Главная » 2012»Март»11 » Армянский парламентарий: Армения ни у кого не просит милостыни
Армянский парламентарий: Армения ни у кого не просит милостыни
10:05
Analitika.at.ua. На днях между Арменией и ЕС стартовали переговоры по
заключению соглашения о глубокой, всеобъемлющей и свободной торговле. Европейские
чиновники косвенно связывают этот процесс и развитие отношений между Арменией и
ЕС с качеством проведения предстоящих в мае 2012 года парламентских выборов. Насколько
связаны эти процессы и какие перспективы открываются для Армении в случае
проведения честных выборов? Об этих вопросах ИА REGNUM побеседовал с депутатом
правящей Республиканской партии Армении, экономистом и предпринимателем
Манвелом Бадеяном.
– На днях стартовали переговоры Армения-ЕС по заключению соглашения о
глубокой, всеобъемлющей и свободной торговле. Что может конкретно ожидать
Армения от заключения этого соглашения с ЕС?
- Прежде всего, не стоит забывать, что Армения является
членом ВТО, что само собой предполагает свободный режим торговли. То есть
Армения является участником непротекционистской торговли. Переговоры же с ЕС
большей частью нацелены на решение конкретных задач. Например, экспорт
перерабатываемых сельскохозяйственных продуктов из Армении в страны Еврозоны. Я
не участник этих переговоров и поэтому подробности представить не могу, но, по
крайней мере, это вносит новое содержание в торговле с ЕС. ВТО - это общая
форма, а указанное соглашение обогащает его содержанием.
– Грузия раньше Армении начала переговоры с ЕС по заключению данного
соглашения. Грузинский рынок на данный момент более привлекателен для Евросоюза
в плане инвестиций и торговли, однако в последние годы отрицательный торговый
баланс Грузии с ЕС увеличивается. Не ждет ли аналогичная перспектива и Армению?
- Проблема в эффективности экономики государства, в данном
случае - Грузии. Грузия, по край не мере сейчас, не в силах предложить странам
ЕС конкурентоспособные товары, в то время как ЕС предлагает грузинскому
потребителю качественные и относительно недорогие товары. Именно за счет этого,
объемы грузинского импорта за последние годы несколько возросли. Эта опасность
и нас подстерегает. Здесь не может быть второго мнения, это обусловлено более
либеральным режимом торговли. Однако в основе всего лежит вопрос развития нашей
экономики. Мы должны делать все для развития экономики, особенно после
установления свободной торговли с ЕС.
– Многие армянские производители, кроме конечно сельскохозяйственной
сферы, вхождение на европейский рынок считают сложным делом в силу его
брендированности и насыщенности. Для них очень трудно занять нишу на рынке
Еврозоны...
- Для производителей выход на рынки связан со многими
коммерческими сложностями - качество, себестоимость, производительность. То
есть, прежде всего, необходимо решать проблемы производительности для снижения
себестоимости товаров. Вторая сторона вопроса заключается в том, что расширение
рынка является хорошим стимулом для повышения производительности экономики. Да,
большой рынок ставит также свои условия, однако расширение рынка - хороший
стимул для повышения объемов производства. Эффективность этого стимула будет
завысить от того, как адаптируется тот или иной производитель к новым условиям.
Для производителей, конечно, создается новая головная боль, в том плане, что
нужно быть более гибким, следить за тенденциями рынков, соответствовать их
требованиям, внедрять новые технологии, новые модели и культуру организации
бизнеса. В целом предстоит пройти довольно большой путь. Однако возможность
свободного доступа к новым рынкам - вопрос принципиальный, и может дать больше
привилегий готовым к этому процессу производителям. Если нет этого потенциала,
то и европейский рынок не представляет интереса.
– Нет ли опасения насчет того, что облегченный доступ европейских
качественных товаров на армянский рынок может задушить не готовых к этому
местных производителей?
- Такая вероятность также существует. Однако, с дугой
стороны, это еще один стимул для развития внутреннего рынка. Если у местного
бизнесмена будут конкуренты в лице европейских производителей, это обяжет его
изменить модель производства и внедрять новые технологии для повышения
собственной конкурентоспособности. Бизнесмен не должен сидеть сложа руки. Эта
та сфера, где нужно всегда быть в движении, искать новые возможности и внедрять
новые технологии.
