Главная » 2010»Август»9 » Армянский политолог обратился к коренным народам Азербайджанской республики
Армянский политолог обратился к коренным народам Азербайджанской республики
00:25
Analitika.at.ua. Мы
разошлись с Азербайджаном, но не с живущими там коренными народами
9 августа, Международный день коренных народов мира. 23
декабря 1994 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 49/214, которой
постановлялось Международноедесятилетие
коренных народов мира. Тогда же было принято решение, что 9 августа, в день первого
заседания Рабочей группы по коренному населению, будет отмечаться Международный
день коренных народов мира. В резолюции № 59/174 от 20 декабря 2004 года,
Генеральная Ассамблея, провозгласив второе Международное десятилетие коренных
народов мира, постановила продолжать отмечать на протяжении второго Десятилетия
Международный день коренных народов. Ассамблея и просила Генерального секретаря
ООНпризвать правительства отмечать этот
день на национальном уровне. В ответ на этот призыв, в своем послании 2005-го
года Генеральный секретарь ООН призвал дать обещание… «расширить повсюду круг
солидарности с коренными народами и совместно с ними работать над тем, чтобы
обеспечить им возможности для развития в условиях мира и безопасности при
уважении прав человека, в которых слишком многим из них слишком долго
отказывали».
Сухие протокольные строки, за которыми кроется трагедия
миллионов людей, живущих у себя на родине, но в чужом, зачастую ненавистном
государстве, хозяевами которого являются пришлые захватчики. Где-то к коренным
народам относятся благожелательно, где-то иначе.
Сегодня я хочу поговорить с проживающими в плененном
Азербайджане коренными народами. Со своими братьями. С потомками Торгома:
лезгинами, рутулами, аварами, цахурами, удинами. Я хочу говорить с талышами,
потомками (Киаксара) Варбака, вместе с армянским царем Паруйром Скайорди
победившим тираническое ассирийское государство и захватившим знаменитую
Ниневию.
Свыше четырех с половиной тысяч лет назад великий герой
армянского народа, именитый и мужественный нахарар Гайк, восстал против
поработившего мир тирана Бела. Армянский историк Мовсес Хоренаци пишет о том,
как могучерукий Гайк, натянув тугой широкодугий лук, пронзил насквозь
пришедшего к нам тирана. Это была великая победа, ибо она освободила от
порабощения многие народы. М. Хоренаци, как и другой армянский историк Себеос
(VII век), также поведавший нам о подвиге Гайка, пользовались многочисленной
литературой того времени, упоминание об одной из которых, за авторством Мар
Абас Катины (III век до нашей эры), сохранилось до наших дней.
Но не об этом сейчас речь. Хоренаци пишет о многочисленных
братьях и сыновьях Гайка, плечом к плечу ставших с ним против общего врага. И
победа над всемирным тираном по праву принадлежала им всем. И свобода, которой
они веками наслаждались после этой великой победы, также принадлежала им по
праву.
Грузинский историк Леонтий Мровели (ХI век),
воспользовавшись сохранившимися книгами, также поведал миру об этой великой
дате нашей истории. Однако Л. Мровели назвал также имена братьев Гайка, сыновей
Торгома (Таргамаса). Это были сам Гайк, Картлос, Бардос, Мовакан, Лек, Гер
(Эрос), Кавкас и Эгрос, каждый из которых стал основателем-прародителем народа.
Их общая победа подарила всем им свободу. Как пишет Л. Мровели, «Таргамосианы в
то время пребывали во взаимном мире и любви».
Где, когда, на каком отрезке истории мы потеряли взаимные
мир и любовь? Как мы, братья, смогли допустить, чтобы нашу Родину, самим
Всевышним предназначенную жить свободно и в мире, захватил прибывший вслед за
оголодавшими баранами кочевой турок? Когда это мы успели свернуть с пути,
подобающего истинным братьям, потомкам великого Торгома? Разве потомки Лека
перестали быть братьями потомкам Гайка? Разве потомкам Кавкаса и Гайка подобает
быть врагами?
«Крепите мне мой тыл, и я пойду на Бела», - с этими словами
обратился Гайк к своим братьям во время боя. И, будучи уверенным, что братья
его прикроют, он пригвоздил Бела к земле. К кому, братья, сегодня может
обратиться армянский Воин, с предложением крепить ему тыл? К кому могут
обратиться потомки Лека и Бардоса, Кавкаса и Эгроса, других сыновей Торгома и
братьев Гайка с предложением крепить им тыл? Как могло случиться, что наш с
вами тыл остался оголенным? И это притом, что мы с вами достойно прожили все
эти тысячелетия. Где, когда, на каком отрезке истории мы совершили эту
губительную для нас всех ошибку?
Всего несколько веков назад на наши земли, на нашу Родину,
любовно поделенную между нашими предками, прибыли чужие, враждебные нам всем
племена. Им удалось захватить Талыш и Южный Дагестан, Джаро-Белоканы и
Низменный Арцах… Потом они построили государство для себя. На наших землях,
освященных кровью сыновей и внуков Торгома. На наших оскверненных, но вечно
красивых землях.
