Главная » 2010»Октябрь»21 » Азербайджан: Поиск нового внешнеполитического баланса?
Азербайджан: Поиск нового внешнеполитического баланса?
15:09
Analitika.at.ua. Еще до войны в Южной Осетии, в системе существовавшего на
тот момент баланса геополитических сил в регионе Южного Кавказа, нерешаемость
ряда стоящих перед Азербайджаном проблем военно-политического характера, и
прежде всего связанных с продолжающимся Нагорно-Карабахским конфликтом (НКК),
рассматривалась руководством государства как повод для некоторого смещения
внешнеполитических приоритетов.
После перехода Москвы к активной наступательной политике по
вопросам, затрагивающим базовые принципы ее национальной безопасности, а также
ее возвращения после долгого перерыва к практике применения своего военного
потенциала для решения стоящих перед ней в межгосударственных отношениях
вызовов военно-политического характера (что наглядно демонстрировалось ею в
марте-августе 2008г. в Абхазии и венцом чему стала война 8-12 августа в Южной
Осетии), необходимость такой коррекции стала для Баку очевидной.
В целом, пересмотр Азербайджаном некоторых акцентов своей
внешней политики в той или иной степени, прямо или опосредованно, но вызван
увеличением геополитического веса России, ее стремлением к установлению своего
политического, экономического и военного превалирования на постсоветском
пространстве.
Не секрет, что геополитический проигрыш Азербайджана в
начале 90-х годов был обусловлен приходом к власти на волне национальных
движений новой достаточно некомпетентной элитой. Несмотря на то, что подобная
практика имела место и в Армении, и в Грузии, показная ориентация Баку во всех
сферах внутренней и внешней политики и экономики исключительно на Анкару,
форсированное дистанционирование от Москвы в конце концов сформулировали
практичную политику России в регионе, и в частности, по вопросу Нагорного
Карабаха. Хотя необходимо отметить, что в первое время после развала Союза ССР,
не говоря уже о 1988-91гг., позиция Москвы в Нагорно-Карабахском конфликте была
хоть и стабильно непоследовательной, но акцентированно антиармянской.
Тем не менее, прозападный, протурецкий «фальстарт» Баку на
долгие годы сформировал к нему настороженное отношение Москвы. Кроме того,
протурецкая политика первого президента независимого Азербайджана Абульфаза
Эльчибея в дополнение к популистским заявлениям о необходимости реинтеграции в
«исторический Азербайджан» так называемого Южного, иранского Азербайджана,
стали основными причинами ухудшения и азербайджано-иранских отношений, которые
и по сей день остаются далеко не простыми.
Отстранение от власти А.Эльчибея, приход в активную политику
более опытного Гейдара Алиева несколько улучшило азербайджано-российские
отношения и возродило надежды Москвы на возвращение Азербайджана к явно
промосковской ориентации. По мнению ряда азербайджанских аналитиков, это
привело к инициации ею переговоров о прекращения боевых действий в Арцахе в
драматической для Баку ситуации череды военных неудач на фронте и роста
внутренней нестабильности.
Однако дальнейшее развитие событий в Азербайджане, а
особенно – лоббирование политически мотивированного проекта строительства
нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на долгие годы практически заморозило
российско-азербайджанские отношения. В период с середины 90-х годов и до
«революции роз» в 2003г. ключевым объектом для региональной политики России
стала Грузия, контроль за которой позволил бы России контролировать весь Южный
Кавказ. Однако попытка Москвы и при Михаиле Саакашвили продолжить для
достижения этой цели разыгрывать абхазскую, югоосетинскую и, в меньшей степени,
джавахскую карты закончились 8 августа 2008г.
Понятная консолидация грузинского общества, по крайней мере,
в первый послевоенный период, отсутствие в политическом спектре страны внятных
и влиятельных пророссийских сил сделало для Москвы очевидным ошибочность ставки
на Грузию как на естественного (в том числе и в географическом плане) дозатора
прозападных военно-политических и экономических интересов Азербайджана. В
ситуации, когда Армения уже однозначно относится Москвой в категорию своего
стратегического союзника в регионе, основным, наиболее актуальным направлением
региональной политики России становится Азербайджан.
В Баку хорошо понимают возможность использования создавшейся
ситуации в выгодном для себя плане, однако осознают и несущие в заигрывании с
Москвой весомые геополитические риски.
В настоящее время вся политико-дипломатическая активность
двух из трех (Грузия в настоящее время не имеет достаточного пространства для
внешнеполитического маневра) государств Южного Кавказа сводится к выяснению
реальной возможности установления нового баланса сил в регионе, который
позволил бы им добиться реализации своих конкретных тактических интересов, не
ставя, однако, под удар их основные стратегические цели, и не навредив другим
направлениям внешней политики.
Азербайджан-Россия
Определенные имиджевые выгоды в глазах Москвы Баку пытается
извлечь из того факта, что в Азербайджане, в отличие от Армении и Грузии,
сохраняется значительная русская община, а русский язык имеет широкое
распространение. Около 7% школьников обучаются на русском языке (в стране
имеется 20 русских школ и около 350, учебный процесс в которых ведется на
азербайджанском и русском языках); среди учащихся вузов таких насчитывается
около 100 тысяч – около 15% от общего числа студентов Азербайджана.
Стабильно развивается и азербайджано-российское
экономическое сотрудничество, хотя его темпы в силу достижения АР относительной
энергонезависимости и самодостаточности, несколько снизились: уже с 2007г.
Россия при товарообороте в $1,5 млрд. оказалась вторым торгово-экономическим
партнером Азербайджана после Турции.
Однако потенциал экономического сотрудничества между двумя
странами далеко не исчерпан, особенно в случае реализации новых проектов
регионального значения, каким является, например, задействование в максимальном
объеме международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», тем более, если
акцент будет сделан на его железнодорожную составляющую. В этом случае, помимо
значительного повышения роли Азербайджана в этом проекте, Баку сможет несколько
сгладить в глазах Москвы свое участие в наносящем ущерб российским интересам
проекте по строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки, позволяющей исключить
транзит через территорию Армении, железнодорожная сеть которой приобретена РФ в
долгосрочную концессию.
Кроме того, Россия все еще сохраняет неплохие шансы на
превращение региона Прикаспия в политико-экономическую зону, в которой она
будет играть ключевую роль при минимальном присутствии, по крайней мере,
политического и военного, внерегиональных игроков, в первую очередь, США и ЕС.
В качестве альтернативы активно лоббируемой Западом идеи создания единого
Черноморско-Каспийского региона, она инициировала создание Организации
Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). В рамках этой организации
позиция Азербайджана, в силу его большей, по сравнению с другими государствами
Прикаспия, вовлеченности в евроатлантические военно-политические и
экономические проекты, имеет для Москвы очень важное значение.
В области энергетики новыми направлениями взаимовыгодного
сотрудничества могут стать:
- расширение участия российских компаний «Лукойл» и
«Роснефть» в разработке морских нефтегазовых месторождений, и в целом – в
энергетическом секторе Азербайджана;
- начало осуществления своп-операций – поставку газа
Азербайджаном в южные регионы России в обмен на соответствующие поставки
российского газа на нефтехимический комплекс Petkim в Турции, контрольным
пакетом акций которого владеет азербайджанская государственная нефтяная
компания (ГНКАР).
Однако необходимо отметить, что все наиболее крупные
действующие и перспективные экономические проекты геополитического значения с
участием Азербайджана, завязанные, в первую очередь, на добычу и экспорт нефти
и газа, уже ориентированы на западные капитал и направление экспорта, что хотя
напрямую и затрагивает интересы России, но практически не может быть
пересмотрено без катастрофических для самого Баку экономических, политических и
социальных последствий. Поэтому активизация азербайджано-российских контактов
на всех уровнях в нефтегазовой сфере представляет собой не более, чем элемент
имитации Баку своего независимого статуса в геополитической игре, ход и расклад
в которой уже давно определены, а виртуальное колебание ставок хоть и может
быть использовано в дипломатии, но весомого влияния на ее исход оказать не
может.
Вместе с тем, возобновление виртуального геополитического
торга активизирует региональных и внерегиональных игроков, и способно оказывать
вполне реальное психологическое и информационное давление на контрпартнеров,
особенно с учетом того, что внешнеполитическая деятельность Баку за последние
10 лет стала более изобретательной и просчитанной.
В условиях, когда сроки начала осуществления новых
энергетических проектов – и в первую очередь, по Стадии-2 разработки газового
месторождения Шахдениз, – переносится на период не ранее 2016г., в
среднесрочной перспективе ценой внешнеполитического торга с Москвой по
региональным вопросам может стать двустороннее военно-политическое и
военно-техническое сотрудничество.
