Analitika.at.ua. Мы обязаны играть по правилам нового миропорядка
Геоэкономические реалии современного мира и их связь с социальными процессами внутри Армении - тема, вокруг которой развернулась беседа с директором "Социометра", социологом Агароном Адибекяном.
- Г-н Адибекян, насколько мне известно, Вы считаете, что Армения должна интегрироваться во все те мировые глобальные процессы, которые происходят сегодня. И сразу два вопроса: какие это процессы и в чем суть обязаловки?
- Начну со второго вопроса. Суть обязаловки в том, что если Армения выпадет из этих процессов, то последствия будут весьма болезненными. Начиная с того, что нас лишат в том числе и льготного финансирования, и заканчивая тем, что Армения будет поставлена в жесткие геополитические условия. Чтобы было понятнее, скажу так: в современном мире есть правила игры, согласно которым геоэкономика сегодня определяет геополитику, а не наоборот, как продолжают думать по старинке многие. Ценность территории определяется не ее военно-стратегическим положением, а экономической полезностью. Полезность определяется четырьмя факторами: наличие природных ресурсов, рынков сбыта, инновационного производства и коммуникаций. Так диктует логика развития этого мира. Если мы играем не по правилам, то сначала показывают желтую карточку, потом красную, и мы как игрок выбываем. Это если в терминах футбола, что сейчас модно. В этом и обязаловка - играть по правилам.
Что касается первого вопроса, то создается новый мировой порядок, и с этим мировым порядком согласна теперь и Россия. То есть США, Россия и Евросоюз договорились о синхронизации процесса, суть которого - открытие границ и открытие экономик. И не только у нас. Иначе, по расчетам футурологов, человечество ждет такой глобальный политико-экономический кризис, из которого уже нельзя будет выбраться так сравнительно легко, как пока удается выбираться из нынешнего кризиса. Кстати, нынешний финансовый кризис - как раз преддверие более глобального кризиса. И ведущие мировые державы пытаются предотвратить его, разрабатывая новые геоэкономические проекты. Открытие армяно-турецкой границы - составная часть этой новой геоэкономической политики. И все разговоры о том, что границу нельзя открывать, потому что... - из области романтического миропонимания. Граница откроется, потому что это надо всему мировому сообществу.
- Одним словом, Ваш подтекст следующий: кто против открытия армяно-турецкой границы, тот и против мирового прогресса и развития. Так?
- Это не подтекст. Это прямой текст. И здесь дело не только в мировом прогрессе. Суть в том, что прогресс самой Армении и благополучие его населения напрямую зависят от того, насколько Армения сумеет вписаться в новые мировые реалии, продемонстрировав свои геоэкономические преимущества. Если сумеет, тогда территория республики станет транзитной зоной как для товарных потоков, так и для энергоносителей, которые будут идти с Восток на Запад и с Юга на Север. Одним словом, Армения в перспективе сможет превратится в один из важных транспортно-коммуникационных мировых узлов, что пытаются оспорить наши соседи Грузия и Азербайджан. Более того, Азербайджан понимает последствия такой перспективы и заявляет о своей решимости изолировать Армению от внешнего мира. Поэтому надо воспользоваться создавшейся ситуацией, ведь сегодня создается коммуникационный каркас евразийского континента, образуемый Великим шелковым путем, Азиатско-Североамериканской и Арктической магистралями. И у нас в этом каркасе одна из важнейших позиций, которая носит название "десятого транспортного коридора": "Европа-Турция-Армения-Иран-Средняя Азия-Сибирь- Аляска и далее" и "Европа-Турция-Армения-Иран-Пакистан-Индия-Китай-Сибирь- Аляска и далее". Кроме этого, намечается создание кругового коммуникационного коридора для стран ОЧЭС вокруг Черного моря и Балкан и двух вертикальных коридоров - "Россия-Тбилиси-Ереван-Иран" и "Россия-Баку-Иран".
Напомню, что на днях состоялось деловое совещание по вопросам объединения энергосистем и железных дорог России, Азербайджана и Ирана. Нам также надо спешить: если эти глобальные замыслы осуществятся, а они уже существуют на проектном уровне, то они принесут нам и стабильность, и процветание, уверенность в завтрашнем дне. И мы должны быть не наблюдателями, а активными участниками этого процесса, и играть по рекомендуемым правилам, а не как Грузия - по собственным.
- Ваш коллега, председатель Армянской социологической ассоциации Геворк Погосян озвучил на днях результаты соцопроса, проведенного среди жителей Еревана. По этому опросу более 52% опрошенных было против ратификации армяно-турецкого договора, а 40% - против открытия границы. Значит, все эти люди против процветания, стабильности и уверенности в завтрашнем дне?
- Население, да и не только оно, но и большинство экспертов не узрели связи между армяно-турецким сближением и глобально коммуникационной системой. Я не встретил в их аргументах ссылок на опубликованные еще пять лет назад проекты новых коммуникационных коридоров. Поэтому споры об открытии границ велись в плоскости, которая не имела прямого отношения к сути дела. Я уже говорил и еще раз повторю сейчас: мы находимся примерно в той же ситуации, в которой была Армения в начале IV века нашей эры. Тогда языческая Армения была христианизирована, причем исторические хроники говорят о том, что это было сделано насильно - "огнем и мечом". Новая религия пришла на смену старой, люди получили новое видение мира и жизненные цели, и это способствовало не только их этническому выживанию, но и прогрессу. Если бы тогда проводились социологические исследования, вряд ли бы население тогдашней Армении высказалось бы за христианство. Люди обычно держатся за традиции и за привычные взгляды, даже если традиции и взгляды устарели и вступают в противоречие с велением времени.
