Analitika.at.ua. Кинорежиссер-новатор с мировым именем, выдающийся деятель
американского театра и кино Рубен Мамулян всегда помнил о своем армянском
происхождении, не утаивал его и всегда был связан с Арменией.
Он родился в Тифлисе в 1897г. в семье управляющего банком.
После окончания тифлисской гимназии будущий режиссер по настоянию отца
отправляется в Москву и поступает на юридический факультет университета.
Перспектива стать юристом, престижная во все времена адвокатская карьера
совершенно не прельщают его, гораздо больше его интересует театральная жизнь, а
тут еще на глаза юному театралу попадается объявление о руководимой Евгением
Вахтанговым вечерней студии при МХАТ. Однако к тому времени Москва становится
эпицентром революционных брожений, дальнейшее пребывание в городе становится
небезопасным и Рубен Мамулян, оставив университет, возвращается в родной
Тифлис. Здесь он вместе с другом и единомышленником Левоном Калантаряном
открывает театральную студию, совмещая режиссерскую работу с журналистикой. Но
когда волны революционного движения и политической неразберихи докатываются до Тифлиса,
Мамулян решает уехать из страны. Он отправляется в Лондон, где к этому времени
уже обосновалась его сестра, незадолго до этого вышедшая замуж за английского
офицера.
Вот когда ему пригодился опыт работы в Тифлисе и особенно
мастер-класс великого Вахтангова! В лондонском театре Сент-Джеймс он ставит
пьесу Остина Пейджа "Стук в дверь". Эта его первая серьезная
режиссерская работа вызвала и резкое неприятие, и нарекания, и восторженные
отзывы театральных критиков. В результате молодой режиссер практически
одновременно получил приглашения о сотрудничестве от крупных театральных
менеджеров – Жака Эберто и Джорджа Истмена. Первый из них приглашал в Париж,
второй – в Соединенные Штаты Америки. Предложение Истмена было настолько
соблазнительным, что долго думать не пришлось.
В 1923 году Рубен Мамулян бросает якорь в Рочестере и
берется за художественное руководство оперной студией, принадлежавшей Истмену.
Здесь он преуспевает, работает с большим вдохновением и самоотдачей, его
постановки отличаются большой экспрессией, и все же молодого режиссера не
покидает чувство неудовлетворенности. Он считает, что способен на большее.
Рочестер – уютный город на южном берегу озера Онтарио, в
штате Нью-Йорк. Хороший город, но он не может тягаться с Нью-Йорком. И театральная
жизнь бьет фонтаном не в Рочестере, а на Бродвее. Все театральные дороги ведут
в Нью-Йорк, на Бродвей, понимал Рубен Мамулян. И он ждал своего часа и знал,
что час этот не заставит себя ждать.
И вот Мамуляну предлагают поставить на Бродвее спектакль, от
которого отмахивались все другие режиссеры-постановщики. Это был спектакль о
жизни чернокожих на юге Америки. Трудность состояла в привлечении чернокожих
актеров, в том, чтобы научить их не гримасничать, а быть самими собой,
держаться естественно. Мамулян категорически отверг идею использования
загримированных белых актеров. Спектакль имел ошеломляющий успех и выдержал без
малого четыреста представлений. Секрет успеха заключался в неретушированном
показе реальной жизни негритянского юга Америки.
Звуковое кино открыло перед режиссерским гением Рубена
Мамуляна необъятные перспективы. Он проявил себя новатором - первым обратился к
новым выразительным средствам, первым стал снимать фильмы тремя кинокамерами.
При этом ему приходилось преодолевать большие технические трудности,
сопротивление и ворчание продюсеров. Он первым наложил несколько пластов
звучания, используя для этой цели два микрофона одновременно. Более того, он
первым применил вращающуюся камеру, поставив ее на колеса. Он первым в
кинематографической практике вынес съемки за пределы студии. Откровением для
киноискусства были звуковые и цветовые эффекты, широко применяемые Мамуляном.
Это был прорыв, революционный шаг вперед. После новаций, предложенных Рубеном
Мамуляном, всем стало ясно, что работать по старинке нельзя.
С Рубеном Мамуляном с удовольствием сотрудничали лучшие
актеры, композиторы и деятели киноискусства эпохи: Марлен Дитрих, Грета Гарбо,
Элизабет Тейлор, Ричард Роджерс, Джордж Гершвин...
Личная жизнь режиссера сложилась неудачно. Женился он поздно
- в 1942 году в возрасте 45 лет. Жена его, художница-портретистка Азалия
Ньюман, вела богемный образ жизни, злоупотребляла спиртными напитками. У нее
был нелегкий характер, а с годами она стала алкоголичкой и вовсе с несносным,
агрессивным характером. Сам Мамулян отзывался о ней не иначе, как "эта
злобная сумасбродка".
Режиссерская карьера Рубена Мамуляна завершилась в 1960
году. К тому времени он был близок к завершению работы над фильмом
"Клеопатра". У него были вполне обоснованные претензии к сценаристам
фильма. Для продолжения работы был привлечен новый сценарист, который
радикально изменил имевшийся сценарий. Работа над фильмом зашла в тупик, и
Мамулян с тяжелым сердцем принял решение подать в отставку.
Дальнейшую свою жизнь Рубен Мамулян посвятил литературной
работе и путешествиям. Он написал детскую книгу "Абигайл", перевел на
современный английский трагедию Шекспира "Гамлет", был почетным
гостем и членом жюри на самых крупных и престижных кинофестивалях. В 1980 году
имя Рубена Мамуляна было занесено в "Бродвейский Зал Славы". В 1983
году за выдающийся вклад в развитие кинематографа ему была присуждена высшая
награда Гильдии кинорежиссеров Америки – премия Гриффита.
Скончался Рубен Мамулян 5 декабря 1987 года в возрасте 90
лет. Вся его жизнь была посвящена творческим исканиям новых изобразительных
средств в кинематографическом искусстве.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.