Analitika.at.ua. В Азербайджане навряд ли найдется хотя бы один
представитель интеллигенции, который осмелился бы ответить Рустаму
Ибрагимбекову, об этом в комментарии Analitika.at.ua
заявил советник министра иностранных дел НКР, Арсен Мелик-Шахназаров.
«В средствах массовой информации промелькнуло сообщение со
ссылкой на информацию Интерфакса: «Известный российский и азербайджанский
кинодраматург, автор сценария «Белого солнца пустыни Рустам Ибрагимбеков заявил
об отказе от французского ордена Искусств и уходе с должности президента
общества культурных связей «Азербайджан-Франция». «Я считаю, – заявил
Ибрагимбеков, - неприличным политическим абсурдом принятие законопроекта об
уголовном преследовании за отрицание геноцида армян».
Тем самым, г-н Ибрагимбеков продолжил многолетние «традиции»
азербайджанскойинтеллигенции,
солидаризирующейся с османскими и кемалистскими организаторами, практически
всемирно признаваемого и осуждаемого геноцида армян в Турции, продолжавшегося с
перерывами с 90-х годов XIX века вплоть до 1923 года.
То, что эти традиции носят «старыйи добрый» характер, было известно и в
советское время. В 1990 году, публицист, и один из первых в СССР политологов
Виктория Чаликова, в своей статье в приложении к «Литературной газете» «Досье»
рассказала, как в разгар брежневского застоя оказалась в одной из южных столиц
на научной конференции, где «утренние доклады вечером щедро заливались вином».
«Моим соседом по застолью был молодой, красивый и хорошо
образованный историк из Азербайджана. Между нами возникла та стремительно
вспыхивающая и столь же стремительно уходящая дружба, какая бывает во время
научных сборов. Когда за столом начались тосты за братские народы и дело дошло
до Армении, был помянут тамадой мало кому известный в СССР, но вошедший в
хрестоматии всего мира исторический факт, геноцид армян в Османской империи –
истребление полутора миллионов мирных жителей, от грудных детей до
парализованных стариков в 1915 году.
В этот момент я услышала хрип и одновременно почувствовала,
что мое платье намокло. Мой сосед вскочил, опрокинув бокал, и забился в
истерике, повторяя: «Этого не было, этого не было. Ложь, ложь». Мы дали ему
воды, это помогло, но ненадолго. Я хотела было напомнить ему о документах
геноцида, но вспомнила, что ведь он историк и сам все знает. Но он никогда не
примет этого знания, поскольку живет в ложном, абсурдном убеждении, что
никакого отношения не имеющий к тем событиям в Османской империи Советский
Азербайджан, а значит, и он лично, виновны во всех грехах против армянского
народа, что так думает весь мир и сами армяне, которые раньше или позже за это
отомстят» .
Кстати говоря, брат Рустама Ибрагимебкова Максуд, тоже
проявил себя на ниве отрицания очевидных вещей, но это было уже в разгар
карабахского конфликта.
«Укомплектовать в Баку «орду жаждущих крови» националистов,
или хотя бы роту не менее трудно, чем сколотить местную команду по хоккею на
льду», - заявил он журналу «Дружба народов», в конце 1989 года, всего за месяц
от массовых армянских погромов в Баку в январе 1990-го, жертвами которого стали
тысячи коренных бакинцев-армян.
Подобная моральная нечистоплотность не может быть объяснена
лишь политическими мотивами, но очевидно связана с глубокими изменениями на
нравственном уровне. Тому есть и иные весомые подтверждения.
Любителям кино прекрасно известно, что авторство сценариев
фильмов «Белое солнце пустыни», «Баллада о солдате» и многих других, связано с
именем известного советского кинодраматурга Валентина Ивановича Ежова
(1921-2004). Г-н Рустам Ибрагимбеков, по многочисленным воспоминаниям, как
самих сценаристов, так и других «киношников», был помощником Валентина Ежова,
консультантом по «восточному колориту».
Тем не менее, после кончины Ежова, практически во всех
интервью г-н Рустам Ибрагимбеков постоянно именовался автором сценария «Белого
солнца пустыни». Он не только ни разу тактично не поправил газетчиков, тем
самым отдавая дань уважения покойному учителю и коллеге, но и сам постоянно
именовал себя автором сценария оного фильма. Какая уж здесь политика?
Так что вероятно, оба описанных явления проистекают скорее
из нравственных, человеческих качеств азербайджанского драматурга.
Был в начале XX века во Франции такой известный писатель –
Пьер Лоти, который после геноцида армян в Османской империи стал в своих статьях
оправдывать младотурецких военных преступников, ставших палачами не только
армян, но и ассирийцев, и греков, и других христиан Турции. В 1919 году, группа
французских и европейских представителей интеллигенции (Огюст Говэн, Камиль
Моклер, Герберт Адамс Гиббонс, Жан Дестьё и другие) выпустили в Париже сборник
документов о массовом уничтожении (термина «геноцид» тогда ещё не было) армян в
Турции, разоблачающих, в том числе и позицию солидарного с палачами Лоти.
Сборник так и назывался «Ответы Пьеру Лоти, другу убийц».
К сожалению, в сегодняшнем Азербайджане навряд ли найдется
хотя бы один представитель интеллигенции, который осмелился бы ответить Рустаму
Ибрагимбекову – другу убийц, солидаризирующемуся с военными преступниками и
палачами армянского и других народов в Османской и Кемалистской Турции.
Найдутся ли таковые среди российских и украинских коллег
Ибрагимбекова?».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.