Главная » 2012»Май»2 » Арно Бабаджанян: Я живу в Ереване. А в Москве проживаю
Арно Бабаджанян: Я живу в Ереване. А в Москве проживаю
21:49
Analitika.at.ua. Он умел радоваться жизни и делиться
этой радостью с близкими людьми, коллегами, поклонниками, даже с теми, кого
видел впервые. Он устраивал праздники из серых будней и приглашал на них всех,
кто хотел стать частицей этого веселья. Его история — это история любви,
которая разлетелась по всему миру в песнях. Такую музыку умел писать только он
— Арно Бабаджанян. В ней жила его душа — мятущаяся, ликующая, тоскующая и
бесконечно добрая.
Песня нашего Арно
Однажды в начале 1990-х годов в Ереване у роддома Маркаряна
на проспекте Маштоца остановилась допотопная «Победа». Из нее вышли четверо
мужчин — трое музыкантов (стандартное трио — кларнет, аккордеон, доол) и, как
выяснилось позже, «солист». Через пару минут на главном проспекте города
зазвучала всеми любимая «Еревани сирун ахчик» («Ереванская красавица»). Когда
песня была исполнена, наверное, уже в десятый раз, у главного входа больницы
показался сердитый главврач: «Я прошу вас немедленно прекратить безобразие, это
же родильный дом, понимаете?! Роженицам нужен покой!» «Солист» невозмутимо
допел куплет и только тогда ответил: «Вай, доктор джан, где ты тут видишь
безобразие? Это же песня нашего Арно! У меня шестеро дочек, понимаешь, а тут
мальчик родился! Кому как не мне петь? А что я должен петь, по-твоему, своей
жене, подарившей мне сына? Какую-то иностранную серенаду? Нет, нет, и еще раз
нет, доктор джан! Только эту — «Еревани сирун ахчик»!»
После выхода в 1958 году на экраны СССР фильма «Песня первой
любви» эта песня, вошедшая в его саундтрек, стала своеобразным признанием в
любви всем армянским девушкам и, может, главной мелодией Еревана, серенадой,
звучавшей под его балконами. Ее исполняли все от мала до велика, те, кто умел
петь, и кому на ухо медведь наступил, — во время шумных застолий во дворах, на
свадьбах… И до сих пор, пересматривая «Песню первой любви», не перестаешь
задаваться вопросом: кому картина больше обязана своей фантастической
популярностью — режиссеру Юрию Ерзнкяну, исполнителю главной роли Хорену
Абрамяну или композитору Арно Бабаджаняну?
Однажды в Ереване провели своеобразный эксперимент — на
улице подходили к прохожим и просили их исполнить «Еревани сирун ахчик». Не
нашлось ни одного человека, кто не спел песню от начала до конца. Каждый
исполнял ее на свой манер и при этом исключительно талантливо. Ничего
удивительного: ведь их вдохновляла музыка, полная искреннего чувства, — песня,
написанная человеком, безумно влюбленным в этот город, который он считал лучшим
в мире и с которым никогда не расставался, даже живя вдали.
Своя игра
Когда 21 января 1921 года в семье учителя математики Арутюна
Бабаджаняна родился мальчик, радости родителей не было предела. Но спустя три
года глава семейства оказался перед нешуточной проблемой — 21 января 1924 года
умер Ленин, и в СССР был объявлен траур. Что же получается, в стране такое
горе, а в его доме каждый год в этот день должно быть веселье? Неприлично
как-то, да и что люди подумают? И Арутюн перенес дату рождения сына на 22
января.
Надо сказать, что в семье Бабаджанян не было
профессиональных музыкантов. Но отец прекрасно играл на флейте. Сам Арно уже в
четыре года сделал первые попытки сыграть на старой гармонике. А однажды,
вернувшись из детского сада, стал взахлеб рассказывать, как к ним пришел
какой-то дядя и попросил всех спеть. «Я тоже спел, а еще хлопал в ладоши. Дядя
внимательно слушал, потом сказал, что мне обязательно надо заниматься музыкой».
Мальчику тогда было всего 5 лет, а «дядей» оказался не кто иной, как Арам Ильич
Хачатурян. В том же году Арно зачислили в музыкальную школу. Окончив ее,
шестнадцатилетний юноша поехал в Москву, где был зачислен сразу на последний
курс Музыкального училища имени Гнесиных. Эта поездка также состоялась
благодаря Араму Хачатуряну, который разглядел в молодом Арно великого
симфониста. Защита его диплома по фортепиано стала событием в музыкальной жизни
Москвы. В комиссию входили знаменитости — Александр Гольденвейзер, Генрих
Нейгауз, Яков Флиэр… Среди других сочинений нужно было сыграть что-то свое, написанное
без помощи педагога. Бабаджанян представил пьесу собственного сочинения в стиле
Скрябина. «Нет, вы сыграйте свое», — попросили члены жюри. «Я уже сыграл», —
ответил он. Комиссия была в шоке — знаменитые пианисты, досконально знавшие
творчество Скрябина, приняли работу молодого композитора за его произведение.
«Песня о песне»
Симфонист, блестящий пианист… Но тогда никому из друзей и
преподавателей и в голову не могло прийти, что огромную популярность Арно
Бабаджаняну принесут песни. Первые же песенные опыты убедили его в том, что
этот жанр не прощает бездумного к себе отношения. «Наоборот, он требует
углубленности и такой же полной творческой самоотдачи, как и «серьезные» формы
— будь то соната для скрипки или концерт для фортепиано, — говорил композитор.
— И еще мне стало очевидным, что автору песни нельзя оставаться безликим: любая
его песня непременно должна нести в себе черты его творческой индивидуальности.
Не стыжусь признаться, что не пытаюсь делать в этой области каких-либо открытий
— мои песни о любви, о радости, о грусти, о тех вечных и простых человеческих
эмоциях, о тех высоких чувствах, которые веками воспевались, воспеваются и, по
всей вероятности, будут воспеваться всегда».
В 1964 году родился потрясающий творческий союз — Бабаджанян,
Рождественский, Магомаев. Звезды на небе сошлись, их сотрудничество оказалось
невероятно плодотворным. Песни «Свадьба», «Позови меня», «Зимняя любовь»,
«Загадай желание», «Благодарю тебя» стали настоящими хитами и входили в
программы практически всех концертов. Летом 1964 года появилась и сразу стала
невероятно популярной песня Бабаджаняна на стихи его друга Андрея Горохова
«Королева красоты», которая вошла в историю советской эстрады как один из
первых твистов. В то время, когда Хрущев искоренял джаз и боролся с
художниками-нонконформистами, написать твист было чем-то вроде гражданского
подвига. Креативный ресурс Бабаджаняна казался неиссякаемым — он выдавал
шлягеры один за другим, иногда даже не дав им возможности как следует
раскрутиться, ибо новые песни сразу затмевали по популярности предыдущие. Это
была торопливость, присущая истинным гениям, — успеть сделать еще, еще, еще. В
наши дни профессиональные продюсеры использовали бы такой дар на полную
катушку, выдавая хиты не сразу, а дозированными порциями, чтобы дать им
«поработать». Но тогда всего этого не было, да и кто бы мог сдержать неистовую
творческую энергию этого человека, становившегося за роялем
самозабвенно-отрешенным? И рождались песни, которые потом звучали практически
во всех уголках Советского Союза. Их любили и пели практически все. И что
парадоксально, каждая была написана как будто «изнутри». «Лучший город земли» —
песня невероятно московская, а «Им Ереван», «Мер сирели Ереван» — абсолютно
ереванские, «Пушинка белая» — практически русская народная, а «Азг парапандз» —
до невозможности, просто генетически армянская. В чем заключался секрет? Может,
это и банально звучит, но надо было очень любить Москву и Ереван, Россию и
Армению, людей, а самое главное — музыку. Эта безграничная любовь проявлялась в
творчестве Арно ярким индивидуальным почерком, по которому безошибочно можно
было узнать — это точно Бабаджанян!
К концу 1960-х благодаря гастролям популярность блестящего
пианиста и композитора Бабаджаняна вышла за пределы СССР. А в 1973 году на
Всемирном конкурсе песни в Токио за песню «Чертово колесо» он получил первую
премию, обойдя своего знаменитого соперника, французского композитора Фрэнсиса
Лэя, автора покорившей весь мир музыки к кинофильмам «История любви» и «Мужчина
и женщина».
Арутюн, Серож и другие
На вопрос: «Где же вы все-таки живете — в Ереване или в
Москве?», Бабаджанян неизменно отвечал: «Я живу в Ереване. А в Москве
проживаю». В Армению Бабаджанян приезжал каждое лето и приглашал всех своих
московских коллег и друзей, чтобы они увидели и прочувствовали то, что ощущает
он сам. Он умел влюбить всех в свою страну солнца и камней. «Хотя бы раз в
жизни надо проехать по серпантину дилижанских поворотов, посмотреть, как
женщины разводят огонь в тонире и пекут невероятно вкусный лаваш, поесть ишхан
на Севане. Нет, это не та форель, которой вас угощали в знаменитых ресторанах,
это наша князь-рыба… Хоть раз в жизни нужно позволить себе утонуть в зелени
лорийских гор, увидеть эти храмы, зарядиться армянским солнцем, прогуляться по
вечернему Еревану… Я не понимаю, как вы вообще без этого живете!»
Каждый приезд коллег в Армению превращался в настоящий
праздник — с угощениями, поездками, шутками и весельем. Пригласив в Армению
Александру Пахмутову и Николая Добронравова, он искренне удивился, что эти
видавшие виды люди до сих пор не знают чистильщика обуви Арутюна, и тут же
заполнил этот пробел, организовав историческую встречу в Ереване. Вообще, люди
для него были главным достоянием страны. Однажды, прогуливаясь с московскими
гостями по тенистым аллеям на территории дилижанского Дома творчества
композиторов, Бабаджанян вдруг воскликнул: «И вы хотите сказать, что видели
Армению? Нет, вы никогда не поймете ее, если мы прямо сейчас не поедем к
Серожу! Знаете, как он готовит? Пальчики оближете!» Через несколько минут его
машина уже мчалась в Кировакан, в ресторан, где легендарный повар Серож
продемонстрировал гостям свое бесподобное кулинарное искусство.
О футбольных матчах, которые он организовывал в дилижанском
Доме творчества, многие еще помнят. Среди футболистов были сам Бабаджанян, его
сын Араик, Родион Щедрин, Николай Добронравов. А судил игру не кто иной, как
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, тончайший знаток и любитель футбола, которому
специально для этой цели Бабаджанян привез из Еревана судейский свисток.
«Мы уезжали из Армении, заряженные солнцем, теплотой,
бесконечной добротой, жизнью, — вспоминает Александра Пахмутова. — Но один из
многочисленных дней запомнился навсегда. Арно повез нас на Севан, он любил это
священное озеро. В тот день он решил угостить нас ишханом. Мы уже отведали его
в прибрежном ресторане, но Арно этого показалось мало, и он решил обзавестись
рыбой «про запас». Увидев неподалеку торгующих форелью мальчишек, он подозвал
их и начал торговаться… Мы не понимали, что говорил им Арно по-армянски, но по
тому, как гримасничали мальчишки, как надрывались у них животы от хохота, было
видно, какое удовольствие доставляет им этот «торг». Наконец Арно сел в машину
и, делая вид, что окончательно рассорился с ребятами, отъехал от них на
несколько метров, а мальчишки побежали за машиной, на ходу в чем-то убеждая
дядю Арно. Тот давал задний ход, и снова начинался прерывающийся смехом диалог.
Снова отъезжал и снова возвращался. Наконец сделка состоялась, но довольные,
светящиеся от счастья торговцы и покупатель еще долго не могли оторваться друг
от друга. Это была игра — веселая, детская, наивная, бесконечно добрая. Арно
был в своей стихии. Словно большой ребенок, он сам получал удовольствие от этой
игры. В этом была вся его натура — радующаяся жизни, непосредственная, почти
детская».