По данным азербайджанского Центра военных исследований
журналистов «Доктрина», еще в октябре 2008г., в рамках заседания Совета
министров обороны СНГ состоялась встреча министров обороны Азербайджана и
России, в ходе которой было обсуждено предложение российской стороны о
дальнейшем развитии военного сотрудничества.
Активизация Москвы в этом вопросе обусловлена ее
недовольством сближением Азербайджана с НАТО и, в частности, перспективами
перевода армии АР на стандарты Альянса. Основными направлениями противодействия
России такому развитию ситуации, в частности, являются:
- стремление Москвы увеличить количество обучаемых в
российских военных вузах азербайджанских военнослужащих. Как минимум, это будет
содействовать сохранению, по крайней мере, на ближайшее время, смешанной
(российской и НАТО-вской) системы формирования ВС АР;
- сохранение или увеличение закупок военной техники
российского производства;
- продление срока аренды у Азербайджана информационного
центра «Дарьял» (Габалинская РЛС Системы предупреждения о ракетном нападении),
истекающего в 2012г., и тем самым еще на 10 лет закрепление своего присутствия
на территории страны, а по некоторым данным из азербайджанских военных
источников, – и превращение его в полноценную военную базу;
- активизация участия России в формировании и развитии
военной инфраструктуры Азербайджана, и в первую очередь, его ВВС и ПВО, что
вписывается в контекст статей договора 2002г. о статусе Габалинской РЛС, В
частности – модернизация устаревшего парка имеющихся на вооружении МО АР
комплексов ПВО (С-75, С-125, С-200 и практически всей линейки комплексов ПВО
Сухопутных войск), а также закупка новых – от С-300 до модифицированных,
технически относительно простых комплексов ПВО С-125 «Печора-2М»;
- непосредственное участие в становлении ВПК Азербайджана и
закрепление, тем самым, российских стандартов и систем вооружения и военной
техники уже азербайджанского или совместного российско-азербайджанского
производства.
Однако ключевым вопросом в перспективе развития
военно-политического и военно-технического сотрудничества Азербайджана с
Россией остается позиция Москвы по Нагорно-Карабахскому конфликту и ее
стратегические отношения с Ереваном. Базовый подход Москвы к проблеме
разрешения НКК, который заключается в готовности поддержать любое компромиссное
соглашение между его сторонами, своей формулировкой фактически предполагает
поддержание имеющегося status-quo, с широкими возможностями для ее
политико-дипломатического маневра в дальнейшем.
Перспективы повышения Баку своей ставки на Москву в вопросе
разрешения НКК после войны в Южной Осетии и признания ею независимости Абхазии
и Южной Осетии, выглядит неожиданной и нелогичной только на первый взгляд.
Во-первых, «взвешенный» подход Москвы, которая, по словам
главы МИД РФ Сергея Лаврова, не усматривает «никаких параллелей между ситуацией
вокруг Южной Осетии, Абхазии с одной стороны и нагорно-карабахским
урегулированием с другой», является достаточной гарантией от резких изменений
позиции России в по этой проблеме.
Во-вторых, если уж Запад, при объективных признаках
внешнеполитической слабости или безволия России, в том числе и в регионе Южного
Кавказа, за полтора десятилетия не смог пролоббировать выгодное для Баку
разрешение проблемы НКК, то усиление роли России еще более снижает его вес в
этом вопросе.
Соответственно, реальное изменение внешнеполитических
приоритетов Азербайджана, или даже только демонстрация им своей готовности к
такому изменению, в условиях стратегической важности для Москвы достижения
нужного позиционирования Баку по ряду военно-политических и экономических проектов
региона Южного Кавказа, Прикаспия и Центральной Азии, дает Азербайджану шанс на
получение от России помощи в хотя бы частичном разрешении НКК.
С другой стороны, реальная или мнимая коррекция Баку любых
аспектов своей внешней политики невозможна без учета им интересов своего
основного стратегического союзника – Турции.
Турецкий фактор
Несмотря на некоторую коррекцию однобокой ориентации
Азербайджана на Турцию в период нахождения у власти А.Эльчибея, тенденции
развития азербайджано-турецких отношений достаточно полно описывается формулой
Гейдара Алиева: «Одна нация – два государства». При сохраняющемся критическом
отношении Турции к авторитарной системе правления в Азербайджане, к высокой
степени коррумпированности азербайджанской властной элиты, успешная реализация
стратегических планов Анкары и Баку возможна все же исключительно при их
согласованной деятельности в рабочем тандеме.
Для Анкары Баку является естественными воротами в тюркский
мир Центральной Азии и России, ставка на лидерство в котором может превратить
Турцию в реального геополитического игрока во всей Евразии.
Азербайджан, имея союзником Турцию, может достаточно успешно
противостоять давлению со стороны Ирана и России, быть «первым среди равных» в
тюркском мире, получать более весомую поддержку со стороны исламских
государств. Впрочем, необходимо отметить, что, оставаясь «продолжением Турции»,
Азербайджан несет и определенные имиджевые (и не только) потери – как у Ирана,
так и государств Центральной Азии.
Помимо очевидных дивидендов существования подобного тандема
– здесь можно отметить и аспект НКК, взаимоотношения с Арменией, реализацию
проектов экспорта энергоносителей из региона, эксплуатацию транспортного
коридора «Восток-Запад» и т.п., – согласованная политика Анкары и Баку все ощутимее
ведет к их политическому и экономическому доминированию в Грузии. В условиях
бесперспективной конфронтации Тбилиси с Москвой, в том числе и по региональным
экономическим и коммуникационным проектам, и его настороженном отношении к
Армении, армянским общинам Абхазии и, собственно, Грузии, региональная
интеграция Грузии сводится практически к роли транзитера азербайджано-турецких
экономических интересов.
Дальнейшее проецирование экономического проникновения Турции
и Азербайджана в Грузию на ее внешнеполитический курс и вопросы внутренней
политики неизбежно приведет к активизации процесса репатриации в
Самцхе-Джавахети турок-месхетинцев, репрессированных в 1944г. (что опять-таки
затрагивает интересы Армении); повышению статуса азербайджанской общины; большей
уступчивости Тбилиси в деле делимитации грузино-азербайджанской границы, линия
которой согласована только на 65% от ее общей протяженности.
Пока давление на Тбилиси по большей части имеет
информационную составляющую – со страниц азербайджанских (а по некоторым
вопросам – и турецких) СМИ, упрекающих свое правительство в неоправданно
больших экономических уступках Грузии. В основном, претензии касаются
предоставления экономических преференций (в частности, при поставках газа)
из-за сотрудничества Тбилиси в политически мотивированных проектах, одним из
которых является проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки –
правительство Азербайджана предоставило Грузии на проведение работ на ее
территории кредит в $200 млн. сроком на 25 лет по годовой ставке в 1%, выделив
деньги из Государственного нефтяного фонда.
***
В силу того, что основные, бюджетообразующие экономические,
значительная часть политических и относящихся к области военного и
военно-технического сотрудничества программ и проектов, осуществляемые в
настоящее время Азербайджаном, ориентированы на Запад – США, ЕС и Турцию, – и
то, что с ними же Баку связывает достижение своих стратегических целей, можно
сделать вывод о том, что некоторая коррекция внешней политики Баку имеет скорее
тактический характер, и вызвана, в основном:
- объективным усилением России, в том числе, и на Южном
Кавказе;
- пересмотром реальных перспектив своего экономического
роста в сторону снижения;
- как реакция на активизацию Москвы в вопросе разрешения
Нагорно-Карабахского конфликта;
- активизацией Турции, выступившей с инициативой создания
«Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе», подразумевающей участие и
Армении, а также поддержавшей, пусть, скорее имитационный, нежели реальный
процесс урегулирования своих отношений с РА.
Из этих факторов только первый – усиление России –
становится долгосрочным и постоянно действующим. В то же время, развитие
экономического, особенно нефтегазового, сотрудничества АР с РФ является все еще
достаточно неопределенным, и напрямую зависит от планов по осуществлению
энергопроектов, ориентированный на Запад (и в первую очередь, от
жизнеспособности проекта газопровода Nabucco). А перспективы и последствия
активизации России и Турции в регионе неочевидны ввиду слишком большого
количества действующих акторов с несовпадающими, а зачастую и прямо
противоположными интересами, и мозаичности элементов, составляющих и
поддерживающих относительную стабильность в регионе.
Поэтому, когда станет ясно, что активность соседей по
региону не несет в себе долгосрочного и жизнеспособного потенциала – из-за
несовместимости ряда принципиальных аспектов внешней и внутренней политики
Армении, России, Ирана и Турции, – Баку будет вынужден вернуться на свои
привычные внешнеполитические ориентиры.
Однако в Москве, как представляется, все еще не оставили
надежды на возвращение Баку на пророссийский курс, поэтому в ближайшее время от
нее в региональной политике следует ожидать новых проазербайджанских шагов.
Сергей Саркисян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.