Главная » 2010»Ноябрь»19 » Армянский эксперт: Закулисный торг между Турцией и США продолжается
Армянский эксперт: Закулисный торг между Турцией и США продолжается
00:08
Analitika.at.ua. Интервью АрмИнфо директора института востоковедения НА
РА, тюрколога Рубена Сафрастяна.
В опубликованном недавно докладе Европейской Комиссии (ЕК), в
частности, содержится призыв к Турции ратифицировать протоколы, нормализовать
отношения с Арменией и открыть границы. Вы думаете, возымеет это действие на
Турцию?
В докладе отмечается необходимость нормализации отношения
Турции со всеми своими соседями. Армения - одна из соседей Турции, поэтому
встал вопрос о том, чтобы Турция продолжила нормализацию межгосударственных
отношений с Арменией. Я не думаю, что призыв ЕК будет иметь реальное
воздействие на политику Турции по вопросу урегулирования отношений с Арменией.
Можно считать это требованием Еврокомиссии к Турции?
Я бы не сказал, что это требование Еврокомиссии, он в рамках
пунктов тех обязательств, которые взяла на себя Турция.
Как бы Вы охарактеризовали отношения между ЕС и Турцией в плане
выполнения ее обязательств в отношении Армении? Рекомендация это, совет, что,
если не требование?
Это рекомендация, по всей видимости, это более адекватно
передает смысл того, что там написано.
И Турция не обратит внимание на эту рекомендацию ЕК?
У Турции и ЕК есть много других, намного более важных, с
точки зрения ЕК, проблем, чем вопрос отношений Турции и Армении, в частности,
урегулирование турецко-кипрских отношений. Ставить на один уровень эти
отношения с тем, что происходит между Турцией и Арменией, не стоит.
Между ЕС и Турцией в основном идет торг по вопросу Кипра,
процесса преобразований внутри Турции. Камнем преткновения сейчас является как
раз вопрос Кипра. Но вопрос нормализации армяно-турецких отношений не является
первоочередным для Евросоюза.
Что сейчас происходит, что называется «за кулисами» отношений Турции и
Армении?
«За кулисами» армяно-турецких отношений ничего не
происходит. Хотя власти Турции и пытаются создать впечатление, что что-то
происходит, но я склонен считать, что ничего не происходит. Видимость такую
Турции необходимо создавать, чтобы фон вокруг страны был более благоприятный.
Идет имитация того, что Турция готова нормализовать отношения с Арменией, а
Армения якобы не хочет, хоть и старается.
Как, Вы полагаете, насколько изменилась ситуация в вопросе признания
резолюции по Геноциду армян со стороны США после промежуточных выборов в
Конгресс. Насколько изменились интересы США здесь, учитывая тот факт, что 90%
кандидатов в данный законодательный орган были поддержаны армянским лобби?
Вопрос признания Геноцида армян не является приоритетом для
политики США. Но, с другой стороны, после выборов в Конгрессе создалась более
благоприятная ситуация, потому что большее количество конгрессменов и сенаторов
являются сторонниками принятия соответствующей резолюции. Тут все будет
зависеть от того, насколько Турция пойдет навстречу США в том закулисным торге,
который между ними продолжается.
Как сложится судьба резолюции?
Прогнозы относительно прохождения резолюции о признании
Геноцида армян в Конгрессе США можно делать только в начале будущего года,
когда будет первое заседание Конгресса и будут ясны ориентиры внешней политики
США в отношении Турции. Нынешний съезд Конгресса не успеет затронуть этот вопрос,
а что произойдет в начале будущего года, пока рано говорить, все будет зависеть
от каких-то конъюнктурных интересов, потому что речь идет о стратегических
приоритетах внешней политики США. США и Турция будут решать сиюминутные
конкретные вопросы, связанные с их отношениями, о которых мы можем только
догадываться.
Как Вы оцениваете деятельность армянского лобби, в частности, ее
успешные усилия в деле блокировки кандидатуры Мэтью Брайзы на должность посла
США в Азербайджане?
Армянское лобби в Вашингтоне является одним из наиболее
организованных, сильных лобби и пользуется довольно высоким авторитетом. Может
быть, даже уступает еврейскому лобби, и в какой-то степени превосходит
греческое лобби. Факт того, что кандидатура Брайзы оказалась заблокированной,
свидетельствует об усилении позиций армянского лобби в США, и в Вашингтоне, в
частности, так как, фактически, эта кандидатура не имеет непосредственного
отношения к Армении. Брайза назначается не в Армению, а в Азербайджан, и
назначается самой сильной страной современного мира, а это кое-что да значит. Я
думаю, действия армянского лобби повышают авторитет не только самого лобби, но
и самого армянского фактора во всем мире.
ЮНЕСКО одобрил заявку Армении по внесению хачкаров в список
Организации. Как Вы думаете, этот факт поможет возвратить в повестку дня
обсуждения по уничтожению хачкаров властями Азербайджана в Нахичевани?
Как говорил Горбачев: «Процесс пошел». Процесс пошел в том
смысле, что мы начали более организованно подходить к этим вопросам, более
серьезно ставить эти вопросы перед мировым сообществом, в целом, и перед
ЮНЕСКО, в частности. Я думаю, если мы будем продолжать эту политику, мы
добьемся того, что будут осуждены действия не только азербайджанских властей
относительно уничтожения хачкаров, но и действия турецких властей относительно
уничтожения армянских памятников культуры на территории Турции. Это та область,
где наш МИД, наши законодатели должны работать наиболее целенаправленно.
Внесение хачкаров в список ЮНЕСКО позволит защитить историко-культурное
наследие армян. Это только первый шаг, надо в этом направлении серьезно
работать и необходимо использовать все возможности, которое предоставляет
современное международное право. Думаю, что международное право в наши дни
довольно много внимания уделяет сохранению духовно-культурного наследства
народов, которые создавались на протяжении тысячелетии. Необходимо поднимать
вопрос не только в ЮНЕСКО, но в и рамках ЕС, ООН. Оксана Мусаелян, АрмИнфо
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.