Analitika.at.ua. Одной из главных составляющих неудач в переговорном
процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта является взаимное
недоверие населения армянских государств и Азербайджана. При этом, что стоит
особо подчеркнуть, отмеченное недоверие зачастую трансформируется в неприкрытую
ненависть. Именно взаимные недоверие и ненависть народов становятся
непреодолимым препятствием для разумного выхода из сложившейся ситуации:
руководители всех трех государств лишены возможности принять какое-либо
компромиссное решение без того, чтобы не вызвать массовое чувство протеста с
непредсказуемыми, вернее, хорошо предсказуемыми последствиями.
Отношение двух народов друг к другу можно квалифицировать
как недоверие армян к закавказским туркам и ненависть закавказских турок к
армянам. Однако если недоверие армян к азербайджанцам объясняется памятью о
недавней войне, а также всей историей ХХ века, то ненависть к армянам
прививается закавказским туркам искусственно. И делается это насколько
целенаправленно, настолько и сознательно. Не будь этой оголтелой антиармянской
и человеконенавистнической пропаганды в азербайджанском обществе, уверен,
сегодня многие, если не все проблемы между армянскими государствами и
Азербайджаном были бы решены.
В ХХ веке между армянами и закавказскими турками произошли
по крайней мере три относительно крупные войны. После первых двух войн -
1904-1905 и 1918-1920 годов - отношения между народами налаживались спустя
всего пару лет. Этому способствовала акцентированная пропаганда дружбы или даже
отсутствие возможности пропаганды ненависти: территории современных НКР,
Армении и Азербайджана входили в состав единого государства, что лишало потенциальных
пропагандистов возможности публично проповедовать ненависть.
Третья война - 1988-1994 годов - происходила в условиях
суверенных государств, и это обстоятельство развязало руки противникам
налаживания отношений. Пожалуй, первой книгой, в открытую проповедующей
ненависть к представителям иной нации, стала книга азербайджанского историка
Насимана Ягублу "Разгром Ходжалу". Симптоматично, что книга была
издана в государственном издательстве "Азернешр" в 1992 году,
практически сразу после распада СССР. Сказать, что книга дышит ненавистью к
армянскому народу, - значит ничего не сказать. В книге рефреном, несколько
десятков раз повторяется расистский, ошеломляющий по степени ненависти к
армянскому народу призыв к мусульманам: "Армянин - гяур. Армянин - тиран.
Армянин пьет человеческую кровь... Армянин - грязное пятно на имени великого
Аллаха, на всем светлом человечестве... Эй, наследники светлого Магомеда!
Всегда остерегайтесь гяура-армянина. Армянин пьет человеческую кровь!"
В Азербайджане и до Ягублу были авторы, проповедующие
ненависть к армянскому народу, однако практически все они, согласно велению
времени, неуклюже прикрывали человеконенавистническую сущность своих
"трудов" различными цитатами из классиков коммунистической идеологии.
Н.Ягублу прервал эту "традицию" - времена другие наступили - и
открыто выразил то, что другие азербайджанские писатели подразумевали. Выход в
свет книги Ягублу стал сигналом вседозволенности, и многие азербайджанские
писатели принялись наверстывать "упущенное". Можно сказать, что
первым признаком независимости Азербайджанской Республики явилось открытое
исповедование расистской теории антиармянизма.
Одновременно был принят на вооружение использованный Ягублу
прием медитативного вещания, когда основная мысль автора методично
вдалбливалась в головы читателей. Наибольшей известности в среде
азербайджанских махровых армянофобов добился ныне умерший бывший директор
Института по правам человека НАН Азербайджана Ровшан Мустафаев. Вот несколько
примеров из его книги "Преступления армянских террористических и
бандитских формирований против человечества (ХIХ-ХХI вв.)" (Баку - Элм,
2002) "Вспоров живот беременной женщины, ОН сапогом выбивает человеческого
детеныша. Затем в распоротый живот скончавшейся женщины впихивает отрезанную
голову ее мужа. Зашивает живот".
"Скатав ногой грудного ребенка в зеленое знамя, ОН
обливает его керосином. Сжигает".
"Выстроив в ряд напуганных подростков, ОН пробует одним
взмахом шашки обезглавить всех разом. Крик ужаса в остекленевших мальчишеских
глазах".
Как легко можно догадаться, ОН - это армянин - основная
мишень пропаганды ненависти в Азербайджане. Главным рецензентом книги
Мустафаева является академик, член президиума НАН Азербайджана Джалал Алиев -
родной брат Гейдара Алиева и дядя нынешнего президента Азербайджанской
Республики Ильхама Алиева. Главный консультант - Намиг Аббасов, председатель
Государственной комиссии Азербайджанской Республики по делам военнопленных,
заложников и пропавших без вести. Консультант-академик, член Государственной комиссии
Азербайджанской Республики по делам военнопленных, заложников и пропавших без
вести. Уже эти данные о книге являются красноречивым свидетельством
человеконенавистнической государственной идеологии Азербайджана.
Р.Мустафаев - плодовитый автор. И все его
"произведения" - "Марш смерти", "Танго смерти",
"Очертованный рай", "Страсти по виртуали", а также
многочисленные статьи и интервью источают ядовитую ненависть в адрес армян, все
они переполнены фразами наподобие приведенных, все они издаются крупными
тиражами на азербайджанском, русском, разных европейских языках, а также на
иврите. Ныне "семейный бизнес", построенный на пропаганде ненависти к
армянам, продолжает его вдова Айтен Мустафаева, занявшая также и кресло
директора Института по правам человека НАН Азербайджанской Республики.
