогла попросить прощение у евреев за Холокост. Но турки о таком исходе и слышать не хотят.

 

Официально считается, что старт началу «переговорного процесса» был дан во время футбольного матча отборочного турнира чемпионата мира между Арменией и Турцией. Президент Турции Абдулла Гюль был приглашен в Ереван, где сидя со своим армянским коллегой в бронированной ложе, следил за перипетиями игры. Этот эпизод потом назовут «футбольной дипломатией», хотя все прекрасно понимают, что просто так турецкий лидер в Ереван бы не пожаловал. Чтобы «добить» футбольную тему, добавим, что уже после подписания «швейцарских протоколов», с ответным «футбольным» визитом Турцию посетил президент Армении, и в мире вновь дружно заговорили, что «процесс идет». Между тем, за кадром остались серьезные нюансы «футбольной дипломатии»: перед стадионом местные азербайджанцы устроили антиармянский митинг – полиция не вмешивалась; армянским болельщикам не разрешали заносить на стадион флаги своей страны; гимн Армении болельщиками был освистан; да и сама игра особым миролюбием не отличалась – было показано много желтых карточек, а один турецкий игрок даже был удален с поля за грубость. Оба матча, кстати, Армения проиграла, и противники президентского курса зловеще предрекают, что после футбольного поражения последует и дипломатическое. После матча, главы государств не ограничились обсуждением футбольной темы – ими были сделаны и политические заявления. «Сегодня Армения и Турция не пишут историю, а создают ее», – заявил Гюль. По его словам, лед в отношениях между странами постепенно тает, но за один день он не исчезнет. Президент Турции также подчеркнул важность достижения прогресса в решении карабахской проблемы. Серж Саргсян от комментариев на эту тему воздержался. Зато коснулся вопросов взаимоотношений с армянской диаспорой. Последняя все настойчивее требует от Анкары признания геноцида 1915 года.

Акценты, которые расставили президенты Армении и Турции – геноцид и Карабах – еще раз показали насколько остры противоречия между Ереваном и Анкарой, и как далеки они от принятия совместных взаимоприемлемых решений. Армянский президент, к примеру, уже заявил, что будет рассматривать «швейцарские протоколы» только после того, как их ратифицирует турецкий парламент. Однако, эксперты считают, что это игра на публику. Те, кто затеял это спешное замирение извечных врагов, пока еще дают им высказываться и демонстрировать самостоятельность в принятии решений. Но это дело временное. На Западе ждут результата. Да и в России тоже. Очень скоро может последовать вариант скручивания рук и перекрытия кислорода. Туркам напомнят о «курдском вопросе», армянам – о полной экономической блокаде. Тут уж волей-неволей станешь дружелюбным.

 

На беду Армении, в этой Большой игре супердержав она очевидно принесена в жертву. То же можно сказать и о Турции – Анкара тоже пассивный игрок. Но ей хотя бы оставили место для маневра, и она хотя бы на словах может отстаивать свои интересы.

Самое странное и прискорбное заключается в том, что во всех этих хитросплетениях в стороне остается вопрос Нагорного Карабаха. Когда участникам Большой игры напоминают об этой, пока еще не признанной республике, те досадливо морщатся, воспринимая эту территорию и проблемы с нею связанные как досадное недоразумение, незначительная помеха в деле переустройства геополитического пространства, называемого Южным Кавказом. При этом никто из игроков не задумывается всерьез, как убедить народы, целый век живущие во вражде, что необходимо искать пути для добрососедского сосуществования? Кстати, сто лет и три сменившихся поколения не смогли примирить людей. А тут от южных осетин требуют терпимости и толерантности к народу, который всего год назад развязал войну и пытался уничтожить весь наш этнос. А еще эти разговоры европейских чиновников о «бедных грузинских беженцах»...

На подписание «швейцарских протоколов» заинтересованно реагировали не только в Армении и Турции, но и в соседних государствах. Поэтому есть резон остановиться на реакции этих стран на нормализацию армяно-турецких отношений. В Грузии, к примеру, озабочены случившимся. Здесь понимают, что после открытия армяно-турецкой границы Грузия потеряет монополию на транзит грузов в Армению. Объем грузоперевозок уже на первом этапе может сократиться на 30 процентов. Армения и раньше жаловалась, что «сильно зависит от грузинской инфраструктуры», поскольку две трети грузоперевозок осуществляется через эту страну. Глава правительства Армении не раз обвинял Грузию в неоправданном завышении цен на транзит. Для армянской стороны доставка грузов в грузинские порты Батуми и Поти из любой точки мира обходится вдвое дешевле, чем далее по суше из Грузии в Армению. Открытие границы с Турцией помогло бы Армении удешевить импортные товары и сделать свою экономику более конкурентоспособной.

Но грузинские политологи копают глубже. Они считают, что после снижения коммуникационной зависимости Армении от Грузии в последней могут усилиться «сепаратистские настроения». Речь, разумеется, идет о Джавахети, где проживает более 113 тыс. человек, из которых 95% армяне. Сейчас этот район представляет стратегический интерес для всего региона, поскольку через него проходят нефтепровод Баку – Джейхан и газопровод Баку – Эрзерум.

