Четверг, 18.04.2024, 02:17
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Май » 29 » Армянский квартал Иерусалима
Армянский квартал Иерусалима
13:09

Analitika.at.ua. Статья, публикуемая ниже, появилась в израильском информационном сайте. Ее автор — писатель Александр Рыбалка, уроженец Петербурга, учился в Одесском госуниверситете. Некоторое время работал в НИИ физики своей альма матер и одновременно активно публиковался в местной и союзной прессе.

 

В новые времена изменил сферу деятельности и стал газетчиком. Создал собственную "международную бульварную газету” "Одесса-мама”. В 93-м переехал в Израиль, где и вовсю развернулся его писательский талант. Выпустил несколько юмористических сборников, пишет фантастику, детективы, не говоря уже о невероятном множестве статей в израильских и российских газетах и журналах. Его статья об армянском Иерусалиме лишь легкий набросок к теме. На самом деле история армянского пребывания в Святом городе очень богата и глубока, она органическая часть истории города.

 

Как попасть в Армянский квартал Иерусалима? Очень просто. Зайдите через Сионские ворота в Старый город. Если вам нужно к Стене Плача — поверните направо. Налево — в Армянский квартал. Как раз на границе Еврейского и Армянского кварталов раньше располагалась еще одна "Стена плача” — стенд с материалами о геноциде армян в 1915 году. Совсем недавно его убрали...

 

Собор Святого Иакова Армянской Апостольской Церкви выглядит довольно странно. Дверей нет, а вход прикрывает полог из кожзаменителя. Окон тоже нет — храм освещается лампадками. Туристы сидят у входа на лавочках, собственно прихожан в храме не особенно много. При входе в собор стоит служитель, который строго следит за фасоном одежды посетителей — не допускаются мужчины в шортах, женщины в откровенных нарядах. (Впрочем, при посещении Старого города Иерусалима вообще следует заранее одеться так, как будто идешь в святое место.) Кроме того, в храме Святого Иакова существует еще один интересный обычай — гостям, сидящим на лавочках, запрещено скрещивать ноги: в этом усматривается неуважение к совершающемуся богослужению.

 

Считается, что в храме захоронена отрубленная мечом царя Ирода Агриппы I голова апостола Иакова Старшего, а под алтарем похоронен Иаков Младший. Кстати, некоторые свидетельства называют Иакова Младшего двоюродным братом Иисуса. Так что собор было бы правильнее называть "храмом святых Иаковов”.

 

Во дворе храма можно увидеть висящие на цепях большие деревянные доски — "накосы”. Вплоть до конца XIX века господствовавшие над Иерусалимом мусульмане запрещали перезвон церковных колоколов, и армяне, чтобы призвать верующих к молитве, били в гулкие деревянные доски.

 

Армяне — монофизиты, то есть верят в единую Божественную природу Иисуса Христа. Среди христианских Церквей есть и другие монофизитские Церкви, но существует несколько особенностей, выделяющих Армянскую Апостольскую Церковь из их числа. Например, у армян есть обычай жертвоприношения ("матах”). Животное (бычка, барана, петуха или голубя) закалывают и варят в подсоленной воде. При этом используется только особая, освященная соль. Мясо частично съедают сами священники, частично раздают нуждающимся, при этом все необходимо съесть сразу — нельзя оставлять мясо на следующий день. Несложно увидеть в этом обычае влияние традиции жертвоприношений, совершавшихся в Иерусалимском Храме по таким же (или весьма похожим) законам. Это свидетельствует о глубочайшей древности Армянской Церкви.

 

Однако есть и еще одна своеобразная традиция, которую продолжают соблюдать армяне. При совершении евхаристии они используют неразбавленное водой вино. Такое можно наблюдать только в армянском храме. Впервые добавлять воду в вино при причастии стал Александр, епископ Римский (105-115). Смешивание вина и воды должно было напоминать верующим о крови и воде, вытекших из раны Иисуса во время страданий на кресте. Это нововведение быстро распространилось как на Западе, так и в восточных Церквах. Так что использование неразбавленного вина при совершении евхаристии также говорит о древних корнях Армянской Церкви. Хлеб при причастии, как и у католиков, используется исключительно пресный (православные священники причащают заквашенным хлебом).

