Главная » 2010»Октябрь»19 » Арутюн Памбукчян: Я просто разрушаюсь, когда вижу, как армяне ездят отдыхать в Турцию
Арутюн Памбукчян: Я просто разрушаюсь, когда вижу, как армяне ездят отдыхать в Турцию
00:07
Analitika.at.ua. Интервью АрутаПАМБУКЧЯНА альманаху «Камурдж»
19 сентября в Москве, на спортивной арене «Лужники»
состоялся концерт известного армянского композитора и певца Арутюна Памбукчяна
(Дзах Арут). Концерт, посвященный шестидесятилетию Дзах Арута, собрал огромное
количество зрителей. На следующий день после концерта нам удалось встретиться с
самим Арутюном Памбукчяноми взять у
него эксклюзивное интервью.
– Здравствуйте, парон Арут! Вначале хочу поздравить Вас с юбилеем,
пожелать Вам здоровья, новых творческих свершений, долгих лет жизни, а потом
уже перейти к вопросам.
– Спасибо!
– Сохранение наших исторических корней является одним из важных
факторов в жизни всех армян.Немало знаю
людей, которые изучают историю своей семьи, с целью узнать как можно больше о
свих предках, их корнях, месте рождения... Этим же можно гордиться! Парон Арут,
очень интересно, а откуда берут началоВаши корни?
– Я – сын Есаи Памбукчяна, родившегося в 1901 году в
Зейтуне,и Цагик Шаакян, которая
родилась в 1907 году в Тигранакерте (турки называют Диарбекир). После Геноцида
онипопали в Бейрут,а оттуда, в 1946 году, иммигрировалина Родину. В 50-ом году в Ереване,в районеНор Ареш, родился я. Учился в ереванской средней армянской школе № 43, а
после школы поступил в Училище искусств и скульптуры имени Ф.Терлемезяна
(который, кстати, родился в Ване) и закончил егов 1968 – м году. После этого я два года
служил в армии, в украинском городе Канатоп.В 1971 годупотерял отца, а в
1975 году мы с матерью уехалив Бейрут,
откуда через год переехали в Лос-Анджелес, в армянскую общину, в которой я
продолжил свою музыкальную карьеру. Ужеболее35 лет живу и творю там.
– Было бы интересно узнать, когда в последний раз были в Армении?
– Последний раз был в прошлом году. 30 декабря в «Амалире»
(СКК «Цицернакаберд») у нас былбольшойконцерт. А вообще,первое выступление в Армении было в 1989
году, ровно через девять месяцев после землетрясения. Естественно, что
абсолютно все средства после этого мероприятия были переданы семьям,
пострадавшим от землетрясения. Потом были еще поездки: с концертными
программами я ездил на Родину раз пять или шесть.
– Парон Арут, очень интересно, чьё влияние повлияло на Вас в плане
патриотического воспитания?
– Мойпатриотизм –
это подарок моих родителей мне! Отец с детства пел патриотические,
революционные песни. Влияние мамы на мое пениесыграло очень большую роль, у неё был прекрасный голос.Чуть ли нес первых дней жизниименно из уст
моей матери я слушал песни Комитаса, Шерама (Григор Талян), Дживани (Сероп
Левонян), «Чамбордем, чампид курбан». Всё это запомнилось мне на всю жизнь. Её
голос, слова из этих песен, очень сильно действовали на меня. Что касается
отца, то онвсегда говорил, что в Спюрке
есть Армянская Революционная Партия Дашнакцутюн, которая наиболее патриотичная,
сильная, мудрая. Онавоспитывает
молодежь на патриотизме. Это та партия, котораявсегда была вернаидеалам
армянского триколора. Таким вещам тогда в Ереване никто не учил. В те времена
понятие патриотизма было иным. Всё развивалось в коммунистическом направлении.
Внимая словам родителей, я больше узнавал про Дашнакцутюн, про то, что такое
Родина. Мне хочется обратиться к каждому армянинуи сказать, что патриотизм начинается с семьи.
Меня много раз спрашивали: «с чего начинается Родина?»Всегда на это отвечаю так: с семьи, с
колыбели. Патриотизм – это подарок моих родителей мне (Глаза Арута повлажнели).
Отец всегда говорил: «Сын, помни, что твой народ должен быть превыше всего, что
есть в нашей жизни, во всем мире. Цени его выше, чем собственную личность.
