Analitika.at.ua. Первое открытие степанакертского аэропорта состоялось в
1974 году, но спустя почти два десятилетия он был закрыт на фоне активизации
вооруженных столкновений внутри и вокруг Карабаха. Спустя еще два десятилетия о
нем вновь заговорили в связи с предстоящим возобновлением полетов к концу 2010
года. Сегодня почти отстроенный терминал аэропорта "Степанакерт" хорошо
просматривается с трассы по направлению к монастырскому комплексу Гандзасар. По
проекту архитектора Тиграна Барсегяна контур нового здания аэропорта схож с
птицей, расправившей крылья для полета.
О возрождении авиационного комплекса Арцаха мы беседуем с
начальником Гражданской авиации при правительстве НКР, кавалером двух орденов
Трудовой славы, заслуженным пилотом СССР Дмитрием Атбашьяном.
– В условиях полной изоляции НКР, когда единственной связью
этой республики с Арменией и внешним миром многие годы остается лишь наземная
дорога, говорить о важности воздушного сообщения особо не приходится. Как
известно, наземная дорога проложена в сложном горном рельефе, что значительно
затрудняет передвижение автотранспорта в зимнее время года из-за гололеда и тумана.
Причем труднее всего на горном серпантине приходится большегрузным машинам и
пассажирским автобусам. Поэтому гражданская авиация для НКР представляется
сегодня единственным незаменимым видом транспорта, способным значительно
увеличить пропускную способность пассажирских потоков. Одновременно мы
рассматриваем возможность развития грузовых авиаперевозок.
– Как повлияет аэропорт на развитие туристического бизнеса?
– С одной стороны, гражданская авиация НКР – это инструмент
для обеспечения одного из основных прав человека на свободу передвижения. И мы
хотим его в полной мере реализовать для населения Арцаха. С другой стороны,
хотим помочь тем, кто желает приехать сюда с ознакомительными или
туристическими экскурсиями. Ведь в Карабахе очень много уникальных исторических
и природных объектов, интересных для туристических маршрутов. Но чтобы доехать,
например, до монастырского комплекса Гандзасар, сначала надо выдержать дорогу
по горному серпантину до Степанакерта, а затем не менее сложную дорогу в Гандзасар.
С вводом же в эксплуатацию местного аэропорта этот путь значительно упростится
и по времени, и по комфорту. Полетное время составит примерно 25-30 минут.
Причем по новому маршруту нам удалось сократить расстояние по воздуху до 223
км.
Сегодня специально для степанакертского аэропорта,
расположенного в 10-11 км от столицы НКР, нами разработана новая схема
маршрута: самолет взлетает из Еревана, не долетая до Сисиана, берет посадочный
курс и снижается. В настоящее время проект передан в специализированные структуры
для экспертизы.
– Гарантируется ли безопасность полетов над Карабахом?
– Недавно НКР, Армения и Азербайджан подписали международную
конвенцию, где отмечено, что воздушные гражданские суда в их воздушном
пространстве никогда и никто не будет сбивать. Но в то же время есть и другое
международное правило, где говорится, что если воздушное судно без разрешения
вторглось в чужое пространство той или иной страны, то его могут принудить к
посадке – с вытекающими на земле последствиями. Мы надеемся, что в Азербайджане
понимают, что это гражданский аэропорт, обеспечивающий перелеты мирного
населения и реализующий одно из основных прав человека на свободу передвижения,
в том числе для граждан НКР. Мы сторонники того, чтобы наладить диалог с
азербайджанскими авиационными властями для цивилизованной организации полетов.
В настоящее время мы занимаемся также воздушно-правовыми
вопросами, выстраивая правовое поле для гражданской авиации НКР. Уже разработан
проект воздушного кодекса, который соответствует всем международным стандартам,
международным требованиям ИКАО и который, я надеюсь, со временем будет принят.
– Когда планируются первые рейсы и их направление?
– Мы планируем открытие аэропорта уже к концу года.
Ожидается, что сначала основным направлением станут ежедневные рейсы на Ереван.
При этом для обслуживания данной инфраструктуры первоначально предусматривается
открытие около 120 рабочих мест, что в условиях Степанакерта можно назвать
достаточно внушительной цифрой. В дальнейшем, по мере развития аэропорта, это
количество будет увеличиваться.
В нашем аэропорту ведется строительство нового
аэровокзального комплекса (АВК), рассчитанного на упрощенную процедуру
обслуживания до 50 пассажиров в час с перспективой расширения его возможностей
до уровня современных международных технологий и стандартов безопасности. А с
учетом перспектив и соответствующих условий на рынках авиаперевозок у нас
имеется возможность расширения АВК до пропускной способности 80-100 пассажиров
в час. Уже сегодня можно говорить, что с первого же года эксплуатации аэропорта
"Степанакерт" и при использовании лишь ереванского направления
финансовые результаты его деятельности ожидаются положительными при достаточно
высокой рентабельности.
Аэропорт имеет все возможности как по увеличению частоты
полетов, так и по расширению их географии. Соответственно в 2011 году их
частота может быть увеличена до 10-12 рейсов в неделю, а в 2012 году – до
15-16. Кроме того, здесь может базироваться авиация специального применения,
например, сельскохозяйственная.
Особо хочу подчеркнуть значение в развитие малой авиации,
крайне необходимой сегодня в НКР для сельскохозяйственных работ, а также
разгрузки автотранспорта за счет организации полетов грузовых самолетов. И в
этом случае могу заметить, что грузовые самолеты будут не просто конкурентными
по отношению к наземному автотранспорту, а действительно незаменимыми, особенно
для отдельных видов скоропортящихся продуктов, например, овощей, фруктов и
грузов, идущих на дальние расстояния в обоих направлениях.
– На каком этапе в настоящее время находится строительство аэропорта
"Степанакерт"?
– Начавшиеся в прошлом году строительные работы по
реконструкции аэропорта в основном завершены. При этом общая стоимость проекта
оценивается примерно в 10 млн долларов. Сейчас идет установка и монтаж нового
импортного радиотехнического и радионавигационного оборудования. В частности,
на взлетной полосе уже устанавливается светосигнальная система, которая
разрешает принимать самолеты днем и ночью, а также в сложных метеорологических
условиях. При этом возможность инструментальной навигации в районе аэродрома
позволит резко поднять не только регулярность, но и экономичность и
безопасность полетов. Мы используем самое современное оборудование и новейшие
технологии, многие из которых еще не применялись на территории СНГ. Так,
впервые в постсоветской практике в нашем аэропорту будет задействована
навигационная система, обеспечивающая полет самолета в облаках и в сложных
метеорологических условиях по гибким траекториям с использованием двух
созвездий навигационных спутников.
Масштабы строительства не просто впечатляют, а говорят о
стратегической значимости этого объекта для Карабаха. Наталья Оганова,
Express.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.