Общественное мнение в таком вопросе не должно учитываться. Это вопрос экспертного анализа, и, значит, он в компетенции профессионалов - экономистов, бизнесменов, социологов, политологов и т.п. Если профессионалы просчитают, что договор с Турцией приведет к улучшению как экономической, так и политической ситуации, значит, общество должно прислушиваться к этому мнению, а не к своим эмоциям. А профессионалы обязаны работать с народом, довести до заинтересованных слоев обоснованный анализ. Я не говорю, что надо насильно что-то навязывать, как в случае с христианством. Надо убеждать в правильности своих подходов.
- Видимо, не все профессионалы едины в своих подходах. Мнение экспертного сообщества точно так же расколото, как и общественное мнение в целом. Есть довольно много профессионалов, в том числе в перечисленных Вами сферах, которые против ратификации договора в парламенте. И аргументы против ратификации следующие: приостановление международного процесса признания Геноцида, юридическое закрепление последствий Карского договора, скрытая, но, тем не менее, взаимосвязь открытия границы и уступок в карабахском вопросе, не просчитанные экономические последствия открытия границы. К тому же аналогии с принятием христианства не совсем правомерны, по-моему. Никто не знает, как сложилась бы история Армении, не прими мы христианство в 301 году как государственную религию.
- Хорошо, оставим христианство и поговорим о более насущных на сегодня проблемах. Я обращаюсь к своим оппонентам: а есть у нас ресурсы для того, чтобы выступать против объективных мировых процессов? В конце концов, именно армянский романтизм в политике всегда приводил к трагическим последствиям. Это мы должны были усвоить хотя бы по урокам 1915, 1918 и 1991 годов.
- В смысле, не стоит плевать против ветра, раз ветер сильнее?
- В смысле, кто бы там жил в Западной Армении, если бы сейчас ее передали нам во владение? Кто-то, видимо, полагает, что армяне Диаспоры оставят свои обжитые дома и цивильные условия и переберутся на населенную курдами землю предков? Кто и как сумеет защитить это пространство от возможной агрессии?
- Оппоненты протоколов ставят вопрос по-другому. Был Геноцид, и людей согнали со своей земли. Уничтожили. Там остались дома, церкви, раз уж речь зашла о христианстве, могилы предков, труд поколений. Это земля - колыбель армянской цивилизации.
- Я не спорю. Все это так. Но что сегодня? Мы то живем в тех реалиях, которые давно сложились. Они просто есть. Именно такие. И не в последнюю очередь "благодаря" нашей же ошибочной политике. Необходимо отказаться от геополитической риторики и призвать к этому псевдоаналитиков и непримиримую оппозицию и рекомендовать им мыслить геоэкономически. Тогда многие проблемы и "очевидные" пути их решения приобретают иной вид и смысл. Например, почему нельзя осваивать эти земли экономически? Как это стали делать Япония, Германия или Италия после неудачных попыток силового захвата экономического пространства. Турецкое правительство само не хочет это делать, потому что там сегодня компактно проживают курды. Зачем им усиливать курдов? Вся турецкая экономика сосредоточена на западе и в центре страны. Кто мешает армянам, в том числе и бизнесменам из Диаспоры, проявить деловую хватку, инвестировать капиталы, строить заводы, поднимать сельское хозяйство, тем более, что открытая граница позволит это делать? А эта мирная экономическая экспансия со временем позволит поднимать другие вопросы. Потому что появятся ресурсы. Все в итоге упирается именно в ресурсы.
У нас есть очень важная жизненная проблема - сохранение нашей популяции прежде всего в самой Армении, причем любой ценой, так как мы в красной книге исчезающих народов. Что касается Геноцида, то процесс его признания, может быть, действительно несколько замедлится, но не застопорится. Армянская диаспора, да и правительство Армении тоже, вполне могут продолжить работать в этом направлении, так как признание - скорее фактор самосохранения Диаспоры, чем территориальная претензия. Подписанный договор не обязывает заморозить этот вопрос.
- Вообще-то для человека, который по своей профессии обязан быть глашатаем общественного мнения, у Вас довольно странная позиция.
- Я уже объяснил, что есть вопросы, в которых общественное мнение не может играть решающую роль. И потом я вовсе не уверен, что общественное мнение Армении однозначно против этого договора. Если взвесить мнения всех слоев населения относительно того, в какой мере открытие границы повлияет на их бытие, то картина будет совершенно иной. Так как общественное мнение не есть простая сумма одинаковых взглядов и оценок, а сложный процесс, в котором мнения различаются по силе воздействия. Есть очень авторитетные слои населения, которые - за. Это те люди, которые мыслят прагматично, а не гонятся за миражами. И я также уверен, что надо проводить серьезную работу с населением, и начать надо с экспертного сообщества. С тем, чтобы привить им геоэкономическое понимание реальности.
Мир меняется и движется вперед, к мировому глобальному сообществу, в котором каждая страна может найти свою нишу. Наша беда в инерционности образа жизни, менталитета, жизненных ценностей, восприятия собственной истории и т.д. Не в плане личного бытия, а именно в плане общенародного. Общенационального. Мы упорно придерживаемся иллюзорных желаний, настаиваем на их реализуемости и считаем их потерю утратой идентичности. Нам надо решать, кто мы сегодня, кем мы будем завтра, какие цели достижимы сегодня и завтра, а какие являются утопией. И надо правильно сориентироваться. Иначе, боюсь, мы просто останемся на обочине истории - гордые, но чуждые всем. Никому не нужные и исчезающие.
Беседовал Арам Яврумян
Источник: express.am |