Analitika.at.ua. Вот
уже свыше недели, как в армянских и азербайджанских политических и экспертных
кругах активно обсуждается возможность продажи Азербайджану российских
зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300 «Фаворит». Эйфория одних и беспокойство
других, за отдельными исключениями, зашкаливает, что лишает возможности
трезвого осмысления ситуации. И, тем не менее, как представляется, ныне самое
время спокойно обдумать эту новость.
Начнем с того, что впервые новость о возможной продаже С-300
Азербайджану была опубликована в газете, к региону Южного Кавказа, мягко говоря,
не часто обращающейся. То есть изначально слабо знакомой с особенностями
нагорно-карабахского конфликта. Во-вторых, признаюсь, у меня мало доверия к
сообщениям из уст «топ-менеджера одного из предприятий оборонной промышленности
и менеджера одного из оборонных заводов». Подобные ссылки на «не пожелавшие
назвать свои имена» источники, как правило, оказываются развесистыми клюквами.
Да и сама ситуация с «утечкой информации» выглядит неестественно. Два менеджера
двух разных оборонных предприятий России внезапно решили предать огласке
договоренность между Азербайджаном и Россией. И оба сделали это посредством
газеты «Ведомости». Далее все происходило по накатанной технологии: журналисты
обратились за комментариями к директору Центра анализа стратегий и технологий
Руслану Пухову. И все. Жареный материал готов. «Ведомостям» хорошая реклама, а
армянским и азербайджанским журналистам работа на пару недель.
Откровенно говоря, изначально я не собирался обращаться к
данному вопросу. Каждой газетной утке кланяться – голова отвалится. Однако
страсти вокруг С-300 разгораются нешуточные, накал выражений и обвинений растет
чуть ли не с каждой очередной публикацией, и, думается, настало время для
команды «break!»
В самом деле, что, собственно, произошло? С чего это мы
вдруг согласились поверить анонимным информаторам «Ведомостей»? Или за 22 с
лишним года противостояния мы так и не научились отличать дезинформацию от
информации достоверной? А может, мы лишь вчера познакомились с явлением,
именуемым информационная война. Представим себе на минуту, что данная
информация родилась в недрах азагитпропа. А теперь представим, как в этой
организации довольно потирают руки, читая некоторые армянские не очень любезные
обращения к России. Представим также ситуацию, когда вдруг выяснится, что
закуплены не С-300, а запчасти к танкам Т-55, и не у России, а у Чехии, и не
Азербайджаном, а Туркменией. Нет, не смешно, ребята.
Однако, невзирая на вышесказанное, хотелось бы смоделировать
ситуацию, при которой Россия вдруг действительно согласилась продать
Азербайджану злополучные С-300. Можно ли считать, что в результате этого
изменится баланс сил между объединенными силами Армении и НКР и Азербайджана?
И, тем более, согласиться с тем, что наличие у Азербайджана С-300 увеличит
оборонную мощь этого государства в противостоянии с армянскими государствами.
Будем объективны, С-300 – действительно грозное оружие
против современных ударных самолетов, а также крылатых и баллистических ракет.
У Армении, как известно, такого оружия нет. Более того, в случае возобновления
вооруженной фазы противостояния армянские государства менее всего рассчитывают
на авиацию. Авиация – это прерогатива Азербайджана, наша задача – сбивать
самолеты противника. Точно так же, как это было в 1991-94 годах. Только сегодня
на вооружении у Армянских Армий гораздо более современные средства ПВО. И если
в той войне наши воины сбили 27 военных самолетов и 14 вертолетов, то в этот
раз цифра потерь у Азербайджана будет на порядок выше. Вот и вся разница.
Подвергать авианалетам населенные пункты Азербайджана
армянские государства не собираются, а для уничтожения живой силы врага у нас
есть другие, гораздо более эффективные средства. В том числе и те самые, что
Азербайджан уже несколько лет тщетно пытается приобрести. Так что 300
миллионов, которые Азербайджан, якобы, готов выложить за два дивизиона ЗРК
С-300 «Фаворит», окажутся напрасно потраченными деньгами. При условии, конечно,
что эти С-300 в конечном итоге не окажутся под контролем армянских воинов. Но
это уже другая сторона вопроса.
