Analitika.at.ua. Национальная психология - тема специфическая. Изрядная
часть информации даже в специальной литературе нередко являет собой расхожие
ярлыки и претенциозные спекуляции. Что уж говорить о людях, неискушенных в
профессиональной психологической работе, - те "отрываются" на
национальных стереотипах по полной. В беседе об этнопсихологии армянского
народа с известным психологом, автором более 30 изданных (и столько же пока в
рукописи) монографий Альбертом НАЛЧАДЖЯНОМ мы попробовали подняться над
бытовой, повседневной, "уличной" риторикой и взглянуть на проблемы
глазами ученого.
- Какие мы, армяне? Что сформировало наш характер, отточило его грани,
сделало нас именно такими, какими мы есть?
- Среда и наследственность - первоначальные элементы,
влияющие как на формирование характера отдельной личности, так и целого этноса.
В подсознании человека хранится огромный объем информации, полученной от
предков, и это взаимодействие наследственности с окружающим миром и сделало нас
такими, какие мы есть. Чем больше изучаю психологию, тем больше убеждаюсь, что
поколения предков, отделенные от нас тысячами лет, фактически находятся рядом с
нами и оказывают на нас влияние. Географическое положение древней Армении с
тяжелыми условиями жизни в тисках более сильных соседей определило психический
склад нации, выработало у наших предков определенную приспособляемость к
ситуации, так называемые защитные механизмы. Эта защитная функция этнической
культуры помогает адаптироваться к реальному миру. Процветание этноса зависит
не от меры конфликтности, а от того, сколь хорошо функционируют психологические
защитные механизмы, насколько они адекватны и гибки.
- Принято считать, что наша нация имеет сильный интеллектуальный
потенциал.
- Один из крупнейших специалистов в этой области психолог
Айзек считает, что 70% интеллекта человека определяются наследственностью и
только 30% - обучением, опытом. В армянском этносе рождаются высокоталантливые
люди, но, поскольку среда, семейное воспитание не нацеливают их на поиск
истины, многие теряют эти свои качества. Я бы сказал, что наша нация
потенциально сильна интеллектуально, но реально плохо использует свои
возможности. И это наша беда. Не надо путать ум человека, стремящегося к
истине, и ум хитрого человека. Сенека писал: "Для мудрости нет ничего
более неприятного, чем хитрость". Занимаясь этнопсихологией познания,
которая анализирует достижения различных этносов в науке и культуре, я
обнаружил, что мы чаще гордимся своей хитростью, чем мудростью. А хитрость и
гордость за нее закрывают дорогу к мудрости.
- Семья всегда была для нас святыней, но, выжив за счет семьи, армяне
замкнулись в ее рамках и все соразмеряют лишь с личными семейными интересами,
оправдывая заботой о семье любые действия, даже если они наносят вред государству.
- Психологи в таких случаях говорят о неразвитом сообществе.
У нас нет гармоничного сочетания ценностей и интересов семьи и государства.
Однако в этом нет ничего удивительного - у нас много веков не было государства,
каждый должен был думать о себе и своей семье, что и поощряло развитие
индивидуализма как национальной черты. Но на такой социально-психологической
основе иметь сильное государство невозможно. Семейственность мешает
национальной консолидации, а в нынешних условиях мы не имеем на это права.
- Умение армян не просто выживать в чужих странах, но и добиваться
успеха нередко расценивают как склонность нации к конформизму.
- Конформизм присущ всем нациям, но надо различать
уступчивость и автоматический конформизм. Уступчивость - это когда человек идет
на сознательную уступку, понимая, что иначе он не найдет работу, не сможет
интегрироваться в общество и т.д. Автоматический - когда человек бездумно
приспосабливается к чужим взглядам, требованиям, иногда даже не имея от этого
пользы. Армянину, находящемуся в среде другой нации, конформизм был необходим.
Однако автоматических конформистов в нашей нации мало, для нас более характерна
сознательная уступчивость. Пережитками нашей истории является и склонность
многих армян забывать о собственных национальных интересах и принимать чужую
идеологию, вместо того чтобы использовать предоставленные ему возможности для
развития своего государства, своего народа, своей культуры. Я имею в виду наших
соотечественников, работающих в иностранных организациях, аккредитованных в
Армении. Здесь, на мой взгляд, проявляется уже другая черта армянского
характера - комплекс неполноценности, возникающий у народов, которые были
исторически унижены, долгое время жили под властью чужого государства. Это до
сих пор сидит в нас, этим же объясняется и слабость нашего этноцентризма. На
протяжении столетий армянам в прямом смысле этого слова было опасно проявлять
этноцентризм - необходимый элемент национального и этнического существования,
который позволяет смотреть на мир с точки зрения своей культуры. Общества,
враждебные нашему народу, подавляли в нас ростки развития государственного
мышления, так что сегодня наш этноцентризм деградировал до представлений о
древности народа, его культурных достижений и талантливости отдельных
представителей. Из него оказалась выхолощенной политическая составляющая.
- Что, на взгляд психолога, необходимо предпринять, чтобы повысить нашу
национальную самооценку?
- Надо так организовать системы воспитания и образования,
чтобы эти отрицательные черты смягчились, а позже и исчезли. Но тут нужна
организованная систематическая работа. Мы же, вместо того чтобы развивать
внутренние потенции своей культуры, языка, сохранить национальный дух, внушить
молодому поколению, что армяне сильная нация, и пойти от этого дальше, от всего
этого отмахиваемся, предпочитая ориентироваться на все иностранное.
- Есть народы, враждебные друг другу, а есть и такие, что видят врага
среди своих же соотечественников.
- Существуют межэтническая и внутриэтническая агрессия. У
армян сильнее развита внутриэтническая, что также определено нашей трудной
судьбой, когда выживали сильнейшие и хитрейшие. Механизмы стратегии этноса
формируются в течение всей истории народа, поэтому искоренить те из них, что
приносят вред, очень трудно.
- Новорожденный ребенок не является в прямом смысле слова
представителем того или иного этноса.
- Он еще должен стать таковым. Одним из факторов,
способствующих этому превращению индивида, являются этнические символы -
предметы, образы или действия, в которых в сгущенном виде дана информация об
этносе. Когда ребенок воспринимает эти символы, когда они становятся частью его
внутреннего мира, он тем самым переживает этническую социализацию. Задача
государства - собрать вместе эти символы, выстроить их в иерархию, чтобы можно
было использовать в семейном воспитании, школьном образовании, ориентировать на
воспитание полноценных представителей нации. И это надо делать быстро, не
откладывая в долгий ящик: у многих армян нет психологической идентификации со своим
народом.
- То, что сейчас пишут об армянах, не дает возможности получить
целостное впечатление о нашей нации.
- У нас все еще нет научно обоснованного психологического
портрета армянского народа. Различных типов армян очень много, они живут в 80
странах мира. Чтобы получить реалистическую картину, надо исследовать не только
душу здешних армян, но и хотя бы главных центров диаспоры. Я намерен написать
большую монографию об этнической истории и психическом складе нашего народа и
уже несколько лет работаю над этим.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.