Analitika.at.ua. 7 марта, выступая в Тегеране на 8-м заседании
азербайджано-иранской межправительственной комиссии по экономическому
сотрудничеству, министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил:
"Азербайджанский и иранский народы имеют общую историю с точки зрения
религии, языка и культуры". Он говорил об общих корнях, причем некоторые
из собравшихся не сумели скрыть своего удивления особенно по части заявлений об
"общности языка". В этой связи представляется уместным обратиться к
вопросу, который редко становится предметом обсуждений. Это вопрос
паназербайджанизма на иранском векторе.
Начало 40-х – исходная точка для понимания сути
паназербайджанизма. Именно тогда азербайджанизм 30-х стал приобретать
самостоятельность и постепенно отходить от первоначальных установок. Фактор
советизации региона постепенно стал подчиняться идее воссоединения
"расколотого народа" и вписываться в контекст "восстановления
исторической справедливости". Впервые историческими "азербайджанскими
землями" (естественно, в советском понимании термина
"азербайджанец") провозглашались Казвин, Урмия, Марага, Тебриз,
Ардебиль, Хой, Энзели. "Историческим азербайджанским городом" был
провозглашен Тегеран.
Для понимания сущности паназербайджанизма рассмотрим
Гилянский прецедент. В начале 20-х годов (в период экспорта пролетарской
революции на Восток) на севере Персии в прикаспийской провинции Гилян была
провозглашена Персидская Советская Социалистическая Республика. На северо-западе
она вплотную примыкала к большевистскому Азербайджану, откуда и
советизировалась. Эта республика (известная и под названием
"Гилянской") просуществовала чуть более года (июнь 1920 – сентябрь
1921гг.). Очевидно, что в начале 20-х ни о каком "воссоединении
расколотого народа" не могло быть и речи – по причине отсутствия самого
народа.
В мае 1920г. из советского Баку в направлении персидского
порта Энзели (где пришвартовались белогвардейские корабли) вышла
Волжско-Каспийская военная флотилия под командованием Федора Раскольникова и
Серго Орджоникидзе. По прибытии на место назначения они выдвинули ультиматум
занимавшим порт британским войскам, который, впрочем, воздействия не возымел.
Начались боевые действия, вынудившие англичан и белогвардейцев отступить. Эта
операция просматривается исключительно в ракурсе большевистских усилий по
распространению революции все дальше на юг.
Несмотря на то что Гилянскую Республику посетил такой поэт,
как Велимир Хлебников (работавший тогда лектором в частях Красной армии),
ничего заумного в Энзелийской операции действительно не было; она изначально
планировалась в обычном тогда русле раздувания костра пролетарской революции. В
операции принимали участие и осужденные революционеры, в частности Яков
Блюмкин, расстрелявший в июле 1918г. германского посла в Советской России фон
Мирбаха.
Иными словами, помимо основной политической цели в Гиляне
наличествовал и весьма пестрый спектр различных сопутствующих интересов:
например, Блюмкин должен был себя реабилитировать, Хлебников – поймать
вдохновение (кстати, результатом его поездки в Персидскую ССР и стал цикл
известных стихотворений, а также поэма "Труба Гуль-Муллы"). И только
одного не было в Гиляне – стремления "расколотого азербайджанского
народа" к воссоединению, его желания "восстановить историческую
справедливость".
Как известно, шиитское население учрежденной в 1918г.
пантюркистами Азербайджанской Демократической Республики официально называлось
тюркским. Этнического понятия "азербайджанец" не существовало, а
собирательное самоназвание разобщенного тюркского населения сохранилось и в
период советизации республики. В списках всесоюзной переписи населения 1926г.
азербайджанская графа еще не фигурировала, так как под азербайджанским народом
подразумевалось все население одноименной советской республики: в равной
степени "азербайджанцами" были и мусульмане-тюрки, и армяне, и
иранские народы, и кавказские народы. Современный термин окончательно
моделируется лишь к концу 30-х годов, и уже к моменту проведения всесоюзной
переписи 1939г. в соответствующих списках появляется графа
"азербайджанец".
Собственно, в этой плоскости и вырисовывается поразительная
пантюркистская прозорливость, проявившаяся в выборе названия провозглашенного
на землях Восточного Закавказья "малотурецкого государства". Выбор
изначально вписывался в пантюркистский контекст с очевидным ориентиром на
перспективу, ведь в случае придания новому государству более близких для данной
территории названий "Арран" или "Ширван" (впрочем, ничего
общего не имевших с тюркским элементом) никакого "паназербайджанизма"
и не возникло бы.
Иными словами, если б титульной нацией этой республики
объявили бы не "азербайджанцев", а, например, "арранцев"
или "ширванцев", то у руководства отдельно взятой
"арранской" или "ширванской" социалистической нации
отсутствовали бы основания для притязаний на "исторические азербайджанские
земли": при таком раскладе им просто не за что было бы уцепиться. Однако
соответствующее название социалистической нации – с учетом обживающего исторический
Азербайджан пришлого и родственного тюркского населения – обусловило
"иллюзию обоснованности" подобных притязаний и вписало эту иллюзию в
контекст благородной идеи "воссоединения расколотой нации".
Таким образом, азербайджанизм объективно обрекался на паназербайджанизм,
который стал советской разновидностью пантюркизма в том смысле, что также
ориентировался на объединение земель с разрозненным тюркским и тюркоговорящим
населением. Сколь-нибудь принципиальных отличий в понимании своей
"исторической миссии" в подходах пантюркистов и паназербайджанистов
не существовало. Первые провозглашали "братьями и соотечественниками"
всех без исключения тюрков, вторые считали таковыми лишь тюрков-шиитов
(региональных), называя их "азербайджанцами". В этом отношении
паназербайджанизм являл собой макет пантюркизма (если последний ориентировался
на Великий Туран от Уйгурии до Эгейского моря, то второй отрабатывал схему
"Великого Азербайджана" от Тебриза до Дагестана).
Если в начале 20-х, в период утверждения советского строя в
Гиляне, ничего миссионерского, кроме советизации региона и избавления
угнетенных масс мусульманских трудящихся от социального гнета, не
провозглашалось и тем более не говорилось о необходимости воссоединения единого
народа, то к концу 30-х годов (с учреждением "азербайджанской нации")
лозунг восстановления "исторической справедливости" стал доминирующим
в заявлениях большевистского (и особенно азербайджанского) руководства.
В этой связи показательна напутственная речь лидера
азербайджанских коммунистов Мирджафара Багирова перед отправкой агентуры в
северные провинции Ирана: "…Если в нас осталась хоть капля азербайджанской
крови, то мы должны добиться объединения когда-то насильно разделенного народа…
Поэтому мы обратились к нашему руководителю, товарищу Сталину, с письмом, прося
его помочь трудящимся Южного Азербайджана... <…> Меня вызвали в Москву и
спросили, чего я хочу. Я ответил, что мы хотим помочь нашим братьям в Южном
Азербайджане, вы должны нам это разрешить. Московские товарищи разрешили нам
это… Если вы справитесь с этой задачей, то осуществите вековую мечту
разделенного народа… Крупнейшие города Ирана – Казвин, Урмия, Миане, Марага,
Тебриз, Ардебил, Салмас, Хой, Энзели и другие - были родиной наших предков. И
если хотите знать правду, то и Тегеран – древний азербайджанский город".
В такой атмосфере и родился паназербайджанизм, тогда же
началось наступление двух советских армий на Иран. В настоящее время
проводником этой идеологии является руководство Азербайджанской Республики,
более активно работающее на "армянском векторе". Республика Армения
называется у паназербайджанцев "Западным Азербайджаном" (об этом,
кстати, говорил еще Гейдар Алиев, посему и Ереван – "азербайджанский
город"). Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.