Главная » 2011»Сентябрь»24 » Армянская община Тбилиси и ее историко-культурное наследство на грани исчезновения
Армянская община Тбилиси и ее историко-культурное наследство на грани исчезновения
13:50
Analitika.at.ua. Армянская община в Тбилиси, согласно переписи населения
2002 года, насчитывает порядка 80 тыс. человек из примерно 1,1 млн всего
населения города. После грузин, армяне являются самой большой этнической
группой, населяющей город. Еще до 1920-ых гг. армяне составляли большинство
населения Тбилиси.
На протяжении всего 20-го века численность армян в городе
сократилась с 41% до 7%, при том, что население города увеличилось втрое. Одним
из проявлений сокращения армянского присутствия в городе стало почти полное
исчезновение религиозно-исторических памятников. Так, из 25 действующих в конце
19 века армянских церквей к началу 21 века сохранилось лишь две - Св. Геворга и
Св. Эчмиадзин.
Исчезновение памятников произошло в несколько этапов
Первый этап - снос армянских церквей властями Грузинской ССР
в 1930-е годы. Среди разрушенных в то время церквей - трехкупольный
кафедральный собор Ванк (10 век), кукийская церковь Св. Богородицы, церковь
Благовещения Богородицы Джиграшен (17 век), церковь Св. Саргис и ряд других.
Отметим также, что в это же время был закрыт пантеон "Ходживанк"
(разрушенный полностью уже в наши дни при строительстве собора св. Троицы -
Самеба), а так же был разрушен русский собор, стоявший на месте нынешнего
здания парламента Грузии. Церкви и соборы, относящиеся к Грузинской
Православной Церкви (ГПЦ), в это время не уничтожали.
Второй этап охватывает период с конца советской власти в Грузии
по 1995 год. В 1989 году, согласно множеству свидетельств, была взорвана
церковь св. Шамхорецоц Кармир Аветаран (XVIII века), бывшая на тот момент самой
высокой церковью города. Ряд памятников был грузинизирован в тот же период. К
примеру, церковь Св. Петхаин (Бетлеми) (17 век), Карап Св. Геворк (18 век),
монастырь Св. Степанос (18 век), с которых были сбиты надписи и прочие
признаки, свидетельствующие об их армянском происхождении (однако ряд атрибутов
все еще напоминает о многовековой истории этих храмов).
В 1995 году грузинскими священниками была предпринята
попытка грузинизировать церковь св. Норашен (1467 год), что вызвало бурный
протест со стороны армянской общины. Третий этап относится уже к современности.
Ряд наиболее важных памятников ААЦ, все еще сохраняющихся в Тбилиси, объявлены
"спорными церквями", из-за чего они остаются без присмотра. В 2002
году по непонятным причинам сгорела и пришла в аварийное состояние церковь Св.
Ншан (1701 год), в 2009 развалилась церковь Мугни Св. Геворг (14 век), все
ухудшается состояние церкви Св. Норашен, которая также объявлена спорной, и при
этом грузинские священники все еще продолжают претендовать на нее (ряд
инцидентов имел место в 2008, 2009 и 2010 гг.). Абсурд ситуации заключается в
том, что при наличии 80-тысячной общины в Тбилиси действуют всего две армянские
церкви, а например другие национальные меньшинства с подобной проблемой не
сталкиваются. Для сравнения только отметим, что в Тбилиси действуют две
синагоги, хотя численность еврейской общины не превышает 3 тыс. человек.
Положение в армянской общине
Сама армянская община Тбилиси сегодня очень слаба и
разобщена. Она активно эмигрирует (порядка 2000 человек в год) из Грузии, а
также ассимилируется и опускается на социальное дно. Так, например, на сегодня
в Тбилиси осталась лишь одна армянская школа и несколько армянских классов в 3
смешанных школах, в то время как еще в 2007 году армянских школ было две, а
классы присутствовали в шести. Помимо этого, нередко армян принуждают менять
фамилии на грузинские, либо отказывают в трудоустройстве, даже в частном
секторе, что в стране с высоким уровнем безработицы является существенным
аргументом.
В отличие от роста религиозных настроений среди грузин,
армяне Тбилиси все больше отдаляются как от армянской церкви, так и от
армянского языка. Воскресные службы посещают не более 300 человек. Еще в 2002
году из 80 тысяч армян лишь 50 тысяч назвали себя прихожанами ААЦ (среди
остальных были православные, католики и сектанты). В силу своего маргинального
положения и слабости, армянская община не способна бороться за свои права.
На демонстрации в защиту церкви Св. Норашен собиралось не
более 100 человек. Армянская епархия Грузии оказалась неспособна взять на себя
роль объединяющего звена, следствием чего стало постоянное сокращение паствы и
активный прозелитизм со стороны грузинской церкви и различных сект в среде
армян Тбилиси. Решения, принимаемые армянской епархией, нередко расходятся с
ожиданиями общины, в связи с чем ее авторитет продолжает падать.
Уязвимость положения ААЦ в Грузии была в очередной раз
продемонстрирована в ходе кампании Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) против
регистрации других религиозных общин, начавшей пропаганду армянофобии. ААЦ даже
не была приглашена на недавние обсуждения вопроса религиозных меньшинств в
Грузии (куда были приглашены даже представители такого нового для Грузии
религиозного направления, как баптизм).
При этом следует отметить, что регистрация традиционных для
Грузии религиозных общин была инициативой правительства Грузии, которое в итоге
было вынуждено пойти на частичные уступки реакционерам из ГПЦ. Ряд наблюдателей
характеризуют произошедшее как конкуренцию между светскими и религиозными
властями Грузии, в которой, однако, "крайней" оказалась Армянская
церковь.
В случае сохранения этих тенденций армянскую общину в
Тбилиси с одной стороны ожидает поглощение путем ассимиляции, а с другой -
исчезновение как этнической единицы посредством миграции. По наблюдениям
экспертов, ситуацию можно исправить, если Грузинская епархия ААЦ сможет стать
центром притяжения для общины, бороться за их права и достичь решения назревших
перед ней проблем путем диалога с грузинскими властями. В противном случае от
полного исчезновения общины в этнической мозаике Тбилиси вряд ли удастся
избежать. Геворг Исмаилян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.