Analitika.at.ua. Ввод миротворческих сил в контексте борьбы сверхдержав за
влияние над регионом не состоялся; руководство США не смогло убедить Турцию
деблокировать границу с Арменией без увязывания деблокады с разрешением
проблемы НКР; продление срока Договора о российской военной базе расставило
многие точки над "i", однако недавно помощник госсекретаря США Филипп
Гордон объявил, что Вашингтон ожидает удобного момента для восстановления
армяно-турецкого процесса, дескать, протоколы существуют и они подписаны.
Большая игра продолжается, позади Астрахань - впереди Астана и конец
политического года, подтвердившего несменяемость приоритетов.
УЩЕРБНОЕ МНЕНИЕ, ЧТО ОТ АРМЕНИИ НИЧЕГО НЕ ЗАВИСИТ и что все
вопросы в регионе решают сверхдержавы, в мыслящих головах уже сменилось
пониманием, что внешнеполитический курс РА - это то, с чем не могут не
считаться все, кто связывает с регионом свои планы на будущее.
Нагорно-Карабахская Республика - состоявшееся государство и
в этом качестве встретит новый, 2011 год. Такова одна из реалий уходящего года.
Видеть в этом факте только политику сверхдержав, имеющих свои интересы в
регионе, и полностью игнорировать политику и позицию собственного государства,
сродни упрямству душевнобольного. У армянского обывателя, привыкшего думать,
что судьбу Армении и Арцаха решают другие, случился бы шок, узнай он правду о
том, что нынешняя ситуация в регионе - во многом продукт активной внешней
политики армянского государства. Теперь о приоритетах этой политики.
ПРОТИВОРЕЧИТ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ...
Международное право никогда не признавало и не могло
признать правомочным, когда партийный орган третьего государства решал бы
территориальный вопрос, перекраивал границы суверенного государства, нарушая
при этом право одного из народов на самоопределение.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ДО СИХ ПОР МЫ НИКАК НЕ МОЖЕМ ОБЪЯСНИТЬ МИРУ,
что решение Кавбюро Центрального Комитета Российской Компартии (большевиков) от
5 июля 1921 года с самого начала не имело никаких правовых оснований и никакой
юридической силы, ибо, повторюсь, партийный орган третьего государства не
правомочен решать межгосударственный территориальный вопрос. Следовательно, все
действия, совершенные на основе этого решения, не имеют правовых оснований.
Почему же нам все еще приходится доказывать миру то, что ясно, как дважды два:
"Карабах никогда не был частью независимого Азербайджана. Он был введен в
состав Азербайджана решением органа Коммунистической партии Советского Союза -
Кавказским бюро, которое на своем заседании, пренебрегая решением Лиги Наций и
народным референдумом как механизмом установления границ между Арменией и
Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным давлением Сталина, с
процедурными нарушениями приняло решение о насильственном присоединении
Нагорного Карабаха..." (из речи президента РА Сержа Саргсяна в Британском
Королевском Институте международных отношений Чатем-Хаус, 10. 02. 2010).
Повторяя все это из раза в раз, мы забываем напомнить миру,
что однажды вопрос уже был решен, причем на основе международного (!) права: 1
декабря 1921 года Декретом Ревкома Советская Социалистическая Республика
Азербайджан официально отказалась от территориальных притязаний на Нагорный
Карабах в пользу Армянской ССР, которая в свою очередь Декретом Совнаркома от
12 июня 1921 года провозгласила Карабах своей неотъемлемой частью.
Таким образом, правомочными органами двух государств было
юридически оформлено международное(!) соглашение путем добровольно
провозглашенных деклараций, а это означало, что инициированный Азербайджаном
территориальный спор однажды уже был исчерпан, причем в рамках международного
(!) права! Об этом факте не следует забывать...Усилия по международному
признанию государственной независимости НКР - главный из приоритетов армянской
политики.
