Analitika.at.ua. Жители села Маргара привыкли к тому, что живут на границе и что граница всегда закрыта. Пограничный пункт находится на пересечении центральных улиц, а российские солдаты и пограничники дежурят тут многие годы. Но даже старожилы не помнят, когда можно было запросто перейти реку Аракс и оказаться в соседней стране. По узкому мосту из бетонных блоков всего два раза за всю современную историю переезжали автоколонны. После землетрясения 1988 года Турция пропустила груз гуманитарной помощи, и еще раз символический переход совершили сотрудники миссии ОБСЕ. С тех пор никаких контактов и перевозок. Здание таможни начали строить в конце восьмидесятых и хотели закончить к Олимпиаде-88. Но бросили, отстроив только главный корпус. Сегодня часть здания таможни и многоквартирный дом для офицерских семей — это голые стены и торчащие куски арматуры.
Мария ВАСИЛЬЕВА,
Русская служба Би-би-си
ОТРЕЗАННЫЙ ПУТЬ
Герасиму Мурадяну стало дорого ездить в Россию, и теперь он смотрит в сторону Турции. В Маргаре нет работы. Большинство местных жителей выращивают фрукты, овощи и зелень и продают их в Ереване. Герасим Мурадян последнюю зиму пробовал работать в России. В Курске устроился в кавказский ресторан готовить шашлык и долму. Говорит, ему там нравилось. Только денег заплатили в три раза меньше, чем обещали, мужчина вернулся домой практически ни с чем. “У нас раньше был свой фургон для перевозки, мы возили персики, сливы, груши в Балаково, Саратов, Воронеж”, — рассказывает Герасим Мурадян. Торговля в России давала хороший доход, двадцать лет назад семья Герасима даже смогла построить просторный двухэтажный дом. Сегодня из Армении до российских покупателей по суше не добраться. Граница с Азербайджаном закрыта, путь через Грузию отрезан. “Вот если откроют границу с Турцией — нам будет легче, — рассуждает Герасим, — сможем хотя бы морем отправлять. Или, может, турки у нас купят”.
ГЛАВНОЕ — ТОРГОВЛЯ
Степан Гарибян хочет покупать турецкие товары дешевле. Местные крестьяне в один голос говорят, что границу давно пора открыть. Их основная надежда — что в магазинах тогда появятся дешевые турецкие товары. “Конечно, все будет дешевле, — говорит Степан Гарибян. — Бизнесмены говорят, что переправить один контейнер через Грузию стоит восемьсот долларов, а через Турцию будет стоить сто. Отсюда же прямая дорога в Европу — иди куда хочешь”. Еще через границу в обоих направлениях поедут туристы, а это принесет и деньги, и работу. Из Армении и сегодня с удовольствием летают на турецкие курорты. Второй вид туризма — поездки на земли предков. Если отношения с Турцией будут восстановлены, многие армяне смогут поехать туда, где жили их предки. Об угрозе со стороны Турции, которую так часто упоминают в своих речах политики, тут никто не говорит. “Мы давно с турками не общались, сколько лет уже. Так что мы не знаем, какое у них отношение”, — замечает Гарибян.
СОЧИНСКИЙ СИНДРОМ
Назик хочет продать свою землю — она удобно расположена рядом с границей с Турцией. После того как прошлой весной турецкие и армянские дипломаты парафировали тексты протоколов о дипломатических отношениях и открытии границ, в Маргаре резко начала дорожать земля. Участки рядом с пропускным пунктом намерено выкупить государство. В селе называют заоблачные суммы — якобы за дом с землей дадут по полмиллиона долларов. Но пока одни планируют выгодную сделку — другие переживают за дома, построенные отцами и дедами. Вдруг землю заставят продавать насильно — что тогда делать? В Маргаре пока не верят, что границу откроют скоро. “Подождем, увидим, откроют ли вообще”, — говорит Степан Гарибян.
Даже если это произойдет быстро — из Армении в Турцию и из Турции в Армению фургоны с грузами поедут далеко не сразу. Дорога от Еревана до Маргары — это сорок километров старого разбитого асфальта и ухабов.
с. Маргара, 14.10.2009 г.
Источник: Новое время |