– Глава миссии ЕС в Армении на днях завил, что от предстоящих в мае
парламентских выборов зависят дальнейшие отношения между Арменией и ЕС. Этому
предшествовали такие события, как вступление трех армянских партий (правящая
Республиканская партия Армении, коалиционная партия "Оринац еркир" и
оппозиционная партия "Наследие") в Европейскую народную партию, и
старт переговоров по заключению соглашения о свободной торговле с ЕС. Насколько
предстоящие выборы связаны "европейскими перспективами" Армении?
- Эти процессы тесно связаны друг с другом. ЕС рассматривает
Армению в качестве партнера и не закрыла для нее возможность вступления
Евросоюз. Это означает, что наша страна должна удовлетворять все те требования,
которые поставлены также перед членами ЕС. Вопрос, конечно, заключается в
уровне развития демократии. В этом плане страны ЕС не могут быть безразличны к
нашему региону. Они постоянно осуществляют мониторинг. Важным показателем
являются выборы, качество проведения которых свидетельствует об уровне развития
демократии в конкретной стране. В этом плане интерес европейских партнеров к
нашим парламентским выборам понятен, и по-другому не может быть. Идентичная
задача поставлена перед властями Армении. Как представитель правящей партии,
знаю, что мы будем делать все для проведения честных и справедливых выборов.
– Утверждается, что в случае проведения честных выборов Армения может
заручиться не только высокой поддержкой ЕС в международных инстанциях, но и
получить конкретную финансовую помощь...
- Армения ни у кого не просит милостыни. Такого не может
быть в принципе. Другое дело, что при успешной гармонизации нашей политической
системы, ценностей и законодательства с европейскими нормами, автоматически
активизируется и поток внешних инвестиций в экономику Армении. Иными словами,
для зарубежных инвесторов Армения станет надежным партнером. Как известно
демократическая система правления - первый гарант для свободного ведения
бизнеса в стране. В целом речь может идти только о росте объемов зарубежных
инвестиций, а не прямых денежных вливаний.
– Образно говоря, в настоящее время в регионе "объявлен
тендер" на определение лидера в плане демократических преобразований. В
этом контексте насколько вероятно, чтобы Запад сейчас сделал ставку на Армению?
- Реализованные в Грузии реформы, прежде всего, касаются
внутренней ситуации этой страны. Другое дело, что указанные реформы получили
большой резонанс за рубежом. В нашей стране также осуществляются эти процессы,
и мы идем по пути строительства демократии. Совсем не обязательно, чтобы этот
процесс сопровождался потрясениями, поскольку они чреваты негативными
последствиями. Мы эволюционируем и в этом плане придерживаемся с Грузией одного
вектора, коим является либерализация экономики, демократические реформы и
защита прав человека. Для этого существуют все предпосылки. Наш народ на 90%
является носителем европейских ценностей, и только на 10% мы являемся азиатами.
В конце концов, мы должны строить государство европейского типа, а не
азиатского - ханство, султанат и джамахирия. Если завтра Запад пожелает
демократизации Пакистана или Туркмении, у него ничего не получится, поскольку,
прежде всего, общество должно быть готово к демократическим преобразованиям.
– Республиканская партия говорит о намерении провести прозрачные,
честные и справедливые выборы, в тоже время, утверждая, что по итогам этих
выборов она обязательно сохранит конституционное большинство в парламенте. С
другой стороны, согласно соцопросам, в обществе существует большое недовольство
в отношении к властям в связи с низким уровнем жизни и безработицей. Не
противоречит ли одно другому?
- Никак нет. Мы одержим победу не любой ценой, а путем
честных и справедливых выборов. Мы реально оцениваем ситуацию и общественные
настроения. В этом плане у нас есть большая возможность сохранить власть. Конечно,
все политические силы желают придти к власти и удержать ее, и РПА не
исключение. Другой вопрос кто может это сделать, а кто - нет. В любой стране
есть сторонники власти и противники. С увеличением количества недовольных
граждан, шансы власти выиграть выборы снижаются. Однако важно здесь понять
причины этого недовольства. Человек понимает, что причина недовольства, коим в
основном является глобальный экономический кризис, большей частью не связана с
качеством работы власти. Власть смягчила последствия кризиса ровно столько,
сколько могла. Согласен, в нашей стране не все гладко, существуют проблемы в
политической, социальной и экономической сферах, однако, несмотря на это,
ресурс общественного доверия к РПА довольно велик. Аршалуйс Мгдесян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.