Analitika.at.ua. Армянское присутствие в Египте
отмечено с давних времен. И во время коптского Египта (когда страна была
преимущественно христианской), и после арабизации региона армяне были замечены
во всех сферах жизни Египта. Более того, армяне, особенно в период с 1265 по
1400 год, активно участвовали в формировании новой египетской общности,
базированной на консолидации берберов, коптов, нубийцев, евреев, палестинских
христиан и других семитских групп.
Армянская католическая церковь Каира
Первая значительная волна армянских мигрантов пришла в
Египет во время правления Фатимидов. Тысячи армянских семей, покинув Армению,
Сирию, Палестину, поселились в Египте во время опустошительных набегов сельджуков.
Армяне, получив религиозную свободу, заняли значимое место в экономической и
культурной жизни страны. Как пишут исследователи, в определенном периоде
времени административный ресурс Фатимидов состоял из христиан. Консервативное
руководство христианских церквей, вписавшихся в так называемый «фатимидский
истеблишмент», создавали все условия для христианских переселенцев, том числе
для армян.
В период мамлюков армяне продолжали переселяться в Египет,
но уже насильственно. После наступления на армянскую Киликию тысячи молодых
армян были увезены в плен. Они были исламизированы, затем, наподобие турецких
янычаров, вовлечены в военные формирования. Многие из этих исламизированных
армян впоследствии занимали высокие должности в египетской армии того времени.
В 1805-1849 гг. произошла новая волна миграции армян. На
этот раз миграцию поощрял Мухаммед Али-паша (1769—1849) — хедив Египта.
Египетскому паше нужны были лояльные и активные этнические группы. Правитель
Египта к христианам относился доброжелательно и переселял их из разных регионов
Ближнего Востока. При нем армяне получили право строить церкви, развивать
экономику и банковскую систему Египта. Известно, что армянский банкир Погос
Юсуфян занимал высокие должности при Мухаммеде Али.
Но, пожалуй, самая массовая миграция армян в Египет
произошла во время геноцида армян в Османской Турции. Первые потоки армянских
беженцев появились уже в апреле 1915
г. Состоятельная и активная община армян Египта всячески
помогала соотечественникам. Создавались пункты приема беженцев в городах Каир и
Александрия. Христианский квартал Каира – Гелиополис, населенный
преимущественно местными греками и сирийскими католиками, стал анклавом
беженцев. Их число увеличилось и после 1921 г., когда турки начали массовую резню
греков и армян уже в западной части Анатолии. В 19211931 гг. 18.000 греков и
армян нашли убежище в Египте. Это были в основном беженцы-выходцы из Смирны,
Бурсы, Никомедии. Многие армянские семьи впоследствии переселялись в Западную
Европу, Америку и в Советскую Армению. Поэтому существуют противоречивые данные
относительно численности армянских беженцев, переселившихся в Египет. Известно
лишь, что даже после массового отъезда армян из Египта после 1940 г. число армянского
населения составляло 40.000 человек. Однако после революции 1952 г. и прихода к власти
президента А. Насера армяне стали покидать Египет, перебираясь в основном в
Западную Европу, США, Канаду и Австралию. Эта тенденция продолжалась вплоть до
1956 года.
Как отмечают исследователи, несмотря на резкое сокращение
армянского населения, страна все же оставалась одним из важнейших и активных
центров армянской культуры Ближнего Востока.
Армяне играли существенную роль во всех сферах жизни Египта.
Они создавали очаги культуры и просвещения, используя свой финансовый капитал,
развивали инфраструктуру страны.
Первая армянская религиозная школа открылась в Египте в
Бен-аль-Сурейне в 1828 г.
(религиозная школа Егиазарян). В 1904
г. лидер армянской общины и политический деятель Нубар
Паша основал армянскую школу Галустян, которая до сих пор является одним из
важнейших национальных образовательных центров Египта. Вторая армянская школа
была основана в 1890 году в Александрии миллионером Погосом Юсефяном. Третья
школа появилась в христианском квартале Каира – Гелиополисе в 1925 г. на деньги Погоса
Нубара.
Ныне в Египте действуют 6 армянских престижных школ,
выпускники которых без экзаменов поступают в вузы Египта.
Помимо школ в Египте действуют спортивные, культурные и общественно-политические
центры армян. В Каире и Александрии находятся офисы традиционных армянских
партий. Только в Каире имеется 3 спортивных и культурно-просветительских
центра, а в Александрии 2 таких заведения.
Большинство армян – члены Армянской Апостольской Церкви.
Армянские церкви имеются в Каире и Александрии. В Каире также расположен
Армянский Католический Патриархат. Там же действует Армянская Католическая
Церковь (церковь Святой Терезы).
Более 300 армянских семей входят в содружество Евангелических
Церквей Египта.
Среди выдающихся армян Египта – имена правителей, военных и
деятелей культуры. Выдающимися деятелями не только армянской общины, но и
Египта в целом были также премьер-министр Египта Нубар Паша, Погос Нубар –
основатель Всеобщего армянского благотворительного фонда, Якуб Артин Паша –
бывший министр финансов Египта, Акоп Юсуфян – египетский миллионер и основатель
компании «Yacoubian Building», актриса Нония Купелян, знаменитый египетский
композитор Фуад Ал-Заери и многие другие.
Армянские корни имеет также бывший генеральный секретарь ООН
Бутрос Гали (родился в копто-армянской семье).
В Египте родились или жили кинорежиссер Атом Эгоян, оперная
певица Гоар Гаспарян, художник Гарзу (Гарник Зулумян) и другие.
Ныне число армян в Египте не превышает 6000, по другим
данным – 11.000 человек. Большинство армянского населения сконцентрировано в
Каире, в христианских районах Элиополис, Ножа, Маади, Эльван, а также Бейн-эль
Сурейн, Дарбэль Ганейн. Отдельной общиной в Египте можно считать членов
армяно-коптских смешанных семей, которые кроме Каира и Александрии проживают в
Луксоре, Асуане, а также в городах Суэз и Порт-Саид. Эта часть армян в основном
арабоязычна. В целом история и генезис этой группы Египта плохо изучены и
требуют более детального исследования в научных кругах.
За последние 20 лет миграционные настроения затронули также
и египетскую армянскую общину. США, Канада, Австралия – вот страны, куда
переезжают армяне из Египта, где их также ждет ассимиляция в англо-саксонской
среде. И как отмечают исследователи, именно миграция в свое время стала
причиной того, что армяне не смогли быть представлены на политическом поле
Египта, хотя для этого имелись все предпосылки: армянский капитал и кадровые
ресурсы. Теперь же армян Египта, пожалуй, ждет участь наших иорданских
соотечественников, число которых сократилось так резко, что община уже не
играет какой-либо роли на этнополитической карте Иордании и Палестины.
Что касается армяно-египетских отношений, то Египет
считается одним из надежных партнеров Армении. Армяно-египетские связи имеют
прочную основу, которую еще в свое время заложили многочисленные влиятельные
члены армянской общины.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.