 

Друзья и знакомые часто меня спрашивают: может ли простой армянин из Армении или другой страны приехать и поселиться в Армянском квартале? Теоретически — нет. Практически — может, хотя это и непросто осуществить. К моменту основания Государства Израиль в Армянском квартале проживали примерно 15 000 армян, сегодня — их всего около 2000, при этом только 600 человек имеют израильское гражданство.

 

Если армянин приезжает в Иерусалим и хочет пожить в Армянском квартале, он может снять там квартиру (не очень дорого — 500-700 долл. в месяц за двухкомнатное жилье). Местные армяне говорят на западноармянском диалекте, а большинство приезжих армян — на восточноармянском. Впрочем, все друг друга понимают. Поскольку Израиль — еврейское государство, то гражданства вновь прибывшим не дают, но визу продлевают без проблем. В Армянском квартале функционирует семинария, где постоянно обучаются 30-40 слушателей из Армении и других стран.

 

В основном армяне — народ деликатный. За исключением одного дня в году — Вербного воскресенья перед Пасхой. Уже 1400 лет идет нескончаемая тяжба между Армянской и Православной Церквами Иерусалима за исключительное право присутствия при возжигании Святого огня в храме Гроба Господня. К сожалению, почти ни одно Вербное воскресенье не обходится без драки между священниками обеих конфессий.

 

Однако вернемся в Армянский квартал, от которого мы несколько отдалились. Если вы туда попадете — обязательно осмотрите здание Патриархии, железные ворота которой сооружены в 1646 году по инициативе армянского Патриарха Иерусалима Крикора. При Патриархии есть очень интересный музей (вход — по предварительной записи) и библиотека, располагающая уникальными манускриптами. Нынешний армянский Патриарх Иерусалима — уже 96-й по счету! Занимает пост он с 1990 года.

...Через весь Армянский квартал тянется Араратская улица. Там проживают около 30 армянских семей, обитавших в этих краях, вдалеке от Армении и Малой Азии, на протяжении многих веков. А сама гора Арарат сейчас находится на территории Турции и не принадлежит армянам. Вот такой парадокс истории этого народа.

 

Впрочем, в Армянском квартале обитают не только армяне. Кроме еврейских и мусульманских, тут расположены коптские, эфиопские, сирийские святыни. В Армянском квартале нашел приют ассирийский монастырь с храмом XII века. И ничего, никому не тесно...

 

Что еще интересного в Армянском квартале Иерусалима? Пожалуй, магазины с уникальной керамикой. Армяне вообще доминируют в производстве керамических изделий и торговле ими в городе. Яркие, своеобразные поделки охотно раскупаются туристами.

 

Армянский квартал — место довольно сказочное, как, впрочем, и весь Иерусалим. Тут трудно отличить правду от вымысла, а религиозную аллегорию — от исторического факта. Одно можно утверждать определенно: в местных тавернах всегда найдется настоящий армянский коньяк. И так будет, наверное, всегда, пока армяне остаются в Иерусалиме.

 

Из истории Армянского квартала

 

Согласно различным источникам, армяне в Палестине и, в частности в Иерусалиме, жили со времен Тиграна Великого (I век до н.э.) и постоянно находились в культурных и экономических связях с соседями. Армяне в Палестине также поддерживали активные связи с Алеппо и Дамаском (в основном через купцов).

Начиная с IV века в Иерусалиме появились первые армянские священнослужители и были построены первые армянские церкви и монастыри, а в VII веке здесь была основана Армянская Патриархия.

 

Возглавлявший ее Патриарх Абраам (умер в 669 году) вошел в историю не только потому, что был первым армянским Патриархом Иерусалима, но и потому, что имел встречу с основоположником ислама пророком Мухаммедом. Именно тогда Патриарх Абраам договорился с пророком о том, что взамен уплаты джизья (подушного налога) он получил специальную грамоту, согласно которой под покровительством Армянской Патриархии находятся Ассирийская, Коптская и Эфиопская Церкви. Армянская Патриархия, согласно этой грамоте, получила церковь Св.Акопа (Иакова), могилу Иисуса Христа и т.д.