АКТ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА
Утверждения о нарушении территориальной целостности
Азербайджанской Республики некорректны с точки зрения правовой ситуации, установившейся
после принятия Конституционного акта Азербайджанской Республики от 18 октября
1991 года, которым Азербайджанская Республика отреклась от наследия
Азербайджанской ССР.
ПОБОРНИКАМ ПРИНЦИПА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ в той же
своей речи президент Саргсян адресовал вопрос: "А где же вы были, когда
разваливался Советский Союз? Где вы были, когда расчленялась Югославия? Почему
вам кажется, что Азербайджан мог выйти из состава СССР, а Нагорный Карабах - не
мог? Почему вы думаете, что большие империи могут распадаться, а малые должны
оставаться? На каком основании?"
Оснований никаких, ибо власти Азербайджана в течение 70 лет
выступали инициаторами массовых дискриминаций в отношении армянского народа
Нагорного Карабаха, а после резни в Сумгаите и бакинских погромов Азербайджан,
как и Турция, многими был причислен к типу геноцидальных государств.
ГДЕ И КОГДА БУДЕТ АРМЯНСКИЙ НЮРНБЕРГ?
Этот вопрос был задан президентом в Дейр-эз-Зоре 24 марта
2010 года. "Историки и журналисты часто и не без оснований сравнивают
Дейр-эз-Зор с Освенцимом, говоря, что "Дейр-эз-Зор - это Освенцим
армян". Считаю, что хронология диктует нам более верную формулировку:
"Освенцим - это Дейр-эз-Зор евреев" (там же).
И ДАЖЕ ПОСЛЕ ЭТОГО АРМЕНИЯ ГОТОВА НАЛАДИТЬ С СОВРЕМЕННОЙ
ТУРЦИЕЙ нормальные дипломатические отношения, подчеркнул президент, но эта
готовность отнюдь не означает забвение прошлого и отказ от шагов по
международному признанию Геноцида. Международное признание Геноцида - важнейший
из приоритетов армянской политики, которому была посвящена речь президента в
стенах вашингтонского Кафедрального собора, произнесенная после посещения
могилы Вудро Вильсона. Президент Армении напомнил присутствующим слова 28-го
президента США, произнесенные им 26 февраля 1919 года в Бостоне: "Вы
думали о страданиях Армении? Вы помогли армянам после того, как они вынесли
страдания? Теперь поддержите, чтобы они больше никогда не страдали".
"Мы не собираемся в каком-либо формате делать предметом
обсуждения факт Геноцида или притворяться, будто верим, что Турция может иметь
какую-либо позитивную роль в переговорном процессе урегулирования проблемы
Карабаха", - заявил президент. Это, подчеркну, из числа несменяемых
приоритетов...
УВИДЕТЬ ОБЩИЙ ГОРИЗОНТ
В Иерусалиме есть Стена плача, где, по легенде, преклонил
колени канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. Он стоял на коленях и плакал и просил
прощения у евреев за грех своего народа. Принято думать, что в тот самый миг,
когда канцлер стал на колени, его страна встала с колен.
СТРАНА, ПОРОДИВШАЯ ЧУМУ ХХ ВЕКА - ФАШИЗМ, ПЕРЕД ВСЕМИ
ВИНОВАТАЯ И ОПОЗОРЕННАЯ... Когда спустя десятки лет рухнула Берлинская стена,
то это сочли детонацией взрыва, который свершился в душах людей, пославших
канцлера к Стене плача. Не случайно речь президента Саргсяна в фонде Конрада
Аденауэра 22 июня 2010 года была посвящена идее объединения, которая из видения
немецкого канцлера переросла в пример объединенной Европы.
"Возможно ли подобное будущее для нашего региона? -
задался вопросом армянский президент и сам же ответил на него: "Несомненно".
Политическое видение - неотъемлемое качество политика,
масштаб видения определяет масштаб самого политика. Президент Армении не только
убежден, что мир и развитие в регионе возможны, но и предлагает свои пути и
решения: "Концентрация всемирного опыта свидетельствует: нет ничего,
способного быстрее привести людей к согласию, чем экономическая выгода. Все
примеры доказывают долгосрочную стабильность интеграции и решения политических
проблем на основе экономического сотрудничества" ( там же).
