Analitika.at.ua. В марте в Латвии еще не весна. Это,
скорее, угасание зимы. И все же новые краски появляются. В природе. В культуре
и искусстве.
Переехавший недавно в латвийскую столицу еще молодой, ярко
одаренный альтист, ученик Юрия Башмета Максим Новиков затеял фестиваль под
названием "Весенняя музыкальная академия". Его составили 5 программ,
в которых нетрудно было заметить "армянский акцент". В Домском соборе
Максим сыграл пьесу для альта соло Ваче Шарафяна Vi O La 2 (впервые в Латвии) и
еще провел мировую премьеру сочинения под названием Path towards this moment.
Рижане начинают запоминать новое для них имя - Ваче Шарафян: он автор и этого
произведения, которое посвятил дуэту Максима Новикова и Евгении Лисицыной,
опытной органистке Латвии.
Прекрасно проявило себя Трио им. Арама Хачатуряна в составе
Армине Григорян (рояль), Карена Шахгалдяна (скрипка) и Карена Кочаряна
(виолончель). Это три прекрасных инструменталиста, три творческие
индивидуальности, которые соединились в одном ансамбле. Наряду с произведениями
С.Рахманинова, Й.Брамса музыканты из Еревана в Большом зале Латвийского
университета с вдохновением сыграли знаменитое Фортепианное трио Арно
Бабаджаняна, шедевр камерной музыки ХХ столетия. Играли они и колоритную
шарафяновскую обработку "Вагаршапатского танца", и нежный опус
"Шушаник" Эдвада Мирзояна. При участии М.Новикова трио также провело
мировую премьеру Фортепианного квартета рижского профессора Георга Пелециса,
являющегося воспитанником композиторского класса Арама Ильича Хачатуряна в
Московской консерватории. Те, кому довелось побывать на рижских и сигулдском
концертах Трио им. А.Хачатуряна, дружно высказывали пожелание вновь слышать его
в Латвии.
Еще одну яркую краску в художественную жизнь весенней Риги
внесла известная общественная организация - Ассоциация национальных культурных
обществ им. И.Козакевич (АНКОЛ), которая подготовила новый творческий цикл. В
своем доме на ул.Слокас, 37, 16 и 17 марта ассоциация преподнесла зрителям и
слушателям "Весенний букет женщинам", поддержанный Департаментом по
культуре Рижской думы в рамках программы общественной интеграции.
Возможность участия в художественных мероприятиях была
предоставлена всем организациям, входящим в ассоциацию, и ее партнерам. Среди
наиболее активных оказались представители Латвийского армянского культурного
центра. Начнем с того, что придумал и составил весь этот цикл Раффи Хараджанян
- глава АНКОЛ и сопредседатель ЛА культурного центра. Художественный
руководитель цикла Р.Хараджанян вел все программы, а также играл в концертах со
своими молодыми партнерами - Еленой Лихварь и Ингой Саркане. Довелось послушать
эмоционально наполненную, виртуозную игру студентки Латвийской музыкальной
академии, скрипачки Анны Барсегян (Р.Щедрин, "Посвящение Альбенису").
В Каминном зале Дома ассоциации была возможность полюбоваться фантазией
магистра Латвийской художественной академии (руководитель, профессор Алексей
Наумов, ректор ЛМА) Карине Паронянц, которая известна и как прекрасная
исполнительница, и педагог восточных танцев. Ее персональная экспозиция
удивляет органичным сочетанием традиций армянской и латышской живописи, радует
глаз красочностью и декоративностью.
На другой выставке - она расположилась в Большом зале Дома
АНКОЛ - экспонируются выразительные полотна опытных рижских живописцев Варужа
Карапетяна, Артура Акопяна. Кстати, когда участники Трио им. А.Хачатуряна
совершали экскурсию по Старой Риге, в небольшой галерее Агии Суны – там
проходит "зеленая" выставка - им сразу предложили взглянуть на
картины Артура, ибо, как отметила хозяйка салона, они заметно отличаются от
работ художников-латышей богатством своей колористической гаммы.
В концерте для детей, состоявшемся 17 марта, вместе с
поющими и танцующими ансамблями Рижской литовской школы, поразительно смелой
8-летней скрипачкой Евой Тер-Саркисовой (скоро она сыграет на конкурсе
"Юные таланты" в Ереване) и ее братом -пианистом Эрнестом, мы
услышали юного Гора Казаряна. Он учится петь в Культурном центре
"Золитуде" и хорошо танцует.
В Латвийской национальной опере с размахом была проведена
церемония награждения Большим музыкальным призом за 2011 год. Среди обладателей
столь престижных наград обнаружились и "наши". Приз присуждается в
семи категориях. В номинации "За выдающуюся интерпретацию" его
оспаривали два лучших молодых пианиста современной Латвии: Вестард Шимкус и
Рейнис Зариньш. По мнению жюри, Рейнис оказался достойней. Oн постоянно
работает в Лондоне. Но путевку в жизнь ему дал профессор Раффи Хараджанян:
Рейнис целых семь лет учился у него - в школе и академии. В репертуарном багаже
Зариньша оказались "Музыкальные картинки" Александра Арутюняна,
произведения Арама Хачатуряна, среди которых и соната для фортепиано. Здесь же
и кипучий "Танец с саблями", который Рейнис многократно играл в
ансамбле с популярным фортепианным дуэтом - Нора Новик-Раффи Хараджанян и еще
одним их учеником - Русланом Пережило. Понятно, что все эти репертуарные
пополнения произошли под влиянием учителя. К нему Рейнис, выходящий на сцены
многих стран, и сегодня при возможности приходит на консультации.
Поздравляем Рейниса Зариньша и его наставника с серьезным
успехом! И отметим, что в тот же вечер армяне Латвии имели еще один повод для
ликования. Лучшим спектаклем года признали постановку оперы Дж. Россини в
Латвийской Национальной опере, что являлось первым опытом режиссера Айка
Карапетяна в этом жанре. Молодой и одаренный Айк доказал: за что бы он ни
брался, все делает добротно. "Голос Армении" уже писал о спектакле
Карапетяна и о его полнометражном фильме "Люди там". Картина побила
все рекорды: за первую неделю показа в Латвии ее успели посмотреть 7000
зрителей.
Напоследок хочу снова вернуться к "Весенней музыкальной
академии". Для участия в одном из ее концертов в Ригу приехал Кеворк
Мурад. Художник живет в Нью-Йорке и постоянно сотрудничает со знаменитым
виолончелистом Йо-Йо Ма и его оркестром Silk Road Ensemble, разъезжает с ними
по миру и посредством рисунков передает свои впечатления от музыки. Он делает
это поразительно тонко, интригующе передает свои ощущения от услышанного.
Иногда они выливаются в законченную композицию, а иногда получается нечто
абстрактное. Графические "импрессии" Кеворка тут же проецируются на
большой экран. Эти импровизации, пусть даже в чем-то и заготовленные, увлекают
не только сиюминутностью творческого акта. Это своего рода "балет
линий", который продиктован мастеру движением, его темпом,
направленностью, остановками, настроением и колоритом звучащей музыки. Если
выпадет такая возможность, рекомендую посмотреть, как работает родившийся в
Сирии американский художник армянского происхождения Кеворк Мурад и как
великолепно проявляет свой редкий дар – визуально "услышать" музыку.
Асмик ХАРАДЖАНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.