Analitika.at.ua. Как-то продюсеру Арсену Акопяну попала в руки статья
русского писателя и публициста конца XIX - начала XX вв. Александра
Амфитеатрова о политике царской России в отношении армянского народа. В статье
автор возмущенно писал о попытках царских властей представить армян как
торговцев и спекулянтов и настроить против них другие народы. У Арсена Акопяна
возникла идея снять фильм, в котором была бы дана объективная оценка роли
армянского народа в развитии мировой цивилизации. "Мне захотелось поведать
миру о том, что исторически армяне не только занимались торговлей, но и
создавали богатую культуру, которая оказала заметное влияние на мировую культуру
в целом", - заявил недавно на презентации своего фильма А.Акопян. "Из
Арарата в Европу" - так названа хроникально-документальная картина, показ
которой с успехом прошел недавно в столичном кинотеатре "Москва" и
которая была повторно презентована в Национальной библиотеке Армении.
Фильм "Из Арарата в Европу" повествует о
воздействии армянской церковной архитектуры на европейскую, об исключительной
роли армян в деле распространения христианства в Европе. Подготовительная
работа над картиной длилась больше двух лет. За этот период его создатели –
автор Арсен Акопян, сценарист Гагик Гиносян и режиссер Артак Авдалян - провели
ряд научных исследований, основанных на трудах известных ученых от великого
итальянца Леонардо да Винчи до видного австрийского историка архитектуры Йозефа
Стржиговского. Информация черпалась из разных источников. А.Акопяну удалось
найти и просмотреть более 60 документальных картин, посетить крупнейшие
библиотеки Европы и познакомиться с множеством статей и литературных материалов
на разных языках, доказывающих наличие "армянского следа" в
европейской церковной архитектуре и христианской культуре.
В поисках неоспоримых свидетельств авторы фильма совершили
путешествие в Европу и посетили Францию, Италию, Германию, Бельгию, а также
Грузию, где собрали богатейший документальный материал. Встречи же с
современными европейскими учеными и представителями духовенства, которые по
ходу фильма рассказывают о влиянии армян на развитие христианства в Европе и
строительство католических церквей, придали картине "Из Арарата в
Европу" большую объективность.
"Армения – страна, где бок о бок существуют прошлое,
настоящее, будущее и вечное человечества. Господь Бог положил начало всемирной
истории на Армянском нагорье. Армения упоминается в легендах и эпосах, в шумерском
"Гильгамеше", в "Республике" Платона, даже в Ветхом Завете
как Страна Араратская и Земля Обетованная, где находится рай" - этими
словами начинается фильм, первые фрагменты которого раскрывают перед зрителем
красоту армянской природы, строгую прелесть наших храмов. Повествование об
истории возникновения христианства в Армении уносит нас в глубь веков, во
времена, когда в 301г. в Вагаршапате началось сооружение храма Эчмиадзин, место
и форму которого, согласно преданию, Григору Лусаворичу указал сам Иисус
Христос в посланном ему видении.
Именно эта архитектурная форма – 4 столба, крестообразно
соединенных арками и увенчанных центральным куполом, устремленным в небо, – и
была в дальнейшем развита и распространена по миру благодаря усилиям армянских
и европейских архитекторов. О воздействии армянской церковной архитектуры на
европейскую указывает и французский ученый Лекуйе, согласно которому
многочисленные церкви христианского мира сооружены в духе армянских. В их числе
– русские и скандинавские соборы, а также один из красивейших образцов ранней
французской архитектуры - церковь Жерминье-де-Пре.
Кстати, первые упоминания о присутствии армян во Франции
относятся к раннему средневековью: именно в эту эпоху армянские христианские
проповедники добрались до городов Галлии и были объявлены святыми, а армянские
архитекторы и строители активно участвовали в воздвижении храмов Господних. В
фильме "Из Арарата в Европу" повествуется о представителях армянского
раннехристианского духовенства, которые отправились в страны Европы,
проповедовали христианство и были возведены в лик святых. Многие из
армян-проповедников отправлялись в страны Западной Европы еще до официального
принятия в Армении христианства. Одним из них, согласно свидетельству Агусто
Аль ди Нучи - священника церкви Св. Миниато (Флоренция, Италия), был армянин по
имени Минас, казненный в 250г. за свою проповедь и после смерти признанный
святым. До сих пор в церковном календаре Италии 25 октября значится как день
памяти Св.Миниато, а на верхней части главного алтаря церкви Св.Миниато,
построенной в 1018 году, до сих пор хранится надпись "Св.Минас, царь
армянский".
Подобных примеров авторы фильма приводят множество.
Профессор католического университета города Лувена (Бельгия) Бернард Кулие
перечисляет имена "святых армянского происхождения" - Св.Серватиус,
Св.Макери, Св.Гризоти, Св.Григорис, Св.Макариус и другие. В фильме содержится
подробная информация об их миссии в Европе, представлены фактические
доказательства их принадлежности к армянству.
Отдельная страница в фильме "Из Арарата в Европу"
отведена великому итальянскому художнику, скульптору, архитектору и ученому
эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, на "Армянских письмах" которого,
по словам Арсена Акопяна, изначально строился сценарий фильма. "Армянский
след" в сфере церковного строительства в Европе упрочился благодаря
Леонардо, который, согласно ряду свидетельств и научных источников, совершил
путешествие в Армению. Посетив миланскую библиотеку "Амброзиана", где
хранится основная часть рукописного наследия Леонардо, А.Акопян получил
разрешение изучить и снять на пленку рукопись, известную под названием
"Армянские письма". "Обратившись к руководству библиотеки, я
столкнулся с искренним непониманием, выказанным заместителем директора,-
рассказывает Арсен, - который даже не подозревал, что в письмах Леонардо
упоминается Армения. Каково же было его удивление, когда он увидел не только
название нашей страны в рукописи да Винчи, но и географическую карту Армении,
набросанную самим Леонардо на оборотной стороне "Писем"!
Да Винчи пишет о Киликии, Армении, Таврских горах, приводит
в рукописи даже наброски гор, описывает землетрясение и наводнение, свидетелем
которых он стал (имеется в виду землетрясение 1482г. в городе Ерзнка). В
Армении да Винчи-архитектор знакомится и с центрально-купольной конструкцией
христианских церквей. Авторы фильма "Из Арарата в Европу" доказывают,
что многие европейские церкви построены по эскизам Леонардо, в основе которых
лежит традиционная "армянская конструкция". Хотя в фильме сделан
акцент на "Армянских письмах" Леонардо да Винчи, его создатели
говорят и о других его рукописях, касающихся армян и Армении: все четыре
хранятся в библиотеках Англии. И еще одна любопытная деталь: да Винчи, говоря о
красках для живописи, упоминает "терра армена" - темно-желтую или
светло-коричневую краску, которая никем больше не употреблялась. В фильме
де1лается предположение, что краску цвета армянской земли Леонардо сам привез
из Армении.
Фильм "Из Арарата в Европу" насыщен информацией и
живыми свидетельствами о роли армянского народа в истории человеческой
цивилизации. Кстати, здесь впервые раскрывается переписка армянского царя
Абгара с Иисусом Христом: Абгар через своего гонца Анана приглашает Иисуса к
себе. Анан же вместе с ответным письмом вручает царю сделанный собственной
рукой портрет Спасителя, который ныне хранится в бывшей армянской церкви Генуи.
Кинофильм, который планируется перевести на разные языки, снят на киностудии
"Айк" при содействии первой леди республики Риты Саргсян. Есть идея
организовать при поддержке Министерства спюрка РА показ картины в армянских
общинах зарубежья.
Сегодня Арсен Акопян разрабатывает идею нового фильма, в
основу которого будут положены эпосы ряда народов мира, указывающие на их
происхождение с "земли Араратской". Думается, найдутся спонсоры,
которые помогут авторам картины реализовать проект, проливающий свет на многие
страницы истории.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.