Analitika.at.ua. Единственный построенный по канонам Армянской
апостольской церкви храм в Северных и Балтийских странах находится в Риге. Свою
историю церковь ведет с 1996 года. По просьбе армянской общины власти Риги
выделили в пользование землю на улице Коюсалас в районе Краста. Еще в 1990 году
на Бастионной горке в Риге был установлен традиционный крест-камень хачкар в
память о жертвах геноцида армянского народа. Второй хачкар поставили на новой
земле. Затем решили строить свой храм. Как-никак в Латвии самая большая в
странах Балтии армянская диаспора — более пяти тысяч человек. Многие осели
здесь еще в советское время, окончили вузы, работали на благо новой родины.
Ни шатко ни валко строительство шло восемь лет и сдвинулось
с мертвой точки лишь в 2005 году, когда в Латвию прибыл новый настоятель — Тер
Хосров Степанян, на счету которого три возведенные под купол армянские церкви.
Собрав общину, он спросил: «Как вы думаете, сколько времени понадобится, чтобы
довести начатое до конца?» Подумав, армяне ответили: «Лет семь-восемь». —
«Тогда вы еще не знаете своих сил!» — заявил Тер Хосров.
Церковь удалось достроить за год и два месяца. Трудились
всем миром: кто-то помогал физически, кто-то материально, кто-то духовно... Армянские
рестораторы организовали вахту: трижды в день один из них накрывал стол для
строителей. Шашлыки ели регулярно. В результате когда стройку принимали и
прораб встал на весы, оказалось, что он поправился на девять кг.
Канонически храм еще не освящен — для этих целей в Латвию
приглашен его святейшество Верховный Католикос Гарегин Второй. Но и сейчас
каждое воскресенье и по праздникам здесь ведутся службы. Здесь крестят детей,
венчают молодоженов, отпевают усопших...
К примеру, в канун 1 сентября здесь проходила особая
литургия для первоклашек: священник благословил их на добросовестную учебу.
Ближайший праздник Святого животворящего Креста — 12 сентября... После службы —
всегда долгие чаепития и беседы. Впрочем, и все остальное время жизнь бьет ключом.
— Наши двери открыты для всех. Сюда приходят не только
армяне, но и русские, латыши, литовцы, украинцы... — рассказывает отец Хосров.
— Одно белорусское семейство приезжает на службы из местечка за 60 км от Риги. Свою дочь они
крестили у нас — при крещении ей дали имя в честь христианской армянской святой
Рипсимэ.
Ходил сюда латыш Эдгар. До этого он должным образом не
заботился о своих родных. А тут увидел, как это делают армяне: старшие заходят
— младшие встают и за стол не сядут, пока их родители не сядут... Сейчас Эдгар
живет в Норвегии, мы переписываемся, он гордо рассказывает: «В этом месяце я
послал деньги своей бабушке». Приятно.
Как-то к нам заглянул профессор Янис Полис, создатель
знаменитого лекарства — ремантадина. Он живет неподалеку в социальном доме
(увы, сейчас попал в больницу). Потом он стал гостить регулярно и приводить
соседей по дому. Мне нравится общаться с этими старцами, которые прожили жизнь
в атеизме, вроде отрицают Бога, но говорят такие мудрые слова. Что доказывает:
в душе они верующие люди...
Во время «Новой волны» меня познакомили с отцом Филиппа
Киркорова. Я стал с ним общаться по-русски — он обиделся. Оказалось, что Бедрос
прекрасно знает армянский. Он попросил показать ему церковь, провел здесь шесть
часов: пел песни, церковные и народные. А после закрытия фестиваля снова
приехал к нам.
В этом году на «Волне» победила Сона Шахгельдян — и всей
командой приехала к нам. На ту же службу прибыл и гастролировавший в Риге
виртуоз народного инструмента дудук Дживан Гаспарян... А еще в Юрмале отдыхал
Гарик Мартиросян, мой давний друг, он сюда наведывался с семьей... Вот такая
бурная жизнь!
Во время строительства я специально оставил за храмом
круглую площадку для праздничных гуляний. Тут проходят концерты, танцы, тут
накрывают столы, открывают все ворота и приглашают всех...
Где бы ни жил армянин, он всегда будет горой стоять за
своих. В год в мире проводят по нескольку телерадиомостов в помощь Армении. На
последнем за 12 часов армяне всего мира перечислили 18 млн. долларов на строительство
дороги из Армении в Карабах. И это в кризис!