Безусловно, наиболее ярым армянофобом в Азербайджане
является президент этого государства И. Алиев. Это он задает направление,
дирижирует пропагандой ненависти, внимательно отслеживает публикации,
касающиеся как отдельных армян, так и всего армянского народа.
8 апреля 2004 года в Баку при участии президента
Азербайджана состоялось заседание редакционной коллегии Азербайджанской
национальной энциклопедии, на котором И. Алиев подверг жесткой критике
составителей словника для энциклопедии. "… В этом словнике нет имен видных
деятелей науки, политических деятелей, которые вошли в Азербайджанскую
Советскую Энциклопедию. Но вместо них сюда вошло достаточно много имен лиц
армянской национальности, тех, кто не играл никакой роли в истории
Азербайджана. Если вы полистаете, сами увидите это. Я был очень удивлен, почему
так произошло. Арутюнян, Арутюнов, Геворкян, Еремян, Мартирос Сарьян, Сасунлу
Давид (Давид Сасунци - герой средневекового армянского эпоса). Что это
означает?! Что?! Разве это является основой для подготовки нашей национальной
энциклопедии?! Я пришел в ужас". Данное заседание закончилось принародным
изгнанием ответственного секретаря Азербайджанской энциклопедии (заседание
транслировалось по телевидению в прямом эфире) Исмаила Велиева. Стоит ли
удивляться, что после этого из энциклопедии были вычеркнуты все армянские
имена, в том числе и крупных ученых, и государственных деятелей.
Однако данное заседание положило начало не игнорированию
роли армян в истории Азербайджанской Республики, как можно было бы подумать, а
новому, еще более массовому этапу демонизации армянского народа. Пишущая братия
поняла, что от нее требуется. Один за другим стали публиковаться
"научные" труды, в которых армяне представляются в качестве
"многовекового палача" закавказских турок. Измышляются многочисленные
"геноциды азербайджанцев", сочиняются холодящие кровь истории,
парочка примеров которых уже приведена в этой статье. Составлены идеологические
штампы, в которых история и реалии перевернуты с ног на голову: армяне -
пришельцы в Южном Кавказе, появившиеся на территории Армении и НКР в первой
половине ХIХ века, или армяне - кочевые племена.
Безусловно, во всей этой пропагандистской деятельности
Азербайджана наличествует комплекс неполноценности представителей действительно
пришлых и кочевых племен, и этими "научными изысканиями" можно было
пренебречь, если бы они не внедрялись в массы и не становились причиной
всепожирающей ненависти. Так, в январе 2008 года И. Алиев, будучи в поселке
Гузанлы и выступая перед вынужденными переселенцами, заявил: "Ереван в
1918 году был подарен армянам. Это большая ошибка. Ираванское (Ереванское. -
Л.М.-Ш.) ханство было азербайджанской землей, армяне были здесь гостями".
Очередной сигнал был услышан. И теперь в Азербайджане
издаются многочисленные книги, повествующие о горькой доле "лишенных
родины" азербайджанцев. Одновременно снимаются фильмы и публикуются
художественные книги, красочно живописующие страдания изгоняемых из родины
азербайджанцев. Индустрия пропаганды ненависти работает не покладая рук.
Знаменательно, что азербайджанская пропагандистская машина
игнорирует, "не слышит" контраргументов и опровержений, от кого бы
они ни исходили. Она просто продолжает тупо повторять заученные штампы:
"Ираван - азербайджанский город, армяне появились в Закавказье в ХIХ
веке". "Хорошо, - отвечает оппонент, - а как быть с тем, что вокруг
Еревана, в той же Араратской долине, расположены три бывшие столицы Армении,
две из которых были центрами армянской государственности еще до Рождения
Христа?" В ответ можно услышать лишь заученное: "Ираван -
азербайджанский город…" Вывод, который должны сделать азербайджанские
потребители этой пропаганды, ясен: армяне украли у нас часть родины, вырезав
при этом огромное количество азербайджанцев.
Интересно, что трюк с геноцидом азербайджанские ученые
экстраполируют уже и на другие народы, зачастую весьма отдаленные от региона.
Следует отдать ему должное, придумал этот трюк тот же Р. Мустафаев. Согласно
его книгам, армяне массово вырезали грузин и турок, русских и евреев… Армяне
заправляют наркокартелями Колумбии, армяне устроили геноцид венгров… "При
этом ОН убивал и убивает турок под знаменем русских, азербайджанцев, от имени
коммунизма и демократии; евреев - от имени мусульман, мусульман - от имени
христиан, христиан пугает исламским фундаментализмом…" Словом, не нация, а
вселенский всепожирающий беспощадный монстр.
Стоит ли после этого удивляться, что любой закавказский
турок, убивший армянина - не важно, спящего или больного, престарелого или
несмышленое дитя, - воспринимается в Азербайджане как национальный герой? Или
тому, что в Азербайджане сегодня непоседливых детей пугают армянином: вот
придет армянин и выпьет твою кровь, если не будешь слушаться... Удивительно ли,
что даже на свадьбах в Азербайджане поются песни, в которых повествуется о
"зверствах" армян...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.