Нация, Родина и Народ – превыше всего, потому что все начинается с патриотизма,а семьяначинается с Родины!» Если мы не будем ценить свое прошлое, любить наши
традиции, помнить наших предков,то
никто не сделает этого вместо нас. Следовательно, если мы не будем петь наши
песни, никто ихне будет петь. Мне много
раз задавали вопрос: «В чемсекрет
Вашего успеха?» На это у меня одно высказывание: люби свой народ. Если чужой
увидит, что ты действительно любишь Родину, свой народ, то он сразу поймет, что
имеет делос хорошим человеком.
– Вы сейчас входите в партию Дашнакцутюн?
– Нет, я вообще не состоял и не состою ни в одной партии. Я
симпатизирую партии Дашнакцутюн, ихидеям, знаю их песни, историю и т.д. Но я общаюсь с представителямивсех нашихпартий,меня приглашаютпринять участие в их обсуждениях, диспутах.
Думаю так, что все армянские партиипатриотичны и все служат Армении, а, значит, одному и тому же народу.
Чем они отличаются, так это своими направлениями.Ведь когда турки нас уничтожали, они же не
спрашивали,к какой партии относишься:
ты дашнакцакан, гнчакан или рамкавар? Убивали без разбора, армянин и всё, этого
было достаточно, чтобы уничтожать нас. Просто партия Дашнакцутюн действительно
больше всех партий сделала для нашей Армении, для Спюрка: они строили церкви,
школы, они всегда были верны армянскому народу. На сегодняшний день целые
поколения выросли на песнях Дашнакцутюн.
Люди, которые воспитывались на традициях Дашнакцутюн, всегда
думают о будущем нашей страны. Кстати, многие из нихв Армении создают свой бизнес с целью
поддержать экономическую ситуацию в стране. Знаком не с одним дашнакцаканом,
пролившим в Арцахе свою кровь.Очень
симпатизирую им, и очень верю в дела этой партии. Когдаявижу, что кто-то больше других делает для моего народа, то и отношение
мое к ним становится иным: я их ценю от всей души. Кто хотя бы один камень
добавляет в фундамент истории моего народа, того я люблю и уважаю ещёбольше, у него больше привилегий перед нами.
А песни Дашнакцутюн исполняю, как патриотические.
– ПаронАрут, Вы были
практически во всех точках земного шара. Как Вы думаете, гдесамая сильнаяармянская диаспора?
– Я был в таких местах, где люди вообщене знают армянский язык,но когда слышат одно армянское слово –
начинаютплакать. Это Дамаск, Алеппо –
Сирия, Северная Америка, Монтевидео – Уругвай, Аргентина, далекая Австралия.
Например, в 200-х километрах от Амстердама есть маленькая деревня, называется
Алмло. Там живут армяне из Турции – Диарбекирского района (Тигранакерт). Они
приехали в Голландию в качестве эмигрантов из курдских деревень. Ни одного
армянского слова не знают, говорят только на курдском. Когда приехал туда петь,
поинтересовался, почему говорят не на своем родном языке?Это был один из самых трогательных моментов,
когда они со слезами на глазах стали рассказывать, что они не курды, а армяне:
«нас турки заставили стать курдами. Единственная страна, которая нас приняла,
как эмигрантов, была Голландия. Теперь мы своей диаспорой живем здесь. Нас4-5 тысяч человек».
Видели бы Вы, как они танцуют кочари… Они держат друг друга
заруки и танцуютнаш народный танец. Создается такое
впечатление, что это танцевальныйансамбль, который состоит из 2000 человек. Вот до такой степени
патриотичные онилюди. Это же не их
вина, что судьба забросила их так далеко от Родины. Но, несмотря на это, они
борются забудущее своих детей. Они изо
всех сил хотят сохранить в своих потомках дух и величие армянского народа.
Многим следовало бы брать с них пример. Сегодня они много чего предпринимают
длясохранения своей истинной
национальности. Эти люди своими силами создали армянскую церковь, школу. Очень
жаль, что живут они не в Армении, а в Спюрке.При этом живут не в центре Голландии,авлесах…
– Вы уже не первый раз приезжаете в Москву с концертной
программой.Как Вам слушательская
аудитория в России?
– Да, действительно, уже два-три года меня приглашают в
Москву, и я в очередной разубеждаюсь,
какая прекрасная армянская Диаспора в этой стране. Очень патриотичная
молодежь!Не успеешь начать песню,
произнести первое слово, каквсевместе со мной начинают подпевать. Мне всегда
приятно работать в такой аудитории. Спасибо всем армянам, живущим в России, за
свой патриотизм!