НЕОБХОДИМО ИСПЕЧЬ ГОРАЗДО БОЛЬШИЙ ПО РАЗМЕРАМ ПИРОГ
А удовлетворит ли всех южнокавказский "экономический
пирог"? На этот вопрос президент Армении ответил, что правильное решение
не в том, чтобы вручить этот пирог одному или двоим, ибо с этого проблемы
только начинаются, а "просто необходимо испечь больший по размерам
пирог", и объяснил, как он это представляет:
"ЕСЛИ ГОВОРИМ ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ, ЗНАЧИТ, РЕГИОН ИЗ
ИСТОЧНИКА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ НУЖНО ПРЕВРАТИТЬ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УЗЕЛ. Если говорим
о тупике и закрытых границах, вместо них регион нужно превратить в транспортный
узел, связывающий север и юг, восток и запад. Необходимо разнообразить
направленность проектов. Только простирающиеся с востока на запад нефтепроводы
и газопроводы, коммуникационные пути не могут обеспечить стабильность,
безопасность и процветание в регионе. В последние годы мы инициировали
несколько крупных проектов. Мы имеем существенный прогресс в сфере энергетики.
Завершив строительство новой теплоэлектростанции и продолжая эксплуатацию
старой, мы приступили к строительству нового, еще более мощного блока АЭС. В
результате наша страна может стать в регионе важным поставщиком электроэнергии.
Мы начинаем также работы по строительству современной скоростной
автомагистрали, которая через территорию Армении свяжет порты Грузии с границей
Ирана. Планируем также начать работы по проектированию железной дороги Армения
- Иран. Эти инфраструктурные проекты могут иметь подлинно революционное
значение в плане транспортных коммуникаций, связав Черное море с Персидским
заливом и Индийским океаном, а через Иран также со Средней Азией, а в будущем -
с Пакистаном и Индией. В поисках сторонников и спонсоров этих крупных проектов
мы взяли чрезвычайно широкий спектр: от Вашингтона до Москвы, от Брюсселя до
Пекина и Токио. И задача не ограничивается поисками потенциальных инвесторов. В
нашем представлении задача более широка - обеспечение широкой сети потенциально
заинтересованных стран и, тем самым, сопоставление возможно более широких
интересов. Мы действительно хотели бы видеть еще большую активность европейских
гигантов - Германии, Франции в этом направлении. В конце концов вопрос не в
том, готовы ли вы осуществить инвестиции в тот или иной проект. Вопрос более
широкомасштабный: готовы ли вы осуществить инвестиции для будущего
региона?"
Серж Саргсян активно возражает против подхода, согласно
которому первичным считается достижение общего политического согласия, которое
затем можно "умаслить" обильной экономической помощью. Подобный
подход, по его мнению, работает только при наличии стороны,
"принуждающей" выполнять договоренности, чьи полномочия не
оспариваются и не будут оспариваться с чьей-либо стороны. Этот подход, по
словам президента, работает на Балканах, но в условиях отсутствия
"принуждающей стороны" он не работал во множестве других мест, самый
яркий пример - Палестина.
"...В ближайшем будущем считаю маловероятным принятие в
нашем регионе всеобъемлющих политических решений, а активизация регионального
экономического сотрудничества сама по себе вынудит пересмотреть существующий
статус-кво закрытых границ и замороженных отношений, сформирует атмосферу
взаимного доверия для разрешения конфликтов", - убежден президент.
ПОЧЕМУ НАША ИНИЦИАТИВА НЕ УВЕНЧАЛАСЬ УСПЕХОМ?
Провозглашая инициативу урегулирования отношений с Турцией,
армянская сторона, по словам президента, руководствовалась озабоченностью за
общее региональное будущее, за безопасность региона, за ликвидацию
разъединительных линий и формирование атмосферы диалога и стимулирования
экономического сотрудничества. Таковыми были посылы армянской стороны, однако
ее инициатива не увенчалась успехом. Почему?
