Главная » 2012»Март»21 » Армянский эксперт: Можно попытаться вовлечь Карабах в международные программы развития
Армянский эксперт: Можно попытаться вовлечь Карабах в международные программы развития
08:55
Analitika.at.ua. Рассуждения на тему признавать или не признавать,
упираются в вопрос о том, каковы будут последствия этого признания для
Нагорного Карабаха, об этом в интервью ИА REGNUM, заявила директор Центра
стратегического анализа Spectrum (Ереван), приглашенный исследователь
Гарвардского Университета Гаянэ Новикова.
«Мне не кажется важным, кто признает первым независимость
Нагорно-Карабахской Республики. Важно, чтобы юридическое признание было
подкреплено намерением, по меньшей мере, части международного сообщества
вывести Карабах из-под юрисдикции Азербайджана и рассматривать его как
полноправное состоявшееся государство. В этом случае у Нагорного Карабаха есть
все шансы сохранить себя в качестве самостоятельного государства.
Примером недавней перекройки границы является признание
независимости Косово. Однако в процессе урегулирования конфликта была очевидна
высокая заинтересованность в сохранении мира на европейском континенте ведущих
европейских государств и США, что уже является гарантией недопущения
возобновления конфликта. Подобной императивной заинтересованности в случае с
Нагорным Карабахом нет. Другой пример - признание Россией, Венесуэлой и парой
островных государств независимости Абхазии и Южной Осетии. При этом
среднесрочная перспектива для Южной Осетии - слияние с Россией. Перспектива для
Абхазии - длительный период сохранения протектората России при параллельных
попытках балансирования между Россией, Турцией и Грузией.
Интересным фактом является и ожидающийся референдум о
независимости в Шотландии. Думаю, что в данном случае время работает на
Нагорный Карабах, и форсированное и одностороннее признание, во-первых, сузит
возможности и Армении, и НКР на политической арене, во-вторых, сделает
бессмысленным все форматы посредничества, в-третьих, резко обострит и без того
высокий уровень напряженности в регионе.
Для самого Нагорного Карабаха признание только со стороны
Армении - тупиковая ситуация, которая в лучшем случае приведет к интеграции
этого государственного образования с Арменией, тем самым поставив под вопрос и
правомерность этого шага с точки зрения международного права (правда, можно
апеллировать к возможности использования прецедента разделенного народа).
Как кажется, армянская дипломатия и политики должны
постепенно подвести международное сообщество к осознанию того, что Нагорный
Карабах: может быть своего рода стратегическим заслоном на пути усиления
исламистских настроений и активности их организаций в расширенном регионе
Южного Кавказа, как de facto государство с определенным опытом построения
демократии не может быть введено под юрисдикцию авторитарного Азербайджана,
любое возобновление военных действий на фоне региональных процессов и гонки
вооружения, в которую втягивает регион Азербайджан, приведет к экономической и
гуманитарной катастрофе, которая затронет не только прямых участников
конфликта, но и прилегающие государства.
Можно попытаться вовлечь Нагорный Карабах в международные
программы развития, не ставя при этом предусловия юридического закрепления
независимости этого государственного образования, и стимулируя мирный процесс в
формате Минской Группы ОБСЕ».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.