 

Приблизительно тогда же возникла армянская светская община Иерусалима, которая жила на горе Сион. Здесь, на Армянской улице (Ruda Armeniorum), жили ремесленники и торговцы. Особенно укрепилась армянская община во время Крестовых походов и Киликийского армянского государства (XI-XIV века). С приходом в Иерусалим крестоносцев община стала разрастаться, образуя этнический квартал в том месте, где он находится сейчас. В XII веке был возведен кафедральный собор Святого Акопа, и поныне остающийся духовным центром квартала. Во всем христианском мире собор известен как гробница святого Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима.

 

При власти фатимидских султанов армянские христиане страдали в равной степени с другими общинами, но в период мамлюкского правления (1250-1517) обрели привилегированное положение. В XVI веке по приказу турецкого султана Сулеймана Великолепного эта часть Иерусалима была обнесена крепостной стеной. В дальнейшем армяне вместе с другими жителями города были участниками и свидетелями истории Иерусалима. Численность армянской общины в Палестине и Израиле в разные исторические периоды то возрастала (так было после Первой мировой войны), то убывала.

 

В Армянском квартале находится Иерусалимская Патриархия Армянской Апостольской Церкви, храм Св.Акопа (Иакова), библиотека Патриархии, Музей геноцида армян в Османской Турции, духовная семинария, монастырь и ряд других церквей. В целом Армянский квартал составляет по площади почти пятую часть Старого Города. Здесь живут около 600 из 2000 армян, проживающих в Иерусалиме. Согласно другим сведениям, в квартале проживают 2200 человек, из которых 1200 — армяне, 350 — мусульмане, остальные — евреи.

 

В квартале есть национальные школы, работает множество магазинов. Квартал славится двумя библиотеками — библиотекой Патриархата, где хранятся уникальные древние манускрипты, и библиотекой Калюста Гульбекяна, знаменитого мецената, много сделавшего для общины в первой трети XX века. Ныне общину составляют в основном люди творческих профессий — художники, фотографы, серебряных и гончарных дел мастера. Армянская декоративная керамика из Иерусалима славится по всему миру.

Александр РЫБАЛКА

 

От "НВ”.

 

К сожалению, в последние годы над Армянским кварталом Иерусалима сгустились тучи, которые никак не разгоняются. Несмотря на совершенно четкий и ясный статус этой части Иерусалима, власти бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела Армянской патриархии. Делают все, чтобы армяне осознали, что земля патриархии — в первую очередь собственность государства Израиль. И при этом иерархов патриархии никто спрашивать не собирается. Это особенно явно проявилось, когда в 2009 году Папа Бенедикт XVI посетил Армянский квартал и нанес визит армянскому патриарху. Визиту предшествовало грубейшее вмешательство в деятельность конгрегации. Спецслужбы и полиция, мотивируясь соображениями безопасности, без стеснения и излишних церемоний проводили на территории, принадлежащей патриархии, бесконечные обыски и проверки, входили с оружием в церковь, устроили опорный пункт снайперов на куполе церкви Св.Акопа (Иакова). И т.д., и т.п.

 

Израильская полиция тогда взялась показать "кто в доме хозяин”. И это в том случае, когда каноны, по которым живет Армянский квартал и Конгрегация Св.Акопа (Иакова), были сформированы за сотни лет до того, как евреи вернулись к горе Сион. Права армян на обособленность в этом месте уважали все правители Святого города. Арабские халифы, даже османские султаны, магистры Ордена крестоносцев, представители Британского мандата и монархи Иордании. Все они признавали неприкосновенность собственности Армянской патриархии.

 

Армянский квартал, конечно же, должен сохранить свой статус, имеющий столь древние корни. Но что будет с Армянским кварталом завтра, через год, через пять и далее? Как будет существовать в будущем Конгрегация Св.Акопа, как обернется с армянской собственностью — вот вопросы, которые должны беспокоить не только Церковь, но и все армянство и прежде всего армянское государство. В этом вопросе, разумеется, должен быть активен, энергичен и последователен МИД Армении, иначе никак нельзя. Увы, мы подчас чрезвычайно беспечны, даже когда речь идет о собственной истории и собственных духовных и материальных ценностях...  «Новое Время»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1325
Календарь новостей
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru