Analitika.at.ua. Знаменитый фантаст считает, что сценарий самого успешного
фильма года списан с цикла его романов «Мир полудня».
Писатель Борис Стругацкий обвинил режиссера «Аватара»
Джеймса Кэмерона в плагиате. По словам 76-летнего фантаста, сюжет картины,
покорившей уже миллионы зрителей, взят из знаменитого цикла романов братьев
Стругацких «Мир полудня», вышедшего в середине 60-х годов.
- Американцы «позаимствовали» нашу идею, - говорит Борис Натанович.
- Это очень неприятно. Но не судиться же мне с ними?
Во всех интервью, которые режиссер Джеймс Кэмерон дал после
начала триумфального шествия своего «Аватара» по планете, он утверждает:
сценарий картины был написан им лично еще в 1995 году. Рассказывая об этом,
создатель «Титаника», мягко говоря, лукавит: планета Пандора из фильма «Аватар»
со всей ее флорой и фауной появилась тремя десятилетиями раньше в цикле романов
«Мир полудня» братьев Стругацких.
Вот так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в
литературных энциклопедиях: «Пандора - популярный курорт планетарного масштаба.
Большая часть ее покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной вроде
ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских лесах
сосуществуют по крайней мере две гуманоидные цивилизации. Несмотря на
нечеловеческие усилия служб безопасности, каждый год на Пандоре гибнут и
калечатся десятки людей».
«Аватар» словно иллюстрирует книги Стругацких. Например, в
романе «Беспокойство» на Пандору попадает и поселяется у аборигенов биолог
Михаил Сидоров. В фильме Сидоров превращается в морского пехотинца Джейка
Салли. В книгах Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в фильме -
кошек. Сам Кэмерон однажды назвал свой фильм «приключением в джунглях с экологическим
подтекстом, выходящим на мифический уровень повествования».
- Мы создали целый мир, целую экосистему из
фантасмагорических растений и существ, и местных жителей с богатой культурой и
собственным языком, - рассказывает режиссер журналистам. - Источником
вдохновения для сценария служили книги научной фантастики, прочитанные в
детстве.
И если о романах Эдгара Райса Берроуза в качестве исходного
материала Кэмрон все же упомянул, то о знаменитом «Мире полудня» Стругацких он
не проронил ни слова. 76-летний писатель, узнав об этом, лишь грустно
улыбается.
- На фильм, скорее всего, не пойду, - говорит Борис
Натанович. - Хотя было бы любопытно, что в Голливуде сделали из нашей идеи.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.