Analitika.at.ua. В конце прошлого года вышла в свет
документальная книга Сергея ЕРЕМЯНЦА-ГАНДЗАКЕЦИ "Гандзак. Армянские
кладбища и церкви".
...ТИГРАНАКЕРТ, ЕЛИСАВЕТПОЛЬ, ГАНДЗАК, КИРОВАБАД - так в
разные годы назывался этот древнейший армянский город. Основанный в VIв. до
н.э. царем Тиграном I, он стал в средние века центром области Утик, с начала
XIXв. вошел в состав Российской империи, а образованная через полвека Елисаветпольская
губерния включала Гандзакский гавар и значительную часть Карабаха. В 1935 году
Гандзак был переименован в честь С.М.Кирова в Кировабад. А в 90-х годах на
географических картах топоним Кировабад заменили на Гянджу, тем самым поспешив
закрепить на бумаге факт насильственной депортации исконного армянского
населения. Вслед за сменой вывески активно стали разрушать все, что напоминало
об армянах. В первую очередь сносили кладбища, превращая в стройматериал
гранитные и мраморные могильные плиты. Между тем в Гандзаке к началу XX в.
насчитывалось 7 армянских кладбищ, не считая захоронений во дворах церквей.
Последние могильные плиты с клинописным текстом древнего
армянского кладбища с погребениями III-I тыс. до н.э. исчезли в начале 1970-х
годов. А при раскопках гробниц в конце XIX - начале XXвв. кроме изделий из
железа и бронзы были найдены серебряные монеты армянской чеканки.
Помимо этих сведений, собранных в исторических архивах СССР,
в книге Сергея Еремянца-Гандзакеци отражена своеобразная перепись надгробных
эпитафий, собранных автором в 80-х годах. С нового армянского кладбища он
переписал порядка 1600 надписей с могильных плит - это все, что сохранилось из
сотен тысяч погребений. За скупыми строчками - история народа, смена эпох,
прославленных династий.
В книге подробно представлена история создания армянских
церквей Гандзака, из которых к началу 1980-х оставалось в полуразрушенном
состоянии 6 храмов. Это церковь Сурб Саркис (XVI-XVIIIвв.), Сурб Геворг
(XIXв.), Сурб Хач или Сурб Ованнес Мкртич (1633г.), Сурб Киракос (1913), Сурб
Аствацацин Чолага (VIII-Xвв.) и действовавшая церковь Сурб Григор Лусаворич
(1869г.) - именно под сенью Жама (так прихожане называли церковь) в 1988-1989
годах объединились отряды самообороны под предводительством настоятеля
Тер-Саака. А сигналом, возвещающим приближение врага, служил колокол часовни,
который неоднократно пытались выкрасть "интернационалисты".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.