Четверг, 18.04.2024, 10:37
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Май » 5 » Армянская лоза через века
Армянская лоза через века
00:14

Analitika.at.ua. Международная исследовательская группа обнаружила в пещерах Арени тару для выжимки винограда, кувшины для брожения, кубки, которым более 6000 лет.

 

Предание связывает становление виноградарства с деятельностью патриарха Ноя, "вырастившего первую лозу" в долине Арарата. Между тем это именно тот редкий случай, когда реальность представляется куда более "легендарной", нежели сам миф.

 

Виноградарство и виноделие в Армении развивались еще до исторического (письменного) периода. Отнюдь неспроста выдающийся геоботаник Николай Вавилов считал именно Армянское нагорье родиной отдельных виноградных видов. Они росли прямо на глазах обживающего страну земледельца, изумляя его своими дивными ягодами в форме кисти, именуемой ныне гроздью, которая каждый раз разрасталась после оплодотворения цветков.

 

В фольклоре и культуре многих народов сохранился ряд лексических оборотов и традиционных норм, свидетельствующих об отождествлении в древности вина с кровью человека или бога. В странах, где почитался земледельческий культ Ара, например в хеттском обществе, присяга воинов сопровождалась обрядом возлияния вина и восклицанием: "Это – не вино, это - кровь ваша". В индоевропейских языках, предтечей коих (по одной из версий) как раз и считается армяно-греческо-иранская языковая общность, сам термин "вино" означает также и "кровеносный сосуд" (примером этимологических переплетений является образ богини садов и любви в римской мифологии – Венеры, имя которой, несомненно, также связано с древним обозначением вина).

 

Подобное отождествление вина и крови получило развитие и в период христианства. Не случайно в христианской традиции, впитавшей в себя древние языческие ритуалы оседлых земледельческих народов, вино считается "кровью Божьей". Есть много свидетельств о том, что под "древом познания" из ветхозаветного рассказа о земном рае следует понимать именно виноградную лозу, а под запретным плодом – виноград, перебродивший сок которого (вино) отождествлялся с сексуальностью и плодородием.

 

Культура вина и винограда была настолько развита в Армении, что, по мнению некоторых специалистов, дала даже название Араратской стране – "Ванское государство". С древнейших времен вино экспортировалось в страны региона, причем сохранились сведения о том, что виноградный напиток Ванского царства вывозился даже в Египет. Только на первом этаже склада города Тейшибаини было обнаружено около 150 помещений хозяйственного назначения - кладовых для вина с карасами общей емкостью около 400 тысяч литров и для зерна, которого вмещалось в общей сложности около 750 тонн.

 

Армения экспортировала вино и после падения Ванского царства. Более двух половиной тысяч лет назад греческий историк Геродот писал о путях транспортировки армянского вина в Вавилон по реке Евфрат: "В земле армениев нарезывают ивы и делают из них бока судна, потом обтягивают их покровом из кож и делают подобие дна, не раздвигая стенок кормы и не суживая носа, но придавая судну круглую форму щита. После этого все судно наполняют соломой и, нагрузив товаром, спускают к реке в направлении Вавилона… Преимущественно они поставляют красное вино в карасах. Многие купцы имеют до пяти тысяч талантов имущества. Доплывая до Вавилона, они продают все, в том числе хребет лодки, и возвращаются в страну армян… ".

 

Об армянском вине писал и Ксенофонт, который после неудачного "похода десяти тысяч греков" в Персию возвращался на родину через Армению и оставил описание своего отступления в сочинении "Анабасис" (по-гречески "Восхождение", имеется в виду восхождение через армянские горы к Черному морю). Ксенофонт (повествование ведется от первого лица) вспоминает, как часто заставал своих воинов в веселом настроении за гостеприимными армянскими столами, причем всегда оговаривал, что армянское вино "очень крепкое" и для эллинов непривычное, ибо армяне не разбавляют вино водой. "Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был очень приятный напиток… Когда по дороге Ксенофонту попадалась деревня, он заходил туда и посещал стоявших там солдат. Он заставал их всегда за едой и в веселом настроении и никогда они не отпускали его от себя, не предложив ему завтрака. На одном и том же столе всегда подавались одновременно баранина, козлятина, свинина, телятина и дичь со множеством хлебов из пшеничной муки и ячменя. Когда кто-нибудь хотел выпить за здоровье друга, он подводил его к кратеру, откуда надо было пить нагнувшись и втягивая в себя вино наподобие пьющего быка".