И все же когда местные армяне говорят тост за Армению, они
не забывают поднять бокал и за Латвию, которая дала им возможность
реализоваться.
Что такое Армянская апостольская церковь?
Одна из древнейших в мире. Принадлежит к семье
древневосточных православных (вместе с Эфиопской, Коптской, Сирийской,
Индо-малабарской). Основана апостолами Фаддеем и Варфоломеем.
По легенде, опальный царь Трдат III в 287 году прибыл в
Армению с римскими легионами, чтобы вернуть престол. Он совершал обряд
жертвоприношения в капище языческой богини Анапит, но его сподвижник христианин
Григорий отказался принести жертву идолу, за что угодил в темницу. Царь велел
арестовать христиан «с конфискацией имущества» и казнить всех укрывающих
христиан.
Злодейство привело Трдата к тяжелому нервному заболеванию.
Его сестре приснилось, что брата может исцелить лишь Григорий. Освобожденный
узник захоронил мощи убитых по приказу Трдата и после 66-дневной проповеди
христианства исцелил царя. В 301 году Трдат принял крещение и провозгласил
христианство государственной религией Армении.
Явившийся Григорию ангел указал, где поставить храм, который
назвали «Эчмиадзин» — «сошел Единородный» (т. е. Иисус Христос).
Армяне считают, что при разных формулировках у них с
православной церковью вероучение одно.
Армянская церковь принимает семь таинств: крещение,
миропомазание, покаяние, причащение, венчание, посвящение (рукоположение),
соборование.
В 2009 году один из прихожан рижской армянской церкви Арно
Тер-Сааков выкупил у муниципалитета землю под храмом и подарил ее Рижской
армянской церкви и общине.
Для усиления духа предков из Армении были привезены два
мешка отчей земли, которую высыпали на территории.
Это событие было в некотором роде предначертано Арно...
фамилией. Ведь приставка «Тер» означает принадлежность к духовенству — она
досталась в наследие от далекого предка-священника.
Сам Арно армянин по отцу, предки которого более 100 лет не
жили на территории Армении. Армянского языка он, к сожалению, не знает, но свою
принадлежность к диаспоре ощущает остро:
— В детстве я часто приезжал к бабушке в Туркмению, где жила
большая часть нашей семьи, там проникся патриархальной дружной жизнью южной
семьи. Моя мама латышка (и мой первый язык был латышский), но она часто
говорила: «Я армянка». Ее все знали и любили в рижской общине, она была готова
всех согреть и всем помочь. Моя жена русская, но и она пропитана армянским
духом. По ее настоянию наших детей мы назвали армянскими именами.
Я считаю своей родиной Латвию — страну, где родился, вырос и
прожил всю жизнь. Но Армения для меня всегда будет Отчизной. Старшего сына
Арсена мы крестили в Москве, в небольшой армянской церкви на Ваганьковском
кладбище. Одновременно с ним крещение приняли мой отец и я.
Когда в 2000 году родилась дочь, я узнал, что здесь строится
армянская церковь, и поехал смотреть. Увидел бетонную коробку с расшатанной
деревянной лестницей и три бетонные плиты на месте алтаря. Настоятеля тогда еще
не было. В 2001 году в еще не достроенной церкви крестили дочку. Обряд совершил
Эрзас Нерсисян, ныне занимающий высокий пост архиепископа Новонахичеванской и
Российской епархии — это большая честь для нашей семьи.
Строительство то шло, то останавливалось. Процесс напоминал
возведение знаменитого храма Саграда Фамилия в Барселоне — на народные деньги и
народной волей. Таким же символом армянской воли стала эта церковь. Узорные
мраморные полы, фрески с библейскими сюжетами, витражи — все создано руками
местных умельцев и подарено церкви.
Люди приходят сюда не только помолиться, но и просто
пообщаться: узнать последние новости, обсудить наболевшее, спросить совета,
отметить праздник. Приносят угощение и садятся за дружный стол. Здесь же
устраиваются деловые встречи. В этом году тут были мэр Еревана Гагик Бегларян и
мэр Риги Нил Ушаков...
Первый иеромонах Маркос Оганесян, ныне епископ
Гехаркуникской епархии, сумел задать дух этому месту. Нынешний наставник Тер
Хосров довел до конца стройку и сплотил диаспору. Его любимая поговорка — «Одна
рука не хлопает». Только вместе мы сила! pribalt.info |