– У Вас в Армении есть дом?
– У меня в Армении дома нет, есть земля, которую мне в 1989
году подарил председатель колхозадеревни Уджан. В этой деревне живут одни сасунцы, потомки близких
ВеликогоАндраника.Первый памятник ему тожебыл поставлен там. До сих пор эта земля
простаивает.В будущем поеду туда и
построю дом! Ямечтаю о том дне, когда
мы все поедемжить на Родине наших
предков! Это же наша Родина! Сейчас из Лос-Анджелеса до Армении лететь 14
часов.В любой момент могу купить билет
ивернуться туда. Но, покаживувдали от неё, а душой всегда там...
– В одной из своих песен поете следующие слова: «Еркир уненк менк
Айастан, инчу апренк отарутян»?
– Я становлюсь очень чувствительным, когда вопрос касается
Родины, очень чувствительным.Когда
бываю в Армении, а именно в Ереване, «моя слеза и мой смех по улице ходят
параллельно». Бывают такие моменты, когда на улице вижу нечто, что чуть ли
сердце не останавливается от злости, от обиды. Конечно же, начинаю очень сильно
нервничать.А бывает наоборот, что
какая-то ситуация заставляет смеяться от души. Люди смотрят на меня и думают,
что за сумасшедший этот человек: то смеётся, то плачет.Мне приятно, когда встречаю счастливые лица
армянских пар с детьми. К сожалению, сегодня многие армянские пары лишены
такого счастья: простоходить по
улицамсвоей родной Армении,
наслаждаться её красивой архитектурой и гордиться своим происхождением.
Пользуясь случаем, хочу сказать нашим соотечественникам, что
будущее нашей Родины нам вместенадо
строить. Кроме нас самих, никто не будет её поднимать, созидать и направлять в
лучшую сторону. Считаю, что для меня, на данный момент, поехать в Армению, с
целью творить, будет не совсемправильно. Но наступит момент, когда я туда вернусь, чтоб там жить,
творить и петь! Вместе со мной призываю сделать это ивсем остальным.Ведь нас и так мало осталось. Народу,
которыйи так составляет одну горсть,
надо всеми силами бороться за свои корни. Сегодня курдов около 30 млн., а у них
нет своей Родины, сегодня вообще нет Ассирии и других древних стран. А нам –
пришедшим из глубины веков, пережившимкошмарный
Геноцид,за свои почти42 000 кв.км. надо зубами цепляться, чтоб
никто их не отнял.
Я корнями связанс
Арменией. Меня с Арменией связывает как прошлое, так и будущее. Я все свои
надежды, мечты связываю только с Арменией. Ни одна страна меня так не трогает,
не волнует, как Армения. Слава Богу, столько заработал и создал, что моефинансовое положение позволяет мне жить где
угодно, но сегоднявременно живу в
«маленьком» Лос-Анджелесе. Для меня это маленькая Армения.
– А как Вы думаете, уважаемый Арут, что надо делать, для того, чтоб наша
Родина стала могучей, сильной?
– Первые шаги надо делать в правительстве нашей страны для
искоренения взяточничества иразличных
мафий. На данный момент, в Армении есть много вопросов, над которыми необходимо
долго и кропотливо работать. Ведь не зря же говорят, что рыба с головы гниёт –
здесь так же. Есть вещи, которые не в руках народа. Надо, чтоб произошло смена
поколений. У нас на сегодняшний момент растёточень перспективнаямолодежь:
умная, духовная, умелая. Вот нам всем надо ей помочь, чтобы уже она своими
руками создавала правильное, сильное, мудрое будущее Родины. Нам нельзя терять
надежду,падать духом, нам нужно верить
только в лучшие времена Айастана. Время все расставит на свои места. Ведь США
более 200 лет, как созданы, а все равно имеют недостатки.
Мы всего лишь 20 лет, как получили независимость, ихотим, чтобы всё было гладко. Этого очень
небольшой отрезок времени, чтобы Армения успела твердо встать на ноги. Все
поправится, все окажетсяна своихместах. Я оптимист, и всегда верю в лучшее.
Когда говорят, что в Армении так плохо – тут не так, там не так – меня это
сильно раздражает. Это наша Армения, и все! Это как дети, которые из
булочкидостают и кушают изюм, а
оставшуюся часть булки выбрасывают. С Родиной, Арменией, нельзя повторять эту
же схему – забирать только хорошее, и этим насыщаться. Армению надо любить
такую, какая она есть! Ею надо восхищаться со всеми минусами и плюсами, её
недостатками идостоинствами. Родину
прародителя Айка надо любитьдаже с той
невежественностью, которая там иногда встречается. Мы должны уметь фильтровать
как хорошее от плохого, так и наоборот. Строитьмогучую, неколебимую Родину – это работа не одного дня и не одного
человека, а дело времении дело каждого
изнас!