 

Все это свидетельствует о том, что еще за много веков до н. э. Армения славилась именно как "страна вина" и экспортировала этот напиток в страны Переднеазиатского региона. Любопытнейший фрагмент сохранился на знаменитой Бехистунской скале в Иране, на которой представлен армянин, выплачивающий дань царю Дарию вином. Огромная Ахеменидская империя, включающая территории от Индии до Египта – т.е. благодатные регионы с субтропическим и тропическим климатом, где наличествуют все условия для развития виноделия, тем не менее отдавала предпочтение именно армянским винам. Крайне любопытно утверждение Б. Пиотровского о том, что в середине IV в. в Рим из Армении "поставлялось перегнанное виноградное вино". И. Гаджимурадов, в свою очередь, пишет: "Виноделие в Армении приобрело особый профиль со специализацией на производстве крепких вин на основе виноградного спирта".

 

Кардинальное изменение ситуации наступило с падением Армянского царства, особенно с утверждением в Армении власти Арабского халифата в середине VII века. Армения таким образом стала частью государства, официальная религия которого - ислам - воспрещала употребление спиртных напитков. Естественно, в крайне ограниченных количествах вино все равно изготовлялось, однако говорить о каких-либо перспективах развития винодельческой отрасли стало уже неуместно. Таким образом, блестящий старт виноделию, данный в Армении несколько тысяч лет назад, был прерван с середины VII в. арабским вмешательством.

 

В период ослабления арабской власти в Армении (IX –X вв.) армяне вновь начали осваивать виноградники, о чем оставил крайне ценное сообщение очевидец этих событий Драсханакертци. "Меж тем в эти самые дни поприветствовал Господь страну Армянскую, и, покровительствуемый и споспешествуемый всяческой благодатью, каждый поселился в своем наследии. Став владельцами своей страны, насадили они виноградники, заложили оливковые сады и огороды, вспахали пашню поверх терниев и собрали урожай сторицей. И когда умолкла жатва, переполнились житницы зерном, наполнились винные погреба собранными плодами виноградников и "холмы перепоясались радостию", ибо умножились пасущиеся на них стада скота и отары овец".

 

Сильнейший удар по традициям армянской государственности, в том числе по культуре армянского вина, пришелся на середину XI века, когда в страну вторглись алтайские племена. Именно с этого времени регион попал в политическую и религиозную зависимость от племенных союзов монголо-тюркского мира, некоторые из коих основали на территории Ирана, Армении и Византии несколько крупных империй, государственной религией которых был провозглашен ислам.

 

Ценой неимоверный усилий армянам приходилось сохранять свои традиции. Ни в одной другой стране мира население не отстаивало культуру винограда и виноградного напитка в такой атмосфере перманентного риска, как в Армении, причем в течение целого тысячелетия. За эти десять веков успели самоопределиться и взрасти несколько цивилизаций, некоторые развили либо усовершенствовали свои традиции вина и виноградарства, наладили соответствующие производства. Армянскому же народу – одному из родоначальников отрасли - приходилось прилагать чудовищные усилия, направленные лишь на выживание традиции вина.

 

Католикосы Армянской Апостольской Церкви неоднократно обращались к османским султанам и персидским шахиншахам с просьбой сохранить виноградники Армении, выделить их в отдельную налогооблагаемую сферу и, естественно, платили за такую просьбу специальную дань, именуемую "чар". Таким вот образом армянам удавалось сохранять свою виноградную лозу в течение десяти столетий. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 728
Календарь новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru