Analitika.at.ua. Летний туристический сезон в разгаре. И хотя подводить
итоги еще рано, но, судя по всему, сезон удался.
На состоявшейся в Ереване встрече представителей госсектора
и туристической отрасли Армении, посвященной перспективам сферы туризма и
препятствиям на пути его развития, начальник управления туризма и
территориального экономического развития Министерства экономики Армении Мехак
Апресян поделился своими прогнозами. По его словам, в этом году мы перешагнем
рубеж в 600 тыс.туристов. А накануне встречи российский сайт gzt.ru опубликовал
материал, в котором утверждается, что Армения бьет все рекорды по росту количества
туристов из России - количество путешественников из России, бронирующих отели в
Ереване, с апреля прошлого года выросло на 385%, т.е. почти в четыре раза. И
объясняется этот феномен дешевизной направления - средняя цена недельного тура
в Армению составляет 25 тыс.рублей, включая авиаперелет, проживание, экскурсии,
страховку, завтраки и обеды.
Можно сказать, что кризис в определенной степени открыл
новые возможности для развития туризма в Армении с тем, чтобы после кризиса
отрасль стала качественно иной. Армения обладает очень серьезным туристическим
ресурсом, однако процесс превращения ресурса в туристический продукт требует
кропотливой работы, профессионального и финансового обеспечения.
Проблем, сдерживающих реализацию туристического потенциала
Армении, немало. В первую очередь, это недостаток качественной гостиничной и развлекательной
инфраструктуры - туроператоры всегда жалуются на дефицит гостиниц в регионах
(Цахкадзор не в счет). Плохо обстоят дела и с необходимой для зарубежных
туристов информацией на различных языках. Причем туроператоры всегда говорят о
недостатке печатной информации, однако так же неудовлетворительно можно оценить
и информацию, размещенную в Интернете: фотографии, выложенные любителями,
иногда производят большее впечатление, чем профессиональные фотографии на сайтах,
призванных продвигать Армению как туристический продукт. Очень мало
видеоматериалов, ролик на YouTube, ссылка на который дана в той же статье на
gzt.ru, скорее слайд-шоу, чем видео. Информация часто дается лишь на английском
и русском языках, автоматически отсекая потенциальных клиентов, говорящих на
других языках, и т.д.
Судя по той настойчивости, с которой туристические компании
на каждой встрече поднимают проблему гидов, дефицит квалифицированных гидов
вследствие невысокого качества подготовки специалистов, видимо, присутствует.
Поэтому представитель Гильдии гидов Армении предложила внести изменения в
процесс лицензирования гидов. И если ранее будущие гиды сдавали только тест, то
теперь будут сдавать экзамены - письменные и устные.
Серьезная проблема - отсутствие предпринимательской среды,
необходимой для развития туризма. Так, в Европе более 70% занятых в туризме
людей работает в малом бизнесе. У нас же малый бизнес, особенно в регионах,
находится на начальной стадии развития. И в этом направлении тоже есть над чем
работать как Министерству экономики и Национальному центру содействия МСБ, так
и турфирмам.
Министр экономики Армении Нерсес Ерицян на встрече с
туроператорами выразил мнение, что с целью развития туристической индустрии в
Армении ее представители должны разработать инвестиционную стратегию,
направленную на достижение запланированных показателей - в ближайшие годы число
туристов, посетивших Армению, необходимо довести до 1 млн. человек. Очевидно,
что, помимо программных задач, назрела насущная необходимость создания
инвестиционного климата для развития туристических центров: разработка
проектов, подготовка и создание инвестиционных площадок. Возможно, есть смысл,
выезжая на различные выставки, представлять не только туристический продукт, но
и инвестиционные проекты, макеты развлекательных комплексов, отелей и т.д.
Многие страны в условиях кризиса активизировали маркетинговую деятельность. А
практика показывает очень высокую эффективность инвестиций в продвижение даже в
тех странах, где объектов показа не так много. В Армении же напротив - большое
количество объектов, потенциально интересных для туристов, но при этом
недостаточный уровень инвестиций в туризм и слабый PR.
Сегодня уже ясно, что конкуренция на мировом рынке туризма
растет с каждым годом. Туризм сегодня стал выгодной и высокодоходной отраслью,
сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с такими отраслями, как
нефтегазодобывающая, перерабатывающая и автомобилестроение. И поэтому, чтобы
занять собственную нишу в мировой туристической отрасли, работая с инвесторами,
нужно быть активнее и даже по-хорошему агрессивнее, рекламируя возможности
страны. А пока Министерство экономики РА совместно с экспертами программы CAPS
Международного агентства США по развитию разрабатывают новый проект закона
"О туризме", который также обсуждался с представителями туристической
отрасли для того, чтобы учесть их замечания и предложения.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.