Analitika.at.ua. Госминистр Турции Али Бабаджан сделал в Брюсселе
интригующее заявление: "Я был одним из авторов подписанных с Арменией
цюрихских протоколов, и мы там четко договорились, что вопросы, связанные с
событиями 1915 года, стороны будут обсуждать в исторических комиссиях. И мы
были готовы к любым результатам работы этих комиссий". При этом Бабаджан
специально уточнил, что Азербайджан и другие страны подробно были информированы
об армяно-турецких переговорах в Цюрихе: "Скажу большее: после того, как
мы в Мюнхене договорились с армянской стороной о подписании протоколов, я
оттуда вылетел не в Анкару, а в Баку, где подробно изложил президенту Ильхаму
Алиеву позицию Турции по всем этим вопросам".
Подобное апеллирование к событиям недавней истории со
стороны турецкого министра не случайно, поскольку именно в Цюрихе была скроена
та самая политико-дипломатическая комбинация, из лабиринтов которой до сих пор
не может выбраться Турция.
Начнем с деталей. Али Бабаджан в своем заявлении использует
термин "историческая комиссия", которая призвана изучить события 1915
года. Однако президент Армении Серж Саргсян в своем выступлении Дейр-эз-Зоре
уточнил, что "не следует ссылаться на какую-то "комиссию
историков", в том случае, когда армяно-турецкие протоколы предполагают
лишь создание государственной подкомиссии по вопросам исторического измерения.
Я думаю, все четко представляют, что это значит и в чем состоит разница".
Действительно, в чем?
К примеру, государственный секретарь США Хиллари Клинтон
приветствовала "организацию этими странами (Турцией и Арменией - С.Т.)
исторической комиссии, которая занялась бы всеми вопросами, касающимися
прошлого". Правда, по ее словам, "эта комиссия находится в процессе
создания". Если это так, то почему столь изощренная в юридических
тонкостях американская администрация не воспрепятствовала прохождению через
Комитет по внешним сношениям Палаты представителей конгресса США резолюции по
геноциду, которая нанесла заметный ущерб ее отношениям с таким проверенным
союзником, каковым является Турция? Тем более, что Ассамблея турецко-американских
ассоциаций в призыве к президенту США Бараку Обаме указывала на "один из
предусмотренных элементов этих протоколов - формирование исторической
комиссии". Поэтому складывается устойчивое ощущение того, что в руках
Белого Дома резолюция по геноциду является всего лишь одной из
"карт", которая разыгрывается против Турции.
В то же время, согласно уточняющему заявлению заместителя
главы МИД Армении Армана Киракосяна, сделанному на семинаре НАТО в Ереване,
речь идет все же о создании "исторической подкомиссии, которая... должна
изучать вопросы ликвидации последствий исторической трагедии и найти пути
сближения двух народов". Это, как любят говорить в таких случаях в Одессе,
"две большие разницы" принципиального свойства. Первая: историческая
комиссия предусматривает изучение всего комплекса исторического материала, на
основе которого можно было бы не только исторически, но и, возможно, в будущем
и юридически квалифицировать трагические события 1915 года в Османской империи.
В таком случае это ставит под сомнение процедуру принятия парламентами многих
стран резолюций по геноциду. Вторая позиция: историческая подкомиссия
ориентирована на оценку политических, моральных, финансовых и другие
компенсационных мер, с помощью которых можно было бы сбросить груз тяжелейшего
исторического прошлого. Не случайно глава Армении Серж Саргсян в Дейр-эз-Зоре
риторически воскликнул: "Сегодня я здесь, чтобы как президент Республики
Армения - Родины всего армянства, спросить: "А где и когда будет армянский
Нюрнберг?"..."
Как бы то ни было, эти две позиции имеют общий знаменатель,
который предусматривает определенный хронологический люфт, в течение которого
можно было бы завершить процесс нормализации отношений между Турцией и
Арменией. Но этим шансом стороны не воспользовались. Анкаре помешал Баку,
считающий, что процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией должен
быть обусловлен карабахским урегулированием. А кто мешает Армении провести
процедуру ратификации цюрихских протоколов? При этом отметим, что объективно,
но по разным причинам, интересы Баку, армянской западной диаспоры и некоторых
сил в самой Армении совпадают по части непризнания цюрихских протоколов. В
итоге Турция оказалась под прессом резолюций по геноциду и вместо улучшения
отношений с Арменией получила комплекс проблем во взаимоотношениях и с Западом,
и с Азербайджаном.
В настоящее время, например, прерваны переговоры между
Анкарой и Баку о транзите газа в Европу из-за того, что Анкара предложила
Азербайджану плату газового транзита ниже рыночной. В этой связи в Турции
заговорили о срыве проекта газопровода NABUCCO, по которому предполагается
транспортировать газ из региона Каспия в европейские страны. Как заявил министр
промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, реализация проекта NABUCCO
"возможна через несколько лет, когда политическая ситуация с Ираном и
Ираком стабилизируется".
В то же время это не мешает самому Азербайджану поставлять в
Иран в год около полумиллиарда кубометров голубого топлива. К тому же иранская
сторона выразила готовность в перспективе покупать у Азербайджана любые объемы
газа. С другой стороны, среди иных потребителей азербайджанского газа
фигурирует и Россия. В октябре прошлого года ГНКАР и "Газпром"
подписали контракт об экспорте газа в РФ по цене, которую президент Ильхам
Алиев считает "взаимовыгодной". Баку заявил также о готовности
продавать России любые требуемые ею объемы из тех, что он намерен
экспортировать. Это означает, что Азербайджан готов изменить векторы своей
энергетической политики в сторону от Запада.
Недавно Иран и Пакистан подписали соглашение о строительстве
газопровода протяженностью 2,1 тыс. км, по которому добываемый в Иране газ
будет поставляться в пакистанские провинции Белуджистан и Синд. Этот проект
будет введен в эксплуатацию в 2014 году. Мощность первой очереди газопровода
составит 11 млрд кубометров в год и в дальнейшем будет увеличена вдвое,
поскольку ресурсной базой газопровода является иранское месторождение
"Южный Парс" в Персидском заливе, которое считается одним из крупнейших
в мире. В Пакистане уже строится первый терминал по приему иранского газа. Так
потенциально складываются элементы единой системы региональных трубопроводов:
Россия - Азербайджан (параллельно - Туркмения) - Иран - Пакистан. В будущем к
этому проекту могут подключиться Китай и Индия. Что же касается Турции, то она
вместе с проектом NABUCCO фактически выводится из Закавказья. В лучшем случае
ей придется довольствоваться иракским газом и тем, который в будущем будет
поступать по российскому "Голубому потоку - 2".
Если Вашингтону удастся все же "продавить" Анкару
и добиться ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов, то Баку
начнет активную дипломатию на иранском направлении с целью выдавить оттуда
Армению. Тогда впереди нас ждет Цюрих-2, но уже с участием Ирана.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.