Двадцать лет назад мы, потомки Гайка, провозгласили свою
независимость от ненавистных пришельцев-поработителей. Наше решение было
твердым, наша решимость – бесконечной. Мы понимали, что путь к свободе будет
тяжелым, мы знали это. Но разве легко бывает отвоевать свободу. Разве легко было
Леку и Кавкасу, Гайку и Картлосу, Мовакану и Эгросу. Они поднялись против
тирана, покорившего весь мир. А против нас должна была стоять кучка пришельцев,
всю недолгую историю которых можно уместить в двенадцатистраничную тетрадь.
Наша победа была ожидаемой и логичной, ибо мы воевали на
родной земле. Но она была бы менее кровопролитной, и потерь среди наших Воинов
было бы намного меньше, если бы в вооруженных силах Азербайджана, совершившего
агрессию против НКР, были бы только пришельцы турки. Но там были и потомки
братьев нашего прародителя Гайка! Там были молодые потомки Лека и Эгроса,
Мовакана и Кавкаса, Гера и Бардоса. Там были наши братья, которых заставили
забыть свои корни и свою историю.
У нас с вами был общий шанс освободиться от общего недруга,
поработителя нашей Родины. К сожалению, этим шансом воспользовались только мы,
армяне. И мне, братья, очень больно знать, что сегодня наши молодые видят друг
друга в прорезь прицела. Каждая гибель армянского или лезгинского, талышского
или удинского парня продлевает жизнь турка на вашей родине, укрепляет оковы на
вашей Родине. Больно понимать это, и не иметь возможности изменить ситуацию.
Ибо мы навечно разошлись с Азербайджаном, но не с населяющими это образование
коренными народами. Не с вами.
Ровно год назад я писал в Обращении к вам: «Вы живете на
своей родине, но в чужом государстве. Государстве, которое узурпировало власть
на вашей Родине, лишило вас права на суверенитет на собственной земле, искажает
и коверкает вашу историю, уничтожает вашу культуру, запрещает вашу религию и
ваш язык, арестовывает ваших лидеров. Мы никогда не имели ничего против вас, мы
всегда считали и считаем вас нашими добрыми соседями. Уверяем вас,
Нагорно-Карабахская Республика, армянский народ способны защитить свой
государственный суверенитет от любого посягательства. Будете ли вы продолжать
служить в вооруженных силах Азербайджана, или нет. У нас нет никаких сомнений в
вашей храбрости и умении воевать. Но мы будем защищать Родину, так же, как
защитили ее в 1988-94 годах. Ибо наше дело правое, наша Родина священна, и мы
готовы оборонять ее от любого агрессора. Мужчина, защищающий Родину – лев!»
Сегодня я с сожалением и болью констатирую, что за этот год
от наших пуль погибли ваши ребята и от ваших пуль погибли наши ребята. Мы должны
понять: эта кровь, так же, как и пролитая в 1988-94 годах, на совести
курдо-тюркских правителей Азербайджана. Тех самых правителей, для которых наша
с вами смерть является гарантией их власти. Тех самых правителей, что
подвергают гонениям ваших дпиров и интеллигентов. Правителей, сидящих на тронах
из костей наших и ваших предков. Уничтожающих вас в тюрьмах, отнимающих вашу
землю, заселяющих их толпами переселяющихся в ваши аулы и деревни тюрками.
13 сентября 2007 года Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию
О правах коренных народов. Всего несколько государств мира отказались ее
подписать. И одним из этих государств является Азербайджан. Ибо в этой
декларации есть Статья 3
Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого
права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно
осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Статья 4
Коренные народы при осуществлении их права на
самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах,
относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам
финансирования их автономных функций.
Статья 8
Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право не
подвергаться принудительной ассимиляции или воздействию в целях уничтожения их
культуры.
Статья 28
Коренные народы имеют право на возмещение при помощи
средств, которые могут включать в себя реституцию или, когда это не
представляется возможным, в виде справедливой компенсации за земли, территории
и ресурсы, которыми они традиционно владели или которые они иным образом
занимали или использовали и которые были конфискованы, отчуждены, заняты,
использованы или которым был нанесен ущерб без их свободного, предварительного
и осознанного согласия.
Какие из этих и других, отмеченных в Резолюции ваших прав,
обеспечивает Азербайджан? Или потомки Торгома не являются коренными на своей
Родине? Или вы больше не нуждаетесь в самоуправлении? Азербайджан, отрицая
понятие «коренной народ» имеет в виду не нас, ибо нас даже давно нет под их
властью, а именно вас, людей, которых они опасаются и боятся.
Уважаемые друзья! Дорогие братья! У вас есть шанс с
гордостью смотреть в лицо своим родителям и детям, поклониться памяти предков,
достойно пройти выпавший на вашу долю отрезок истории. И этот шанс вам дает
международное право, высший законодательный орган мира. Правда на вашей
стороне, ибо вы живете на своей родине, ибо вы в Азербайджане являетесь
коренным народом. Правда на вашей стороне, и она дает вам возможность
освободиться от многовекового ненавистного ига, сбросить с себя ненавистную
форму азербайджанского аскера. Правда на вашей стороне, ибо вы имеете право
жить свободно, в мире и согласии с братьями, с которыми вы уже много тысяч лет
являетесь соседями.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.