Хрущев в пижаме
О шутках и розыгрышах Бабаджаняна ходили легенды. Он любил
рассказывать анекдоты, смешить, прикалываться. И все это делалось абсолютно
беззлобно. Отец композитора был очень похож на Хрущева. Как-то, знакомя отца с
одним из своих московских коллег, Арно пошутил: «Посмотрите, какой высокий
гость захотел с вами встретиться и узнать вас поближе!» Коллега издал какой-то
сдавленный крик удивления и попятился. Спустя годы, когда Бабаджаняну уже было
за 40, история повторилась. Дело было так. Дирижер Константин Орбелян срочно
вызвал Бабаджаняна на репетицию в филармонию. Арно попросил отца пойти с ним:
«Пап джан, я ненадолго, заскочу на пару минут в филармонию, а ты посидишь в
машине, посторожишь ее. Потом поедем дальше по своим делам». — «Но я же еще в
пижаме, подожди хоть оденусь!» — «Никаких «оденусь»! Там музыканты на сцене
ждут, не могут начать репетицию, пока я не приеду! Посидишь в машине, тебя
никто не увидит… Только пять минут». Спорить с ним не имело смысла — отца в
пижаме Арно затолкал в автомобиль, сам сел за руль. Подъехали к филармонии, он
мгновенно исчез в дверях служебного входа. Началась репетиция. Бабаджанян сел
за рояль, начал играть и… забыл обо всем на свете. Через полтора часа отец,
пройдя кордон вахтеров, вбежал в Большой зал филармонии, ругаясь на чем свет
стоит. При виде «Хрущева» в пижаме все на сцене замерли в оцепенении, и только
Бабаджанян продолжал безмятежно перебирать клавиши. А историю о том, что сам
Никита Сергеевич присутствовал на репетиции оркестра Орбеляна, вечером того же
дня в Ереване рассказывали на каждом углу.
Национальный вопрос
Арно Арутюнович был очень строгим отцом, и сын Араик порой
получал от него чапалах — пощечину. К этому методу композитор прибегал, в
частности, добиваясь, чтобы тот говорил по-армянски. Проблема эта стала
особенно актуальной после того, как семья переехала в Москву. Каждое лето
Бабаджаняны проводили в Армении, и, чтобы сын не забыл родного языка, отец
настоятельно просил детей, с которыми дружил Араик, разговаривать с ним на
армянском. Но и эти ребята были из русскоязычных семей, и Бабаджанян на полном
серьезе ругался с их родителями, требуя, чтобы те наконец разъяснили своим
детям — их язык армянский. Исчерпав все аргументы, Арно Арутюнович возмущенно
говорил сыну: «Если так пойдет и дальше, я вынужден буду отправить тебя в
пионерский лагерь. Там ты уж точно заговоришь на родном языке».
Большинство жителей дома, в котором жила семья Бабаджанян в
Москве, были евреи. Четырехлетний Араик тогда и не подозревал, что есть такое
понятие, как национальность. И когда однажды его спросили, кто он по
национальности, мальчик не раздумывая ответил: «Еврей!» Узнав об этом,
Бабаджанян так рассердился, что сначала влепил сыну традиционный несильный
чапалах и только потом принялся разъяснять ему, что он — армянин. «Помню, как,
сидя за столом, он говорил, что мы малочисленный, но очень талантливый и
трудолюбивый народ, и недаром есть выражение «нас мало, но мы армяне», —
вспоминает сын композитора. — Бабушка, гостившая в то время у нас, чтобы как-то
разрядить обстановку, спросила: «Интересно, кто же придумал эту замечательную
фразу?», на что я уверенно ответил: «Ленин!» Ну как было не влепить чапалах
этому обормоту, который Ленина от Паруйра Севака не отличает?!»
Огромный плюс У Бабаджаняна была отличная коллекция картин —
он прекрасно разбирался в живописи. Однажды Генрих Игитян, рассматривая портрет
Арно работы художника Вруйра Галстяна, сказал: «Хорошая картина. Но что-то в
ней не то. А ты случайно не переделал ее?» И тут Бабаджанян, словно
провинившийся мальчишка, признался: «Я замазал часть носа — он был слишком
большой…» Нос, который Арно унаследовал от матери, с годами стал его визитной
карточкой. Но в молодости доставлял ему немало страданий. «В годы учебы в
консерватории, зайдя к нему как-то поутру, я обнаружил у него в постели
бельевые прищепки, — вспоминает композитор Эдуард Мирзоян. — «Что это?» —
«Понимаешь, я придумал для поднятия носа специальный прибор, с которым засыпаю
каждую ночь. Как ты думаешь, поможет?» — с надеждой в голосе спросил Арно. Я
авторитетно заявил: «Конечно, можешь и не сомневаться».