ПОТОМУ, ЧТО В РЕГИОНЕ ГЛУБОКО ПУСТИЛА КОРНИ ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ, подход "я силен, следовательно, я буду диктовать
решения". "Политика нулевых проблем с соседями" дает нулевые
результаты, и так, по мнению президента, будет до тех пор, пока Турция будет
продолжать искать свою выгоду в сталкивании интересов в нашем регионе, а не в
контексте их сопоставления.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ В СТАТУСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Выступая 16 октября 2010 года в Горисе на встрече с
журналистами Диаспоры, президент констатировал, что "в Азербайджане
очевидно распространение антиармянского фашизма", и речь не об отдельных
горячих головах или страдающих национализмом больных, а о государственной
идеологии! Эта идеология проповедует, что "современная Армения создана на
исторических азербайджанских землях", то есть не только Арцах, но и
Ереван, Севан, Святой Эчмиадзин - "это исторические азербайджанские земли".
ВОТ ПО ЭТОЙ ЛОГИКЕ И В ЭТОМ КОНТЕКСТЕ АРЦАХ И ОКАЗЫВАЕТСЯ В
РЯДУ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ "ИСТОРИЧЕСКИХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЗЕМЕЛЬ". "В
последний раз мы об этом узнали вчера из уст президента Азербайджана", -
напомнил Серж Саргсян, после чего объяснил, почему эта откровенно экстремистская
националистическая позиция проявляется именно сейчас: "А потому, что
Азербайджан удивляется и злится на то, что международное сообщество и
президенты трех стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ публично признают
право народа Арцаха на самоопределение. Более того, свободное волеизъявление
народа Арцаха относительно политического статуса Нагорного Карабаха и его
результаты должны иметь обязательную правовую силу для всех. Азербайджан не
подготовил свой народ к реализации подобных решений и, судя по риторике, не
собирается. Мир исключает военный путь решения проблемы, однако Азербайджан
по-прежнему заявляет, что не отрицает военного пути решения вопроса".
"Является ли это лишь пропагандой для внутреннего
пользования? - задался вопросом президент и сам же ответил: - Возможно, но что
могут от этого выиграть внутренние пользователи, то есть народ Азербайджана? В
Азербайджане академические гуманитарные науки превратились в генератор
милитаристских заявлений. Даже трудно определить, где заканчивается наука и
начинается угодничество марионеток. В случае с Арцахом приводится
"довод" о том, что некоторые топонимы - азербайджанские (хоть бы
сказали: турецкие или персидские)... Как мог населенный пункт 200-300 лет назад
иметь азербайджанское название? Вот на таких "научных доводах"
воспитывается целое поколение, которое завтра "будет героически
освобождать исторические азербайджанские земли", и этому поколению, по
словам президента, не позволят узнать, "...что армянское название этой местности
- Арцах - засвидетельствовано в VIII веке до Рождества Христова, и
засвидетельствовали его сын основателя Еревана Аргишти I - Сардури II, что в I
веке до Рождества Христова оно было известно иностранным географам, как пишет
Страбон, в качестве Арцахской области Армении, конница которой была наиболее
многочисленной, что начиная с V века на месте современного Степанакерта было
армянское поселение Вараракн, название которого чисто армянское и означает
"бурлящий источник", что население местности на протяжении тысячелетий
было однородным - там жили исключительно армяне, что подтверждают даже турецкие
официальные источники XVIII века".
Пропаганда, основанная на ненависти, развращает народ. Так,
некогда немецкий народ развратили речи Геббельса, сегодня то же самое делает
президент Азербайджана, а это преступно. "Больное воображение дошло до
того, что христианские церкви Арцаха - Амарас, Гандзасар - провозглашены
азербайджанскими, а ведь они первыми в мире приняли христианство", -
заявил Серж Саргсян.
Политический год близится к завершению, на карте мира два
армянских государства, объединенных железными принципами национальных интересов
и волей продлить свое существование, по словам президента, еще как минимум на 8
тысяч лет. А.ВАРДАНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.