"В Азербайджане в ближайшее время будет создана
Азербайджанская Албанская Церковь”. С таким заявлением выступил директор
Института истории Национальной академии наук Азербайджана, депутат меджлиса
Ягуб Махмудов. Что бы могло это значить? О какой такой церкви может идти речь,
если кавказские албанцы как самостоятельный этнос были практически уничтожены и
ассимилированы предками нынешних азербайджанцев. С какой целью разыгрывается
весь этот фарс?..
Как известно, государство, именуемое Азербайджаном, создано
на землях исторической Кавказской Албании. Коренной народ востока Закавказья
постигла участь многих наций, стертых с лица земли ордами тюркских захватчиков.
Кавказские албанцы, населявшие левый берег Куры, были народом, дружественным
армянам. Их крестили апостолы Фаддей и Варфоломей, после того как принести
учение Христа армянам. Албанцы считали армян своими защитниками и
покровителями. В богословских вопросах иерархи армянской церкви пользовал у
албанских священников непререкаемым авторитетом. И вполне естественно, что в
итоге апостольские албанцы приняли верховенство армянской патриархии, которая
была уполномочена назначать служителей в церкви, находящиеся восточнее Куры.
Преданность армянской церкви сохранили удины – представители народности,
считающейся наследником албанской цивилизации. Народ, чудом уцелевший в
результате тюркских нашествий, официально признал армянского Католикоса в
качестве своего патриарха.
Удины, сумевшие сохранить национальную самобытность, всегда
считали армян братьями. Они носили армянские имена и фамилии, оканчивающиеся на
"ян”. В их языке было очень много армянских слов. Духовная и культурная
близость к армянам сделала их весьма уязвимыми. Удины становились жертвами
гонений, направленных против армян. В 1918-м году они разделили судьбу армян,
подвергшихся резне. А в 1988-м многие из них вместе с армянами были вынуждены
бежать из Азербайджана, спасая жизнь. Сейчас удинов в Азербайджане осталось
лишь немногим больше тысячи человек. Живут они в селе Киш Шекинского района и в
поселке Нидж Огузского района. Политика ассимиляции, осуществляемая властями
Азербайджана в отношении лезгинов и талышей, окончательно стерла бы последние
следы удинской, албанской цивилизаций, если бы не одно обстоятельство. Мудрые
советники предложили Ильхаму Алиеву использовать удин в пропагандистской войне
против Армении. Их решили сделать инструментом.
Уже не первое десятилетие азербайджанские историки пытаются
подвести научную почву под пропагандистскую гипотезу о том, что все
исторические памятники Арцаха являются на самом деле не армянскими, а
албанскими. Армяне, мол, в этих краях вообще народ пришлый. Есть немало
исторических документов, доказывающих, что граница между Кавказской Албанией и
Арменией проходила по реке Кура. То есть храмы Арцаха никак не могут быть
албанскими. Но азербайджанские историки продолжают вслух повторять слово
"халва” в надежде на то, что во рту от этого станет слаще. А для того чтобы
легенда выглядела чуть более правдоподобной, решили затеять масштабную
пиар-акцию по "восстановлению” албанской церкви, которая должна будет
предъявить претензии на все исторические памятники Арцаха и других восточных
провинций исторической Армении. Обратите внимание, как будет называться марионеточная
структура, создание которой санкционировал Алиев – "Азербайджанская Албанская
Церковь”. Фабриковать это дело поручено депутату меджлиса, члену правления
правящей партии Ягубу Махмудову, по совместительству возглавляющему Институт
истории. Вот что он сказал о своей миссии на состоявшейся в субботу "научной
конференции”: "При поддержке руководства Азербайджана в ближайшее время будет
создана Азербайджанская Албанская Церковь, и население некоторых северных
районов Азербайджана, некогда придерживавшееся этого древнейшего христианского
вероисповедания, вновь получит возможность вернуться к религии своих предков,
отнятой некогда росчерком пера в царской России”. То есть ученый муж и не
скрывает того, что за всем этим стоит президентская администрация. Богатейшее
наследие албанского народа азербайджанцы собираются объявить своим. Слова
Махмудова это подтверждают. "Был разрушен ценнейший культурный и религиозный
пласт истории азербайджанского народа, относящийся к периоду Кавказской
Албании”, – заявил депутат. Махмудов, назначенный неформальным "директором
оргкомитета по созданию албанской церкви”, собирается сформировать нечто вроде
патриархии, которая будет официально зарегистрирована Управлением по работе с
религиозными организациями. А уже после этого назначенный Ильхамом Алиевым
"верховный патриарх, католикос всех удинов” будет уполномочен предъявить
претензии в отношении храмов Армении и Арцаха. Кандидат в "католикосы” уже
имеется. Им, по видимому, станет бакинец Роберт Мобили, согласившийся
возглавить новое направление пропагандистской войны против армян и Армении.
Этот этнический удин, предавший заветы предков, давно участвует в антиармянских
пиар-кампаниях, проводимых алиевскими идеологами.
Черт с ним, с "кандидатом в католикосы”. Обидно за людей, от
имени которых он представляется. Нужно ли самим удинам то, что им хотят
навязать? Что они от этого приобретут? "Все древние албанские храмы будут
отреставрированы, в них будет проводиться служба, граждане Азербайджана, предки
которых в древности были членами этой церкви, вновь вернутся к своим корням”, –
утверждает Ягуб Махмудов. Но жители двух удинских сел, утратившие связь с
церковью, не догадываются, какую цену им придется за это заплатить и какая
неприглядная роль им отводится. Храмы им возвращают с одним условием –
отречение от армян и всего того, что с ними связано. А "реставрационные”
работы, проведенные азербайджанскими специалистами в удинских селениях Нидж и
Киш, наглядно продемонстрировали истинные цели заказчиков. В ходе
"восстановительных” работ со стен древних храмов были стерты все армянские надписи.
Спонсором реставрации церкви села Нидж было посольство Норвегии. Когда посол
Стейнар Гил узнал о том, что люди, нанятые на деньги норвежского
налогоплательщика, опустились до вандализма и стирают следы армянского
присутствия, он попытался этому воспрепятствовать. Дипломат немедленно
направился в Нидж, чтобы предотвратить осквернение исторического памятника, но
рабочие его не впустили в церковь, грубо вытолкнув из дверей. Этот факт
зафиксирован множеством источников. А сам посол направил соответствующие рапорты
как в Министерство иностранных дел своей страны, так и в штаб-квартиры
европейских организаций.
У новой затеи Ильхама Алиева есть еще один своеобразный
подтекст. Бакинский правитель хочет одним выстрелом убить двух зайцев. Ягуб
Махмудов проговорился, что к созданию "Азербайджанской Албанской церкви” власти
собираются привлечь грузин-ингилойцев, проживающих в Кахском и Загатальском
районах Азербайджана. Их в Баку тоже называют преемниками Кавказской Албании.
Шедевр грузинской архитектуры – монастырский комплекс Давид Гареджи – бакинские
историки объявили памятником албанской культуры. Таким образом, создавая
"албанскую церковь”, Ильхам Алиев стремится оторвать грузин-ингилойцев от
Святого престола Грузинской патриархии. Интересно, что православные священники,
увлеченные поисками врагов среди служителей армянской церкви, почему-то не
заметили подвох, скрываемый в новой инициативе бакинского правителя. Артем
Ерканян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.