– Хотелось бы узнать, как в Вашем репертуаре появилась песня «Джур ем
цахум, сарэ джур?»
– В 1918 году, когда Арменияпосле долгого периода вновь стала независимой, государством правила
партия Дашнакцутюн.Страна былапосле Геноцида,экономическая ситуация была очень тяжелой.
Дети 7-8 лет кувшинчиками на улицах продавали воду. Это была последняя степень
бедности. Именно в этот период на улице родилась эта песня. «Джур эм
цахум,сарэджур...», - кричали дети. Автора у этой песни
нет. Эту песню сами дети создали, и она стала с одной стороны – народной, а с
другой – политической. Этапесня очень
подходит нашемународус исторической точки зрения. Когда я услышал,
как старики (те самые мальчишки) плакали и напевали эти слова, то мне в голову
пришла мысль, что из неё получится очень душевнаяпесня. На самом деле так и получилось. До сих
пор она популярна.
– К большому сожалению, очень многие армяне едут отдыхать в Турцию. Как
вы считаете, это правильно? Надо такой факт подвергать критике?
– Я просто разрушаюсь, когда вижу, как армяне ездят отдыхать
в Турцию. В последний раз, когда наша группа выезжала из Армении, в аэропорту
стояли молодые девушки с родителями. Увидев меня, они подошли ко мне: «О,
паронАрут, как Вы, все хорошо?» «Да,
нормально, а Вы как?»,- спрашиваю я.
«Мы улетаем отдыхать!» «Куда?», - сразу заинтересовался я. «В Турцию!» Я весь
содрогнулся от этих слов. Дальше продолжать разговор не смог. Сказал,извините, но нам не о чем с вами говорить.
К сожалению, и в Лос-Анджелесе тоже есть наши
соотечественники, которые в восторге от Турции, от того, как хорошо их
встречают, как там всё дешево. Но они забывают одно, что в их так называемом
доброжелательном отношении, сидит финансовый интерес. Не надо забывать, что
турки – лучшие дипломаты в мире. Как-то у я поинтересовался у своего знакомого,
сколько денег потратил во время отдыха в Турции, на что он ответил – 10 тысяч
долларов.Как Вы думаете, это правильно?
Не лучше ли было бы эти10 000 долларов
потратитьв Армении, тем более в таких
местах, как Ленинакан, Спитак? Ведь есличеловек 10 000 долларов потратил в Турции, то лучше было бы
израсходовать половину этой суммы, но в Армении. Это самая больная темадля меня. Это как рана,которую посыпают солью. Вот так я за это
переживаю.
– Может, Вам есть смысл в политику пойти? Нашему народу сейчас очень
нужны такие патриоты, как Вы.
– О! Моя кровь не подходит для политика (смеется). Но если
надо будет, то за свой народ ещё как могу выступить! Много чего понимаюв политике, но я выбрал другой путь в
жизни.Должен заметить, что когда дело
доходит до будущего моего народа – я вздрагиваю. Для меня в первую очередь
армянин, во вторую очередь армянин, и в третью очередь тожеармянин.Все народы люблю, никого не осуждаю, но для меня важнее всего армянин.
Не один раз у меня интересовались, что имеешь противтурецкой музыки? Отвечаю: ничего. Но когда я
вижу, как наши армянские парни под турецкую музыку пишут, вставляют армянские
слова и исполняют, вот этого мне уже не понять. Все говорят: «ерка эли, тог
еркен». А я комментирую это так: это музыка народа, который уничтожал моих
дедов, прадедов, дядь, тёть. Они детей резали, топили в воде, сжигали. Назовите
хотя бы один повод для того, чтобы я любил и слушал музыку этого народа.
Можетемне назвать такую причину?
– Нет!
– Всё, на этом вопрос должен быть закрыт. Многие меня
называютнационалистом.А я думаю, что маленькому народу быть
националистами очень естественно. Это у больших народов есть право не быть
националистами,там, где 100-200 млн. А
мы, когда нас по всему миру нет и 10 млн., не имеем право не быть
националистами. У нас есть такое право.
– Как Вы думаете, что надо сделать для того, чтоб вернуть наши земли?