С годами пикантный «минус» во внешности знаменитого
композитора превратился в огромный «плюс», без которого Бабаджаняна просто
невозможно было вообразить. Это была неотъемлемая часть его образа. При этом
подтрунивать над его носом было дозволено лишь избранным — людям, которых он
принимал и любил. Например, режиссеру Генриху Оганесяну. Как-то они с
Бабаджаняном переходили улицу Абовяна у кинотеатра «Москва». Сверху спускался
трамвай. «Арно джан, голову поверни», — сказал Генрих. «Зачем?» — «Твой нос
мешает трамваю проехать!»
Миллион за гения
Когда Арно Арутюнович заболел, ему было всего 32… Поначалу
диагноз — белокровие — от него скрывали. Когда же он узнал правду, возмущался и
кричал на отца: «Как вы могли скрывать такое!» В конце 1960-х по приглашению советского
правительства к больной жене Косыгина приехал знаменитый врач из Франции по
фамилии Бернар. Композитор Эдуард Мирзоян, ближайший друг Бабаджаняна,
обратился к Первому секретарю ЦК Компартии Армении Антону Кочиняну, который тут
же связался по телефону с Москвой и попросил, чтобы Бернар осмотрел Арно. На
том конце провода сказали: «За одну консультацию этот врач берет две тысячи
долларов». На что Кочинян ответил: «Для Бабаджаняна мы готовы заплатить
миллион!» В итоге благодаря Бернару Бабаджанян поставил своего рода рекорд:
прожил со своим тяжелым диагнозом около тридцати лет. Но у этого рекорда был и
другой секрет — любовь.
Муза
Со своей будущей супругой Бабаджанян познакомился в 1945
году. Однажды в Москве после выступления в Доме культуры Армении к нему подошла
очаровательная девушка и сказала: «Вы играли как Бог!» Это была Тереза
Оганесян, студентка Московской консерватории, которой и было суждено стать
главной женщиной в жизни Бабаджаняна. Педагоги пророчили ей большое будущее, но
эта встреча изменила в ее судьбе все. Тереза решила посвятить свою жизнь Арно.
Совсем скоро это стало для нее не только осуществленной мечтой, но и
призванием. Она повсюду сопровождала мужа. В ее сумке, как в чемоданчике сестры
милосердия, лежал стандартный набор для оказания первой помощи. Бабаджанян не
был прикован к постели, но о том, чтобы отправиться на концерт или на
телевидение, не могло быть и речи. И тогда на помощь снова приходила Тереза,
которая разрабатывала почти детективные планы: композитора похищали из больницы,
а в машине халат менялся на костюм. Она помогала мужу в отчаянном желании
оставаться для всех прежним Арно и писать прекрасные, добрые, жизнерадостные
песни.
Последний тост
Будучи еще студенткой, я с друзьями при первой возможности
приезжала в Дом творчества композиторов в Дилижане — там собирался весь цвет
музыкальной элиты СССР. В одну из таких поездок я встретилась с Арно
Бабаджаняном. Еще в Ереване мы слышали, что он отдыхает здесь после тяжелой
операции и попросту не отвечает на настойчивые звонки из Москвы с требованием
показаться врачам. Выглядел он плохо, но молодость беспечна, ее не касаются
чьи-то беды и болезни, поэтому, чтобы не упустить шанса пообщаться с маэстро,
мы напросились к нему в гости. Открыли бутылку вина, сам маэстро не пил, но
тосты произносил с большой охотой. Потом, ничего не говоря, он вышел в кабинет,
и вскоре оттуда раздались звуки музыки… «Ноктюрн», «Элегия», «Грезы»,
«Мелодия»… Когда он вернулся, тосты снова стали сменять друг друга — за
родителей, за друзей, за воспоминания, за детей, за женщин, за любимых… Когда
вино было выпито до последней капли, маэстро улыбнулся: «Жаль, а ведь у меня
тост остался. Но ничего, попытаюсь изобразить человека с полным бокалом».
Артистично подняв руку, он окинул взглядом компанию незваных молодых гостей и
произнес: «Живите, любите, творите, встречайтесь, расходитесь… Но только во все
это всегда вкладывайте страсть и безумие. Без этого жизнь будет никакой!». Элеонора Малхасян, yerevanmagazine.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.