Совсем недавно было заявлено решение о предварительном
соглашении по продлении срока пребывания российской военной базы в Армении.
Соглашение, в котором есть указание о поставках современного оружия в Армению,
скорее всего, будет подписано 19 августа, в ходе визита президента России Д.
Медведева в Армению. Напомним, согласно секретарю Совета безопасности Армении
А. Багдасаряну, пункт в Соглашении, согласно которому Россия предпримет шаги по
обеспечению армянских ВС современным и совместимым вооружением, предложен
правительством России.
Если учесть, что на вооружении у Армении давно уже есть
С-300, то модернизация и перевооружение российской базы предполагает более
современное и усовершенствованное оружие. Что это означает, думается, в
пояснениях не нуждается. Напомню лишь, что в современном мощном ПВО нуждается
не Азербайджан, а именно Армения. При таком раскладе сил наличие у Азербайджана
С-300 лишь прибавит ей головной боли и отодвинет в неясное будущее надежды Баку
заполучить выраженное военное преимущество над армянскими государствами.
Однако на этом «несчастья» Азербайджана не заканчиваются.
Пролонгация Соглашения о пребывании российской военной базы в Армении является
серьезным шагом по выдавливанию из региона единственного реального союзника
Азербайджана – Турции. И отсутствие какой-либо реакции на это Соглашение
подтверждает, что Турция согласна с ролью этакого грантоеда, сидящего на
дотациях от транзитных трубопроводов. То есть современная Турция знает свои
возможности и свой шесток.
У Азербайджана с Турцией существуют и другие проблемы,
лишающие их возможности полноценного сотрудничества. Нынешнее исламистское
правительство Турции имеет претензии к Баку не только из-за выраженной
антиисламской политики Баку (что само по себе является серьезным основанием для
отсутствия доверия), но и вследствие проводимой Азербайджаном подрывной
деятельности на территории Турции. Не секрет, что ослабление позиции правящей в
Турции Партии справедливости и развития (ПСР) является, в том числе,
результатом действий Баку. У Азербайджана несколько причин быть недовольной
политикой Анкары. Это и неприкрытая агрессия по отношению к курдам (напомним,
практически весь руководство Азербайджана сосредоточено в руках этнических
курдов), и выраженная антизападная политика, и насаждение исламских традиций в
Турции.
Однако фокус заключается в том, что лелеющая надежду
вернуться к власти турецкая оппозиция в еще меньшей степени, чем ПСР, способна
к военно-стратегическому союзничеству с Азербайджаном. Крупнейшая оппозиционная
партия – Народно-демократическая, Партия национального действия, постоянно
меняющая название вследствие давления и запретов правительства курдская партия,
а также официально не существующая, но реально функционирующая «партия
военных», - все эти политические и военные силы являются покорными
исполнителями воли Запада и США. Таким образом, в случае поражения ПСР на
выборах, на Турцию можно не обращать внимания, сосредоточив лоббистскую
деятельность во властных коридорах истинных хозяев этих сил.
Будем справедливы, российская база в Армении предназначена
для помощи в отражении возможных атак на Армению. И не только со стороны
Турции. А наличие этой базы существенно сужает фронт действий Армянских Армий в
случае возобновления военной фазы конфликта, ограничивая его границей НКР с
Азербайджаном. Подобное развитие событий крайне выгодно для армянской стороны и
практически со 100 процентной гарантией предрекает фиаско Азербайджана. С С-300
или без них. С-300, воодушевив азербайджанских политиков, на сегодня не имеющих
реальных союзников, может подвигнуть их на самоубийственный шаг. А тогда уже
задача уничтожения Азербайджана стоит новых трудностей, которые мы, в
сложившихся условиях, просто обязаны преодолеть.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.