-Если мы вернули Арцах, то эти земли тоже со временем
окажутсяв наших руках. Другого выхода
нет. Правда, сейчас пока висим в воздухе. Если США признают, то остается
Евросоюз. После этоговопросс возвратом земель должен решиться. Мыобязательно должны дойти досвоей сокровенноймечты.
– В Арцахе были?
– Нет, но в следующем году есть много планов, в том числе и
посещение Карабаха. Очень жду этого дня.
– А с легендарным армянским национальным героем, Монте Мелконяном (Аво)
были знакомы?
Посчастливилось ли Вам с ним общаться?
– Монте знаю из Фрезно (США), и действительно имел
возможность с ним познакомиться.Знал,
что он очень патриотичный человек. Один из великих людей нашего народа. Я
понимал, что он не может не поехатьв
Карабах, таки случилось. Он ведьне только думал про возврат земельв Карабахе, но и про то, каким должен
бытьармянский воин в плане поведения,
честности, дисциплины, чистоплотности и т.д. Он своих бойцов выстраивал и если
вдруг от кого-то чувствовалзапах
спиртного, то строго наказывал. Говорил, что от Армянского Воина не должно быть
запаха спиртного. Армянский Воин должен отличаться своей чистоплотностью,
человечностью, честностью, вот такой былМонте!
– В последние годы у наших соотечественников появилась такая привычка
давать своим детям неармянские имена? Это правильно?
– Я знаю немало армян с армянскими именами, фамилиями,
которые родились в США и не говорят на армянском языке.При этом,если скажешь, что надо ехать в Арцах воевать – поедут не задумываясь. В
числе первых добровольцев будут. Многое зависит от самого человека. А может
быть так, чтоу человека армянская
фамилия, но для меня как армянин онбудет ноль и ему не будет никакой цены. Кроме имени большое значение
имеет сама сущность человека, его воспитание. Но армянское имя это только плюс
для всех нас, тем более на чужбине. У нас же столько красивых имён. Если их не
давать, не делать их популярными, наши внуки, правнуки тем более забудут про их
существование. Надо ценить своё!
– Какие у Вас были концерты до приезда в Москву?
– Кроме Москвы, десять лет назад был в Ростове, Пятигорске,
Краснодаре и т.д.
– А какие планы на будущий год?
– Сейчас ведутся переговоры, чтобы в тех городах, где
проживает много армян, в следующем году провести 10-15 концертов. Будем
путешествовать по этим городам: Москва,Ленинград, Тула, Нижний Новгород, Ростов и т.д. Готовитсяочень большой тур.
– Спасибо Вам за Ваше творчество, за то, что Вы так переживаете за
будущее Армении, за Ваши песни, которые звучат по всему миру. Пусть таких
патриотов, как Вы, будет как можно больше.
После концерта московский метрополитен снова был переполнен
армянами. Создавалось впечатление, что мы все находимсяв Армении. Кто-то из толпы на весь вагон
шутливо выкрикнул: «Жоговурдджан, эс
Ереванумэнк?». Все стали смеяться. Но, несмотря насмех, в глазах соотечественников была грусть,
ведь они же ехали на встречу с Дзах Арутом, которая на время мысленно перенесла
их в Армению. Они четко осознавали, что впереди их ждутежедневные хлопоты, которые вновь заставят на
время забыть про родные края…
С каждой станцией армян в вагонах становилось меньше и меньше.
Создавалось ощущение, что тех, кто ехал дальше, одолевает чувство
неуверенности, слабости. Ведьрядом
большенет тех людей, которыетолькосейчас были с ними…
Кстати, отмечу, что благодаря профессионально
организованному мероприятию силамипредседателя
благотворительногоФонда
"Урарту”Армена Гюльназарова,
учредителейи верных помощников, их
желанию служить нашемународу, в этот
день в одном из крупнейших стадионов Россииудалосьсобрать 80 тысяч человек.
Для удобства публикивсёдействие транслировалось на двух больших
плазменных экранах, которые позволяли поближе увидеть всё происходящее на
сцене. Кроме этого, организаторы концерта заранее позаботились и заказалиспециальные автобусы, которые из разных
городов Россиибесплатно доставилизрителей в Москву.
Информационно-аналитический альманах «Камурдж» выражает
искреннюю благодарность за столь грамотно организованное мероприятие и за
оказание содействияв проведении
эксклюзивногоинтервьюс Дзах Арутом. Лиана ЗАХАРЯН. voskanapat.info
со ссылкой на haroutpamboukjian.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.