Analitika.at.ua. Весна оказалась удачной для многих
хоровых коллективов Армении. В апреле-мае четыре наших ведущих хора –
Государственный камерный хор "Овер", хор храма Св.Гегарда, Ереванский
государственный камерный хор и детско-юношеский коллектив "Маленькие певцы
Армении" - при поддержке Министерства культуры РА приняли участие в
международных фестивалях, достойно представив певческое искусство страны. В
России, Польше и Италии наши коллективы выступили с богатой программой
произведений армянских и зарубежных композиторов и удостоились высокой оценки.
В Гайновке (Польша) 9-15 мая состоялся 29-й Международный
фестиваль "Дни церковной музыки", на котором были представлены
ведущие православные коллективы из 10 стран – России, Беларуси, Украины,
Польши, Венгрии и др. Хор монастырского комплекса Гегард (Армения) оказался
единственным неправославным участником фестиваля, тем не менее именно ему было
суждено удостоиться лавров победителя: самобытный коллектив занял почетное
первое место в номинации "Профессиональный хор".
Хор Гегарда сформирован в 2001г. по инициативе руководства
храма с целью восстановить традицию участия в воскресных богослужениях и на
церковных праздниках женского хора. Коллектив возглавила хормейстер Анаит
Папаян. В течение первых лет деятельность хора разворачивалась лишь в стенах
храма, однако вскоре стало ясно, что ансамбль вполне может достойно выступать и
на концертных сценах. К работе с хором подключился директор Центра армянской
духовной музыки Мгер Навоян. За прошедшие годы коллектив неоднократно выступал
с концертами не только на отечественных сценах, но и в Австрии, Германии,
Франции, Чехии, Финляндии. В прошедшем феврале ансамбль храма Св.Гегарда
завоевал Гран-при на фестивале духовной музыки "Коложский благовест"
в Беларуси.
В польскую Гайновку хор как один из лучших церковных
коллективов был приглашен отцом Михаилом Ниегиеревичем. Получасовая программа
армянского коллектива вобрала в себя армянские средневековые монодии в
обработке Комитаса и Ерванда Ерканяна. Выступление хора было принято очень
тепло, а последний номер программы – произведение "Свете тихий"
А.Кастальского в проникновенном исполнении хористок из Армении был встречен
бурей аплодисментов. Помимо конкурсной программы хор исполнил ряд духовных
произведений совместно с музыкантами из Сербии и Чехии. Концерты в Варшаве и в
православной церкви Св.Миколая в г.Михайлово еще раз подтвердили высокий
профессиональный уровень армянского коллектива.
Девятый год подряд в Москве проводится знаменитый
"Пасхальный фестиваль", занимающий заметное место в культурной жизни
России. Основанный главным дирижером Мариинского театра Валерием Гергиевым и
мэром Москвы Юрием Лужковым, он сразу привлек к участию музыкальные коллективы
разных стран. Нынешний "Пасхальный фестиваль", прошедший с 5 апреля
по 9 мая, был представлен разными музыкальными направлениями: симфоническая,
хоровая, камерная музыка, "звонильная неделя". В программе хорового
исполнительского искусства в числе 22 коллективов из России, Украины, Беларуси,
Абхазии, Сербии, Греции и других стран выступил один из оригинальных
коллективов Армении – Государственный камерный хор "Овер" под
руководством Соны Ованнисян.
Четыре концерта – в знаменитом зале им.Чайковского, церкви
Св. Преображения в Суздале, московском храме Христа Спасителя и в Доме культуры
железнодорожников - прошли "на бис". В исполнении "Овер"
звучали духовные и мирские песнопения Комитаса, отрывки из литургии Р.Щедрина
"Запечатленный ангел", одно из последних произведений Эдварда
Мирзояна "Сага Родине, небу и его украшениям", созданных на тексты
Ов.Туманяна и Нерсеса Шнорали, а также произведения западноевропейских
композиторов. Успех хора был отмечен и участниками, и гостями фестиваля.
Высокое мастерство и слаженность, прекрасная программа, рассчитанная на
интеллектуального слушателя, музыкальный вкус и чарующее исполнение покорили
московского слушателя. Хор "Овер", не раз выступавший на престижных
сценах Европы, был признан одним из лучших на фестивале. Интерес к оверовцам
был настолько велик, что CD с их программой разлетелись уже в первые дни
фестиваля.
На московском "Пасхальном фестивале" отдельной
программой был представлен и Государственный молодежный оркестр Армении под
руководством дирижера Сергея Смбатяна. Еще год назад, во время гастролей в
Ереване Валерий Гергиев случайно оказался на открытой репетиции "Симфонии
для струнного оркестра с литаврами" молодежного коллектива и был удивлен
его исполнительским мастерством. Через год по приглашению В.Гергиева
Государственный молодежный оркестр Армении оказался на "Пасхальном
фестивале". Маэстро доверил коллективу участие в церемонии торжественного
закрытия хоровой программы фестиваля. Прозвучавшие в исполнении молодых
музыкантов "Вариации на тему рококо для скрипки и оркестра"
П.Чайковского с соло виолончелиста Нарека Ахназаряна, а также "Симфония
для струнного оркестра с литаврами" Э.Мирзояна покорили публику.
Свою лепту в удачный весенний музыкальный сезон внес и
Ереванский государственный камерный хор под управлением Арутюна Топикяна.
Представленный коллективом цикл духовных песнопений Комитаса стал украшением
50-го Международного фестиваля духовной музыки в г.Лоретто, Италия. В программу
хора были включены также произведения М.Екмаляна, композитора из Спюрка
Д.Аладжяна и современного армянского композитора Ваграма Саргсяна, впервые
исполненные хором. Согласно одной из традиций фестиваля, Ереванский
государственный камерный хор прошел церемонию освящения в келье Св.Лаурентины,
во время которой был исполнен "Национальный гимн" Комитаса. В течение
трех дней записи с выступлением коллектива из Армении звучали в многолюдных
уголках города под открытым небом.
"Дружат дети на планете" - так назывался
Международный хоровой фестиваль, во второй раз прошедший в Москве под девизом
"Я наследник великой Победы". Посвященный 65-й годовщине Победы в
Великой Отечественной войне, фестиваль охватил Москву, Владимир, Суздаль.
Именно в этих городах выступил с самобытной программой детско-юношеский хор
"Маленькие певцы Армении" под руководством Т.Экекяна. В исполнении
юных певцов были представлены армянская народная и современная музыка, образцы
мировой и русской классики, произведение Арно Бабаджаняна "Парни, которых
нет".
Успех коллективов из Армении на зарубежных фестивалях еще
раз подтверждает важность хоровой музыки. Хоровое пение является неотъемлемой
частью отечественной и мировой культуры, веками проверенным фактором
формирования духовного, творческого потенциала общества. Армянское хоровое
искусство с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием,
огромным воздействием на эмоциональный и нравственный строй как исполнителей,
так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания. Более
того, участие в хоре объединяет нацию вокруг общих идей – культурных,
общественных, государственных. Это особенно необходимо нам сегодня - в эпоху
становления нашей государственности.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.