 

Теперь об Азербайджане. Местная политическая элита болезненно восприняла сближение Армении и Турции. Ильхам Алиев, например, выразился так: «Порой звучит мнение о том, что нормализация турецко-армянских отношений и открытие границы могут способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Я не разделяю этого мнения, поскольку считаю, что если турецко-армянские отношения нормализуются, то позиция Армении в переговорном процессе может ужесточиться». Он уверен, что армяно-турецкое сближение и карабахское урегулирование должны идти «параллельно и одновременно», иначе баланс в регионе изменится в худшую сторону.

Кроме того, Баку считает, что Анкара должна выполнять свои обещания и придерживаться ранее высказанных заявлений о том, что границы будут открыты только после «деокупации» Азербайджана, и что Турция намерена не только снизить, а, наоборот, повысить уровень поддержки Азербайджана. В Баку считают, что если от Турции в ближайшее время не последует каких-то разумных предложений, то отношения «двух братских стран могут сильно испортиться». Азербайджан считает, что в выигрыше окажется, прежде всего, Армения. Она не только решит свои коммуникационные проблемы, у Еревана появятся реальные перспективы участия в региональных интеграционных проектах (газопровод «Набуко», например).

Судя по всему, Азербайджан крепко обиделся на «братскую» Турцию и от слов приступил к делу. Это пока проявляется в вопросах пересмотра позиций на энергетическом рынке. Баку считает, что Турция в этом вопросе ведет себя неадекватно на переговорах и препятствует экспорту азербайджанского газа в Европу, заламывая цены за транзит, и пригрозил продать весь газ более сговорчивым соседям – России и Ирану. Ильхам Алиев уже отмечал, что у Азербайджана есть все возможности для продажи газа в Европу, но процесс тормозится из-за транзитных позиций Турции. Ни для кого не секрет, что Азербайджан, вопреки своим экономическим интересам, все эти годы поставлял газ в Турцию по цене в одну треть от мировых, тогда как тот же Газпром продает Турции газ в два раза дороже. Теперь Анкаре напомнили и об этом.

Впрочем, это даже не напоминание, а ультиматум. И Баку уже предприняты конкретные шаги. Подписан контракт между азербайджанской газовой корпорацией и Газпромом о поставках с 1 января 2010 года 1,5 млн. кубометров газа в сутки по формуле «цена привязанная к котировкам нефтепродуктов в Европе». Этот контракт развязал Азербайджану руки и позволил перейти в открытое наступление на Турцию.

При этом многовекторность азербайджанской политики очевидна. Запад продолжает толкать Азербайджан на силовое решение карабахского конфликта, но пример Грузии и позиция России сдерживает Баку от принятия поспешных решений, хотя усиленное финансирование, накачивание военных структур налицо. И хотя Азербайджан, в отличие от Грузии, отказался стать плацдармом для авиации США при атаках на Иран, давление Вашингтона на Баку только растет. И если, по мнению политологов, И. Алиева не смели до сих пор, значит американцы не нашли более лояльного для них лидера. Запад давно дал понять Грузии, Азербайджану и Армении, что в покое их не оставит. Для каждой из них припасен «камень за пазухой» – от смены правительства, до бомбардировок, поэтому при каждом удобном случае им указывают на свое место.

Между тем, как показали события, роль России в налаживании отношений между Арменией и Турцией оказалась весьма высока. 10 октября были подписаны «швейцарские протоколы», а уже 13 октября Серж Саргсян оказался в Москве. Говорят, что именно записка, написанная от руки главой МИДа Сергеем Лавровым способствовала подписанию документов «Об установлении дипломатических отношений» и «О развитии двусторонних отношений». Ереван уже получил от Москвы кредиты на 500 млн. долларов, а также заверения о снижении цены на газ для Армении с 200 до 180 долларов за тысячу кубометров и окончание строительства Мецаморской АЭС.

Вскоре на российском направлении проявилась и Турция. 23 октября в Москве состоялась встреча глав правительств России и Италии Владимира Путина и Сильвио Берлускони. К ним также присоединился турецкий премьер Эрдоган. Здесь был принципиально решен вопрос о строительстве газопровода «Южный поток», который пройдет по дну Черного моря. Проект тормозился из-за маловнятной позиции стран-транзитеров Турции и Болгарии. Но если Болгария до сих пор пребывает в прострации, то Турция дала четкий ответ, что позволило Берлускони заявить, что «Южный поток» будет построен раньше «Северного потока».

Вполне возможно, что Турция и Армения понимают, что главным игроком на Южном Кавказе является все же Россия. Она доминант. Поэтому с ней пытаются особо контактировать. И, думается, можно констатировать, что после прошлогодней войны в Южной Осетии этот регион перешел из политической плоскости в экономическую.

 

Батрадз Харебов, Юго-осетинская газета «Республика»

Источник: gazetasng.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 810
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru