- Г-жа Маргарян, в круг ваших интересов входит также изучение следов армянского
искусства в Европе. Много ли имеется фактических материалов?
- Да, много, просто мы о них не знаем или знаем очень
поверхностно. А ведь такое же культурное богатство, которое имеется в Армении,
мы имеем и в Европе.
- Насколько актуален этот вопрос, имеет ли он какой-либо коэффициент
полезного действия для нашего сегодня?
- От революции к революции наши корни словно бы сокращаются
и предаются забвению. Изнутри и снаружи нам диктуются новые ценности. И в этом
свете возникает необходимость каждый раз оборачиваться назад, чтобы увидеть
будущее. 80% нашего населения, если не считать специалистов, не ведает о
реальной основе своего происхождения, истории.
- А существует ли государственная политика, направленная на то, чтобы
сделать это знание достоянием следующих поколений?
- Я скажу, а вы сами судите, каково отношение государства.
Как и в советские времена, везде сидят те же люди, те же ученые. Они выполняют
ту же работу, а их научная продукция не находит отклика в обществе. Приведу
пример и из собственного опыта. В прошлом году меня командировали в Бухарест -
читать лекции на факультете арменоведения тамошнего университета. Зарплату за
мной не сохранили, а Министерство образования и науки, как и наше посольство в
Румынии, не оказало мне какой-либо помощи. Более того, они делали все, чтобы
превратить мою жизнь в ад, чтобы я не могла достичь никакого научного
результата. А ведь в Румынии есть 27 армянских церквей - 7 из них католические,
плюс различные культурные памятники, библиотеки, средневековые армянские
поселения с армянскими названиями, и все это нуждается в исследовании.
- С каких веков начинается миграция армянского этноса?
- Согласно нашим академическим учебникам - после падения
багратидского Анийского царства, особенно усилившись после татаро-монгольского
нашествия. Однако в результате моих исследований у меня под рукой оказалось
множество данных, свидетельствующих, что миграционные потоки имели место уже
начиная с первого века. С такими же свидетельствами мы можем ознакомиться и в
писаниях наших хронистов - Агатангехоса и других, повествующих о том, как из
Армении выводились целые воинские соединения. Особенно большие переселения
армянского народа происходили в период византийского господства.
- Общеизвестно, что в жизни и истории каждого народа случались
переселения. Но для нас, наверное, все это имело и свой особый подтекст?
- Несомненно. Автохтонным, созидательным народам и в голову
не приходило совершать походы за сотни или тысячи километров ради грабежа и
разбоя. Армяне не были грабителями и разбойниками, они были оседлым народом,
живущим на своей земле. Но они не предвидели, что пришедшие извне могут
захватить их страну и грабить их. Мы до сих пор не обрели иммунитета - на
каждого пришельца смотрим как на сошедшего с небес, не осознавая, что у каждого
из них свои интересы. Более того, я считаю, что в отношении армян чуждые силы
осуществляли целенаправленную политику изгнания их с родной земли и переселения
в чужие края. То есть ослабить, разделить и властвовать. В результате этого, как
сказал Нансен, трагедия армян будет заключаться в безоглядном служении другим.
Мы создаем ценности для чужаков, отказываясь от всяких авторских прав, и сами
остаемся с пустыми руками. И это - на протяжении всей нашей истории.
- В каких направлениях обычно эмигрировали армяне?
- Во времена Византийской империи большие группы армянского
населения переселялись в Македонию, Фракию, Болгарию и другие страны, в том
числе и на греческие острова. На греческих островах Крит и Корфу, а также в
других местах до сих пор имеются армянские поселения.
- Что они унесли с собой, или в какой мере повлияли на цивилизационные
процессы других народов?
- В той, что приносили с собой свою культуру и искусство и
ставили их на службу этим странам, в результате чего местные жители до сих пор
с величайшим уважением относятся к армянам. Армянин создавал, предлагал идеи,
работал. Он волей или неволей самопроявлялся в новых местах.
- Есть специалисты, утверждающие, что Армения была колыбелью или одной
из колыбелей древней цивилизации. Имело ли это какое-либо значение для
миграционных потоков?
- Я тоже считаю, что следы древнейшей цивилизации мира
сохранились в Тибете, на Армянском нагорье и в некоторых других местах.
Немецкие лингвисты, особенно 19-го века, а теперь и многие другие ученые, к
примеру, из университета Огайо, считают прародиной индоевропейских языков
именно Армянское нагорье, и эта версия вполне обоснованна. Не следует забывать,
что в армянском языке существует 65 диалектов и говоров и что армянский - один
из самых богатых и загадочных языков, и мы должны гордиться этим и достойно
хранить его.
- Но рядовой человек ведь не виноват, что ему не говорили, не внушали
это чувство.
- Да, конечно, это так. Постоянно проповедуемые чужие
системы и идеологии не позволяли создать свое. Мы, имея колоссальное ранне- и
позднесредневековое культурное наследие, практически непричастны к нему.
- А в энергетическом аспекте? Многие специалисты утверждают, что наша
страна - один из мощнейших на нашей планете энергетических центров, куда
стекает и распределяется далее в мире космическая энергия. Играло ли это
какую-то роль, когда армяне снимались с места и уходили куда глаза глядят?
- Не думаю. Если б естественные условия в Армении не были
столь суровыми и даже жестокими, миграции не происходило бы. Не следует
забывать и о географическом положении Армении. Основной причиной миграции армян
являлись нескончаемые нашествия варварских племен.
- Какая же судьба выпала на долю этих мигрантов, что с ними сталось?
- Они исчезают. Так, например, в Арменополисе, который
находится в Трансильвании, 50 лет назад еще говорили на армянском. Эта колония
сформировалась после разорения Ани и свое армянское лицо сохраняла на
протяжении почти семи веков. К сожалению, коммунистам удалось сослать армянскую
интеллигенцию не только из Советской Армении, но и из Грузии и из всей
Восточной Европы - Румынии, Трансильвании, Венгрии, Польши, Западной Украины,
то есть из всех тех мест, где еще со средневековых времен существовали
многочисленные армянские колонии. А оставшиеся из боязни изгнания и ссылки
сменили свои фамилии и язык. Скажу даже больше: то, что я видела сегодня в
Румынии - следствие смешения. То есть возникло поколение метисов, которое уже
не придает значения своей национальной принадлежности. Могу со всей
уверенностью сказать, что за последние 150 лет происходило спланированное
уничтожение цивилизации армянского этноса.
- И кто был автором?
- Те, кто считает, что армяне - конкурентоспособный народ,
который может помешать им достичь мирового господства. Как писал Лоуренс
Аравийский, единственной помехой для колонизаторов воспользоваться природными
богатствами Ближнего Востока являются армяне, поэтому их следует уничтожить. И
это им частично удалось.
- Что мы можем противопоставить этому?
- Самосознание. Осознание национальных интересов. И чтобы
наши ученые бились не ради куска хлеба, а держали в центре своего внимания
интересы государства и нации, тогда как мы занимаемся сегодня преимущественно
тем, что не вытекает из наших интересов.
- Для этого у нас имеется государство.
- Я не уверена в мудрости наших руководителей. Сегодня
большую их часть интересует преумножение собственных капиталов, и это помогает
нашим врагам осуществлять свои планы.
- Может ли сыграть какую-нибудь роль прочность наших генов?
- Я не хочу говорить об этом: чье внимание привлечь к этому?
Единственной гарантией прочности генов является брак армянина с армянкой.
Неверно, когда говорят о дряхлых, стареющих нациях. По моему мнению, есть
чистокровные нации. Если в природе могут быть чистопородные животные, то почему
бы не быть чистокровным нациям? И это - несмешивающиеся нации. В нашем
генетическом коде записано, что мы не имеем права скрещиваться с опасными
племенами (попытайтесь вывести этимологию слова «извратиться»). Нам противопоказано
смешиваться с другими. В этих случаях у нас крадут-присваивают наш ген и
используют его против нас же самих. Взять хотя бы пример из нашего эпоса. Я не
против свежей крови, если только это кровь арийца. Но с одним существенным
дополнением: мы талантливы, ибо родились от девственниц.
- Что нужно сделать, чтобы остановить это?
- Все мы, начиная от первого лица государства и кончая
последним гражданином, должны осознать, что это уже вопрос сохранения нашей
самобытности. Разве не представляют для нас опасности аппетиты двух соседних с
нами стран с их 70-миллионным населением?
- Неужели, столько отдав другим, мы ничего не взяли взамен?
- Ничего не взяли. Мы все время отдавали свой талант, плоды
нашей мысли чужакам, а сами оставались у разбитого корыта. Мы сегодня теряем и
свой облик.
- То есть подвергаемся генетической трансформации?
- Да. Мы копируем других, тогда как именно из нашей страны
шли в их страны многие культурные ценности. Хотя бы тот же готический стиль.
Вся Европа знает, что готический стиль распространился по всей Европе именно из
Армении - кто, как не армяне, спроектировал и построил соборы Ани? Или церковь
4-го века в Амарасе? Однако я бы не сказала, что наш народ ведает об этом.
Впрочем, даже если бы знали, это не должно льстить нам. Потому что вся
Османская империя была построена на плечах армян, а что с нами сделали?
Уничтожили!
- В опасности ли армянскийген?
- Да, поскольку утрата количества приводит и к потере
качества. Сегодня вся наша система воспитания и образования способствует
уничтожению армянского гена. Пока сохраняется лишь ничтожный, идущий только от
семьи потенциал.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.