Четверг, 25.04.2024, 08:03
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Март » 29 » Армянские краски Рижского букета
Армянские краски Рижского букета
00:12

Analitika.at.ua. В марте в Латвии еще не весна. Это, скорее, угасание зимы. И все же новые краски появляются. В природе. В культуре и искусстве.

 

Переехавший недавно в латвийскую столицу еще молодой, ярко одаренный альтист, ученик Юрия Башмета Максим Новиков затеял фестиваль под названием "Весенняя музыкальная академия". Его составили 5 программ, в которых нетрудно было заметить "армянский акцент". В Домском соборе Максим сыграл пьесу для альта соло Ваче Шарафяна Vi O La 2 (впервые в Латвии) и еще провел мировую премьеру сочинения под названием Path towards this moment. Рижане начинают запоминать новое для них имя - Ваче Шарафян: он автор и этого произведения, которое посвятил дуэту Максима Новикова и Евгении Лисицыной, опытной органистке Латвии.

 

Прекрасно проявило себя Трио им. Арама Хачатуряна в составе Армине Григорян (рояль), Карена Шахгалдяна (скрипка) и Карена Кочаряна (виолончель). Это три прекрасных инструменталиста, три творческие индивидуальности, которые соединились в одном ансамбле. Наряду с произведениями С.Рахманинова, Й.Брамса музыканты из Еревана в Большом зале Латвийского университета с вдохновением сыграли знаменитое Фортепианное трио Арно Бабаджаняна, шедевр камерной музыки ХХ столетия. Играли они и колоритную шарафяновскую обработку "Вагаршапатского танца", и нежный опус "Шушаник" Эдвада Мирзояна. При участии М.Новикова трио также провело мировую премьеру Фортепианного квартета рижского профессора Георга Пелециса, являющегося воспитанником композиторского класса Арама Ильича Хачатуряна в Московской консерватории. Те, кому довелось побывать на рижских и сигулдском концертах Трио им. А.Хачатуряна, дружно высказывали пожелание вновь слышать его в Латвии.

 

Еще одну яркую краску в художественную жизнь весенней Риги внесла известная общественная организация - Ассоциация национальных культурных обществ им. И.Козакевич (АНКОЛ), которая подготовила новый творческий цикл. В своем доме на ул.Слокас, 37, 16 и 17 марта ассоциация преподнесла зрителям и слушателям "Весенний букет женщинам", поддержанный Департаментом по культуре Рижской думы в рамках программы общественной интеграции.

 

Возможность участия в художественных мероприятиях была предоставлена всем организациям, входящим в ассоциацию, и ее партнерам. Среди наиболее активных оказались представители Латвийского армянского культурного центра. Начнем с того, что придумал и составил весь этот цикл Раффи Хараджанян - глава АНКОЛ и сопредседатель ЛА культурного центра. Художественный руководитель цикла Р.Хараджанян вел все программы, а также играл в концертах со своими молодыми партнерами - Еленой Лихварь и Ингой Саркане. Довелось послушать эмоционально наполненную, виртуозную игру студентки Латвийской музыкальной академии, скрипачки Анны Барсегян (Р.Щедрин, "Посвящение Альбенису"). В Каминном зале Дома ассоциации была возможность полюбоваться фантазией магистра Латвийской художественной академии (руководитель, профессор Алексей Наумов, ректор ЛМА) Карине Паронянц, которая известна и как прекрасная исполнительница, и педагог восточных танцев. Ее персональная экспозиция удивляет органичным сочетанием традиций армянской и латышской живописи, радует глаз красочностью и декоративностью.

 

На другой выставке - она расположилась в Большом зале Дома АНКОЛ - экспонируются выразительные полотна опытных рижских живописцев Варужа Карапетяна, Артура Акопяна. Кстати, когда участники Трио им. А.Хачатуряна совершали экскурсию по Старой Риге, в небольшой галерее Агии Суны – там проходит "зеленая" выставка - им сразу предложили взглянуть на картины Артура, ибо, как отметила хозяйка салона, они заметно отличаются от работ художников-латышей богатством своей колористической гаммы.

 

В концерте для детей, состоявшемся 17 марта, вместе с поющими и танцующими ансамблями Рижской литовской школы, поразительно смелой 8-летней скрипачкой Евой Тер-Саркисовой (скоро она сыграет на конкурсе "Юные таланты" в Ереване) и ее братом -пианистом Эрнестом, мы услышали юного Гора Казаряна. Он учится петь в Культурном центре "Золитуде" и хорошо танцует.

 

В Латвийской национальной опере с размахом была проведена церемония награждения Большим музыкальным призом за 2011 год. Среди обладателей столь престижных наград обнаружились и "наши". Приз присуждается в семи категориях. В номинации "За выдающуюся интерпретацию" его оспаривали два лучших молодых пианиста современной Латвии: Вестард Шимкус и Рейнис Зариньш. По мнению жюри, Рейнис оказался достойней. Oн постоянно работает в Лондоне. Но путевку в жизнь ему дал профессор Раффи Хараджанян: Рейнис целых семь лет учился у него - в школе и академии. В репертуарном багаже Зариньша оказались "Музыкальные картинки" Александра Арутюняна, произведения Арама Хачатуряна, среди которых и соната для фортепиано. Здесь же и кипучий "Танец с саблями", который Рейнис многократно играл в ансамбле с популярным фортепианным дуэтом - Нора Новик-Раффи Хараджанян и еще одним их учеником - Русланом Пережило. Понятно, что все эти репертуарные пополнения произошли под влиянием учителя. К нему Рейнис, выходящий на сцены многих стран, и сегодня при возможности приходит на консультации.

 

Поздравляем Рейниса Зариньша и его наставника с серьезным успехом! И отметим, что в тот же вечер армяне Латвии имели еще один повод для ликования. Лучшим спектаклем года признали постановку оперы Дж. Россини в Латвийской Национальной опере, что являлось первым опытом режиссера Айка Карапетяна в этом жанре. Молодой и одаренный Айк доказал: за что бы он ни брался, все делает добротно. "Голос Армении" уже писал о спектакле Карапетяна и о его полнометражном фильме "Люди там". Картина побила все рекорды: за первую неделю показа в Латвии ее успели посмотреть 7000 зрителей.

 

Напоследок хочу снова вернуться к "Весенней музыкальной академии". Для участия в одном из ее концертов в Ригу приехал Кеворк Мурад. Художник живет в Нью-Йорке и постоянно сотрудничает со знаменитым виолончелистом Йо-Йо Ма и его оркестром Silk Road Ensemble, разъезжает с ними по миру и посредством рисунков передает свои впечатления от музыки. Он делает это поразительно тонко, интригующе передает свои ощущения от услышанного. Иногда они выливаются в законченную композицию, а иногда получается нечто абстрактное. Графические "импрессии" Кеворка тут же проецируются на большой экран. Эти импровизации, пусть даже в чем-то и заготовленные, увлекают не только сиюминутностью творческого акта. Это своего рода "балет линий", который продиктован мастеру движением, его темпом, направленностью, остановками, настроением и колоритом звучащей музыки. Если выпадет такая возможность, рекомендую посмотреть, как работает родившийся в Сирии американский художник армянского происхождения Кеворк Мурад и как великолепно проявляет свой редкий дар – визуально "услышать" музыку. Асмик ХАРАДЖАНЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 578
Календарь новостей
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru