Analitika.at.ua. Или О
том, как армяне правили Египтом и чуть было не вытеснили оттуда мусульманскую
веру.
Стелла Васильева родилась в Санкт-Петербурге, но успела
пожить несколько лет в Москве, в мае 2010 г. переехала в Египет, в Александрию,
а теперь обосновалась в Каире. Она уволилась с престижной офисной работы и
решила попробовать дауншифтинг, а точнее — новую жизнь. Сейчас путешествует,
фотографирует, пишет, катается на кайте (воздушный змей, буксируемый катером).
В свободное от этих активностей время занимается маркетинговыми и интернетными
фриланс-проектами, создает и развивает новые блоги, а также пишет в них.
Недавно она написала очерк об армянах в Египте.
Я недавно писала про египетскую книгу, действие которой
происходит в Каире, в Доме Якубяна. Здание это, кстати, примечательно тем, что
оно было построено армянским бизнесменом. Пока я искала эту книгу в интернете,
чтобы скачать в электронном формате, наткнулась на интересную заметку о том,
как еще проявили себя армяне в Египте. Решила этим тоже поделиться.
По-хорошему, писать надо бы про русских в Египте, но мне кажется, кроме
Асуанской дамбы и отелей по системе "все включено” русские мало где еще в
Египте наследили. А может, кто-нибудь что-нибудь знает? Рассказывайте!
А пока поговорим про армян. Я, кстати, в свою поездку в
Армению помню, как наш знакомый и гид постоянно рассказывал, как живут китайские
армяне и чем знамениты армяне в Индии. Про Египет не рассказывал, но я и не
удивлена была, что и тут побывали.
Армянское присутствие в Египте отмечено с давних времен. И
во время коптского Египта (когда страна была преимущественно христианской), и
после арабизации региона армяне были замечены во всех сферах жизни Египта.
Более того, армяне, особенно в период с 1265 по 1400 годы, активно участвовали
в формировании новой египетской общности, базированной на консолидации
берберов, коптов, нубийцев, евреев, палестинских христиан и других семитских
групп.
Первая значительная волна армянских мигрантов пришла в
Египет во время правления Фатимидов. Тысячи армянских семей, покинув Армению,
Сирию, Палестину, поселились в Египте во время опустошительных набегов сельджуков.
Армяне, получив религиозную свободу, заняли значимое место в экономической и
культурной жизни страны. Как пишут исследователи, в определенном периоде
времени административный ресурс Фатимидов состоял из христиан. Консервативное
руководство христианских церквей, вписавшихся в так называемый "фатимидский
истеблишмент”, создавали все условия для христианских переселенцев, в том числе
для армян.
В период мамлюков армяне продолжали переселяться в Египет,
но уже насильственно. После наступления на армянскую Киликию тысячи молодых
армян были увезены в плен. Они были исламизированы, затем, наподобие турецких
янычаров, вовлечены в военные формирования. Многие из этих исламизированных
армян впоследствии занимали высокие должности в египетской армии того времени.
В 1805-1849 гг. произошла новая волна миграции армян. На
этот раз миграцию поощрял Мухаммед Али-паша (1769-1849) — хедив Египта.
Египетскому паше нужны были лояльные и активные этнические группы. Правитель
Египта к христианам относился доброжелательно и переселял их из разных регионов
Ближнего Востока. При нем армяне получили право строить церкви, развивать
экономику и банковскую систему Египта. Известно, что армянский банкир Погос
Юсуфян занимал высокие должности при Мухаммеде Али.
Но, пожалуй, самая массовая миграция армян в Египет
произошла во время геноцида армян в Османской Турции. Первые потоки беженцев
появились уже в апреле 1915 г. Состоятельная и активная община армян Египта
всячески помогала соотечественникам. Создавались пункты приема беженцев в Каире
и Александрии. Христианский квартал Каира Гелиополис, населенный
преимущественно местными греками и сирийскими католиками, стал анклавом
беженцев. Их число увеличилось и после 1921 г., когда турки начали массовую
резню греков и армян уже в западной части Анатолии. В 1921-1931 гг. 18000
греков и армян нашли убежище в Египте. Это были в основном выходцы из Смирны,
Бурсы, Никомедии. Многие армянские семьи впоследствии переселились в Западную
Европу, Америку и в Советскую Армению. Поэтому существуют противоречивые данные
относительно численности армянских беженцев в Египте. Известно лишь, что даже
после массового отъезда армян из Египта после 1940 г. число армянского
населения составляло 40000 человек. Однако после революции 1952 г. и прихода к
власти президента Насера армяне стали покидать Египет, перебираясь в основном в
Западную Европу, США, Канаду и Австралию. Эта тенденция продолжалась вплоть до
1956 года.
Как отмечают исследователи, несмотря на резкое сокращение
армянского населения, страна все же оставалась одним из важнейших и активных
центров армянской культуры Ближнего Востока. Армяне играли существенную роль во
всех сферах жизни Египта. Они создавали очаги культуры и просвещения, используя
свой финансовый капитал, развивали инфраструктуру страны.
Первая армянская религиозная школа открылась в Египте в
Бен-аль-Сурейне в 1828 г. (религиозная школа Егиазарян). В 1904 г. лидер
армянской общины и политический деятель Нубар Паша основал армянскую школу
Галустян, которая до сих пор является одним из важнейших национальных
образовательных центров Египта. Вторая школа была основана в 1890 году в
Александрии миллионером Погосом Юсефяном. Третья появилась в христианском
квартале Каира — Гелиополисе в 1925 г. на деньги Погоса Нубара. Ныне в Египте действуют
6 армянских престижных школ, выпускники которых без экзаменов поступают в вузы
Египта.
Помимо школ в Египте действуют спортивные, культурные и
общественно-политические центры армян. В Каире и Александрии находятся офисы
традиционных армянских партий. Только в Каире имеется 3 спортивных и
культурно-просветительских центра, а в Александрии таких 2.
Большинство армян — члены Армянской Апостольской Церкви.
Армянские церкви имеются в Каире и Александрии. В Каире также расположен
Армянский Католический Патриархат. Там же действует Армянская Католическая
Церковь (церковь Святой Терезы).
Среди выдающихся армян Египта — имена правителей, военных и
деятелей культуры. Выдающимися деятелями не только армянской общины, но и
Египта в целом были премьер-министр Египта Нубар Паша, Погос Нубар — основатель
Всеобщего армянского благотворительного фонда, Якуб Артин Паша — бывший министр
финансов Египта, Акоп Юсуфян — египетский миллионер и основатель компании
"Yacoubian Building”, актриса Нония Купелян, знаменитый египетский композитор
Фуад Ал-Заери и многие другие. Армянские корни имеет также бывший генеральный
секретарь ООН Бутрос Гали (родился в армяно-коптской семье). В Египте родились
или жили канадский кинорежиссер Атом Эгоян, оперная певица Гоар Гаспарян, художник
Гарзу (Гарник Зулумян) и другие.
Ныне число армян в Египте не превышает 6000, по другим
данным — 11000 человек. Большинство сконцентрировано в Каире, в христианских
районах Элиополис, Ножа, Маади, Эльван, а также Бейн-эль Сурейн, Дарбэль
Ганейн. Отдельной общиной в Египте можно считать членов армяно-коптских
смешанных семей, которые кроме Каира и Александрии проживают в Луксоре, Асуане,
а также в городах Суэз и Порт-Саид. Эта часть армян в основном арабоязычна. В
целом история и генезис этой группы Египта плохо изучены и требуют более
детального исследования в научных кругах.
Рассказ о том, как армяне правили Египтом и чуть было не
вытеснили оттуда мусульманскую веру
Египет стал арабским еще в середине VII века, когда его
завоевал легендарный арабский полководец Амр Ибн ал-Ас, ставший его первым
арабским наместником и основавшим его новую столицу — город Фустат (теперь это
Старый Каир). В течение нескольких столетий в Египте не происходило почти
ничего интересного: здесь правили мелкие и ничем не примечательные местные
династии — Ихшидиты, Идрисиды, и т.д.
В X веке в сонное царство Египта вторгаются воинственные
полчища пришедших из далекого Магриба кочевников-берберов. Их привели в Египет
Фатимиды, последователи исмаилизма, одного из течений в шиизме. Фатимиды сумели
на несколько столетий подчинить себе почти всю Северную Африку, а также часть
Сирии и Аравийского полуострова. Наибольшей заслугой фатимидских халифов перед
человечеством, наверное, можно считать то, что именно они основали на берегах Нила
свою новую столицу, ставшую впоследствии одним из удивительнейших и
прекраснейших городов мира — Каир. Город был назван так в честь победы над
врагами (по-арабски ал-Кахира — "победоносная”).
Вообще Египет — страна уникальная во многих отношениях. Кто,
например, только не правил Египтом со времен Фараонов: и персы, и греки, и
арабы. Во времена Мамлюков (и об этом наш рассказ далее) на троне сиживали
тюрки, черкесы, грузины... А однажды, уже в начале XIX века, поуправлять
Египтом пришлось самому... Наполеону Бонапарту, будущему императору Франции. Об
этом хорошо известно, но вот о чем знают очень немногие, так это о том, что при
Фатимидах в течение почти ста лет весьма значительную роль в истории страны
играли армяне!
В XI веке, когда Армения подверглась опустошительному
вторжению Византии, а затем тюрков-сельджуков, многие тысячи армян, спасая свои
жизни, были вынуждены покинуть родную землю, рассеявшись в том числе и по
странам Ближнего Востока. По-разному сложилась их судьба...
Сегодня мы не знаем, каким армянским именем нарекли родители
мальчика, носившего впоследствии титулы "предводитель войска”, "покровитель
мусульманских судей” и "заступник правоверных”. В историю же средневекового
Египта он вошел под именем Бадр ал-Джамали или Бадр ал-Мустансири (в первом
случае своей "фамилией” он обязан своему хозяину, во втором — халифу, которому
ему довелось служить). Еще в раннем детстве попал он в рабство. Хозяином его
был некто Джамал ад-Да’ва Ибн Аммар, который воспитал Бадра, дал ему
образование и в дальнейшем помогал ему в его карьере. Благодаря своим
незаурядным способностям Бадр быстро продвигался по службе, дважды становился
наместником Дамаска, затем правил Аккой. Сирия тогда входила в состав
Фатимидского халифата, в котором в 70-е годы XI века происходили бурные
события: между различными отрядами войска (а у Фатимидов служили выходцы из
черной Африки, тюрки, берберы и даже славяне) шла кровавая междоусобица, разные
группировки военных вели борьбу за влияние и привилегии. Одержавшие верх в этой
борьбе тюрки отстранили халифа Мустансира (1036-1094) от власти и намеревались
перейти в подданство к багдадским халифам — Аббасидам. И тогда Мустансир
обратился за помощью к наместнику Акки, назначив его главнокомандующим над
войсками. Прибыв в Египет морем в 1073 году, Бадр ал-Джамали со своими
отрядами, состоящими из армянских воинов, стремительным броском овладел Каиром,
перебив там тюрков и берберов. Затем он взял штурмом Александрию, одержав
победу над отрядами негров. После этого его войско двинулось в Верхний Египет,
где предстояло усмирить восставших бедуинов. Спустя незначительное время страна
была умиротворена, халиф вновь встал во главе государства.
Но с этих пор власть халифа стала чисто номинальной —
фактически страной управлял вазир (первый министр) — армянин Бадр ал-Джамали.
"И не было у Мустансира и следовавших за ним халифов ничего, кроме имени, так
как вазиры овладели делами и опекали их, и присвоили себе титулы правителей, и
относились к ним, как правители” — так писал об этих событиях средневековый
арабский историк ас-Суйути.
У фатимидских халифов за два с лишним века правления
сменилось 65 вазиров. Некоторые из них исполняли свои обязанности год, другие —
несколько месяцев, были и такие, кто занимал должность ... всего один день.
Бадр ал-Джамали оставался вазиром в течение 21 года! Превзойти его в этом сумел
лишь его сын Афдаль, бывший вазиром 28 с половиной лет.
В эти годы Египет стал прибежищем для многих тысяч армян.
Вплоть до середины XII века армянские отряды составляли главную ударную силу
фатимидского войска. Лучшими и наиболее привилегированными были отряды
ал-Афдалийа и ал-Джуйушийа, состоявшие из армян. Они были названы так в честь
Афдаля и Бадра ал-Джамали, носившего титул "Предводитель войск” (по-арабски —
амир ал-джуйуш). Нашла свое прибежище в Египте и Армянская Церковь — с 1077
года здесь обосновался Католикос Всех Армян Григорий.
В годы правления Фатимидов семь раз вазирами становились
армяне. Шестеро из них были мусульманами, а один из них — Бахрам ал-Армани
(т.е. Бахрам-Армянин) — сумел сохранить веру своих отцов. Родом он был из
Тель-Башира, что на севере Сирии. Прибыв в Египет в дни правления халифа Хафиза
(1130-1149), он поступил на государственную службу. По свидетельству
средневекового египетского хрониста Ибн Муйассара, он обладал выдающимся умом и
замечательными способностями, что позволило ему занять высший пост в иерархии
государственных чинов. Бахрам очень покровительствовал своим соплеменникам, и
при нем значительно возросла иммиграция армян в Египет. Но послушаем, как
рассказывает об этом Ибн Муйассар: "И когда Бахрам утвердился в должности
вазира, попросил он у Хафиза, чтобы тот разрешил ему пригласить своих братьев и
их единоплеменников. И тот разрешил ему это, и Бахрам призвал их из Тель-Башира
и из Армении, так что число их в Египте достигло почти 30 тысяч человек... И
сооружались во время его церкви и монастыри, так что каждый предводитель из его
народа соорудил себе церковь, и жители Египта боялись, что они вытеснят
мусульманскую веру”.
Когда Бахрам умер, халиф был крайне опечален. Он повелел,
чтобы в знак траура по любимому им вазиру все диваны были закрыты три дня. Елена
ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.