Пятница, 29.03.2024, 04:37
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Март » 26 » Азербайджан готовит операцию "Цюрих-2"
Азербайджан готовит операцию "Цюрих-2"
00:20

Analitika.at.ua. Госминистр Турции Али Бабаджан сделал в Брюсселе интригующее заявление: "Я был одним из авторов подписанных с Арменией цюрихских протоколов, и мы там четко договорились, что вопросы, связанные с событиями 1915 года, стороны будут обсуждать в исторических комиссиях. И мы были готовы к любым результатам работы этих комиссий". При этом Бабаджан специально уточнил, что Азербайджан и другие страны подробно были информированы об армяно-турецких переговорах в Цюрихе: "Скажу большее: после того, как мы в Мюнхене договорились с армянской стороной о подписании протоколов, я оттуда вылетел не в Анкару, а в Баку, где подробно изложил президенту Ильхаму Алиеву позицию Турции по всем этим вопросам".

 

Подобное апеллирование к событиям недавней истории со стороны турецкого министра не случайно, поскольку именно в Цюрихе была скроена та самая политико-дипломатическая комбинация, из лабиринтов которой до сих пор не может выбраться Турция.

 

Начнем с деталей. Али Бабаджан в своем заявлении использует термин "историческая комиссия", которая призвана изучить события 1915 года. Однако президент Армении Серж Саргсян в своем выступлении Дейр-эз-Зоре уточнил, что "не следует ссылаться на какую-то "комиссию историков", в том случае, когда армяно-турецкие протоколы предполагают лишь создание государственной подкомиссии по вопросам исторического измерения. Я думаю, все четко представляют, что это значит и в чем состоит разница". Действительно, в чем?

 

К примеру, государственный секретарь США Хиллари Клинтон приветствовала "организацию этими странами (Турцией и Арменией - С.Т.) исторической комиссии, которая занялась бы всеми вопросами, касающимися прошлого". Правда, по ее словам, "эта комиссия находится в процессе создания". Если это так, то почему столь изощренная в юридических тонкостях американская администрация не воспрепятствовала прохождению через Комитет по внешним сношениям Палаты представителей конгресса США резолюции по геноциду, которая нанесла заметный ущерб ее отношениям с таким проверенным союзником, каковым является Турция? Тем более, что Ассамблея турецко-американских ассоциаций в призыве к президенту США Бараку Обаме указывала на "один из предусмотренных элементов этих протоколов - формирование исторической комиссии". Поэтому складывается устойчивое ощущение того, что в руках Белого Дома резолюция по геноциду является всего лишь одной из "карт", которая разыгрывается против Турции.

 

В то же время, согласно уточняющему заявлению заместителя главы МИД Армении Армана Киракосяна, сделанному на семинаре НАТО в Ереване, речь идет все же о создании "исторической подкомиссии, которая... должна изучать вопросы ликвидации последствий исторической трагедии и найти пути сближения двух народов". Это, как любят говорить в таких случаях в Одессе, "две большие разницы" принципиального свойства. Первая: историческая комиссия предусматривает изучение всего комплекса исторического материала, на основе которого можно было бы не только исторически, но и, возможно, в будущем и юридически квалифицировать трагические события 1915 года в Османской империи. В таком случае это ставит под сомнение процедуру принятия парламентами многих стран резолюций по геноциду. Вторая позиция: историческая подкомиссия ориентирована на оценку политических, моральных, финансовых и другие компенсационных мер, с помощью которых можно было бы сбросить груз тяжелейшего исторического прошлого. Не случайно глава Армении Серж Саргсян в Дейр-эз-Зоре риторически воскликнул: "Сегодня я здесь, чтобы как президент Республики Армения - Родины всего армянства, спросить: "А где и когда будет армянский Нюрнберг?"..."

 

Как бы то ни было, эти две позиции имеют общий знаменатель, который предусматривает определенный хронологический люфт, в течение которого можно было бы завершить процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией. Но этим шансом стороны не воспользовались. Анкаре помешал Баку, считающий, что процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией должен быть обусловлен карабахским урегулированием. А кто мешает Армении провести процедуру ратификации цюрихских протоколов? При этом отметим, что объективно, но по разным причинам, интересы Баку, армянской западной диаспоры и некоторых сил в самой Армении совпадают по части непризнания цюрихских протоколов. В итоге Турция оказалась под прессом резолюций по геноциду и вместо улучшения отношений с Арменией получила комплекс проблем во взаимоотношениях и с Западом, и с Азербайджаном.

 

В настоящее время, например, прерваны переговоры между Анкарой и Баку о транзите газа в Европу из-за того, что Анкара предложила Азербайджану плату газового транзита ниже рыночной. В этой связи в Турции заговорили о срыве проекта газопровода NABUCCO, по которому предполагается транспортировать газ из региона Каспия в европейские страны. Как заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, реализация проекта NABUCCO "возможна через несколько лет, когда политическая ситуация с Ираном и Ираком стабилизируется".

 

В то же время это не мешает самому Азербайджану поставлять в Иран в год около полумиллиарда кубометров голубого топлива. К тому же иранская сторона выразила готовность в перспективе покупать у Азербайджана любые объемы газа. С другой стороны, среди иных потребителей азербайджанского газа фигурирует и Россия. В октябре прошлого года ГНКАР и "Газпром" подписали контракт об экспорте газа в РФ по цене, которую президент Ильхам Алиев считает "взаимовыгодной". Баку заявил также о готовности продавать России любые требуемые ею объемы из тех, что он намерен экспортировать. Это означает, что Азербайджан готов изменить векторы своей энергетической политики в сторону от Запада.

 

Недавно Иран и Пакистан подписали соглашение о строительстве газопровода протяженностью 2,1 тыс. км, по которому добываемый в Иране газ будет поставляться в пакистанские провинции Белуджистан и Синд. Этот проект будет введен в эксплуатацию в 2014 году. Мощность первой очереди газопровода составит 11 млрд кубометров в год и в дальнейшем будет увеличена вдвое, поскольку ресурсной базой газопровода является иранское месторождение "Южный Парс" в Персидском заливе, которое считается одним из крупнейших в мире. В Пакистане уже строится первый терминал по приему иранского газа. Так потенциально складываются элементы единой системы региональных трубопроводов: Россия - Азербайджан (параллельно - Туркмения) - Иран - Пакистан. В будущем к этому проекту могут подключиться Китай и Индия. Что же касается Турции, то она вместе с проектом NABUCCO фактически выводится из Закавказья. В лучшем случае ей придется довольствоваться иракским газом и тем, который в будущем будет поступать по российскому "Голубому потоку - 2".

 

Если Вашингтону удастся все же "продавить" Анкару и добиться ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов, то Баку начнет активную дипломатию на иранском направлении с целью выдавить оттуда Армению. Тогда впереди нас ждет Цюрих-2, но уже с участием Ирана.

 

Станислав Тарасов

Источник: regnum.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 686
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru