Главная » 2010»Август»19 » Азербайджан пошёл на перемирие с Карабахом во избежание полного коллапса
Азербайджан пошёл на перемирие с Карабахом во избежание полного коллапса
00:20
Analitika.at.ua. В урегулировании карабахского конфликта после серии
словесных атак и контратак и очередного тупика при встрече министров
иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Алма-Ате 17 июля с.г. наступила
краткая пауза. Лишь предстоящие визиты президента России Д.А.Медведева в Ереван
и Баку вернут ожидания активизации переговорного процесса.
В последнем цикле встреч Азербайджанская Республика (АР)
выступала за обновлённые в 2009
г. Мадридские принципы как основу будущего соглашения.
Армения предпочла предложения Д.А.Медведева, сделанные в Петербурге 17 июня
с.г. Разница между двумя вариантами не раскрывается. МИД АР отклонил
петербургские предложения как сделанные без США и Франции, но в Алма-Ате их
представители подтвердили своё согласие с ними. Не ясно, насколько и вправду
приемлемы для Баку обновлённые принципы: выставляя это напоказ (так ему
выгоднее), он таит свои "исключения", среди которых, наверняка, самая
кардинальная проблема - определение окончательного статуса Нагорного Карабаха
(НК).
Раскачка маятника в позициях сторон не сюрприз. Она хлопотна
для посредников, но позволяет лучше учесть интересы сторон, сузить коридор их
расхождений. Однако сторона не вправе считать предпочтительный вариант
абсолютной истиной и ультимативно требовать согласия оппонента с ним. Уход от
поиска баланса интересов не ведёт к соглашению.
Последняя пробуксовка переговоров добавила напряжённости.
Президент АР Ильхам Алиев снова впал в рецидив угроз решить всё силой, твердит,
что война ещё не окончена, а только первый её этап. И ни слова о внесённых в
Алма-Ате предложениях России, США и Франции укрепить прекращение огня. Как же
понять его заверения, будто хочет решить вопрос мирным путём? Его серийные
угрозы и не могут способствовать этому, а усиливают недоверие сторон и
осложняют переговоры. Это вопиющий разрыв одного из главных принципов ОБСЕ -
неприменение силы и угрозы силой. Глава АР сам постоянно подтверждает, что
основная опасность новой войны исходит из Баку, ставшего бесспорным чемпионом
мира по угрозам.
Поэтому важно вскрывать искусственные натяжки, а иногда и
просто фальшь в доводах, тиражируемых апологетами силового реванша в Карабахе.
Причем развеять этим нагнетаемые ими тучи не так трудно. Предлог для
воинственной истерии тот же - оккупация армянами 7 районов АР вокруг НК.
Конечно, это аномалия, не изжитая и в наш век. Баку особо упирает на неё в
поиске эмоционального сочувствия - ему противопоказаны трезвый анализ ситуации
и причинно-следственные связи. Ведь вооружённый конфликт начат был не с
оккупации, а с военных действий. А кто первым прибег к силе, кто долго
упорствовал в боях, тщась одержать верх? Как раз та сторона, которая снова ищет
предлог для нового применения силы! Итоги своих просчётов в той войне она хочет
выдать за причину новой бойни. Самообман упоением силой - уже родовое пятно политики
руководства АР.
Чуть что Баку ссылается на то, что ему выгодно в четырёх
резолюциях СБ ООН (1993 г.).
Явно в расчёте на неосведомлённость или забывчивость. В срыве этих резолюций
больше всех повинен тот, кто растянул войну на два с половиной года, уходил от
перемирия и более года саботировал ключевое требование СБ - незамедлительно
прекратить военные действия. Этим блокировалось осуществление и других
требований. Баку сам дал армянам пример и шанс игнорировать установку вывести
войска с захваченных территорий. В итоге не выполнен ни один призыв, ни одно
субстантивное требование этих резолюций. Во избежание девальвации своих решений
СБ ООН даже перестал тогда принимать их по Карабаху.
Иногда прекращение огня с 12 мая 1994 г. выдают за выполнение
резолюций СБ, но это не совсем точно. И срок не тот, и целый ряд их элементов
так и не учтён. Баку пошёл на перемирие не ради этих резолюций, а во избежание
полного коллапса. Россия помогла достичь перемирия на иной основе: Московского
заявления CГГ СНГ, Бишкекского протокола и соглашения трёх сторон о прекращении
огня. Резолюции СБ ООН остались важным ориентиром для переговоров, но
пострадала мера их действенности.
В политике Баку продолжается набор негатива - всего не
перечислить. Тут и полное нежелание, несмотря на официальное подписание,
соблюдать соглашение об укреплении режима прекращения огня от февраля 1995 г., и провоцирование
инцидентов для взвинчивания напряжённости и враждебной пропаганды, и отказ
отвести снайперов с передовых позиций, и отклонение любых мер доверия, и
свёртывание почти всех контактов с противостоящими сторонами, и невнимание к
алма-атинским предложениям укрепить режим прекращения огня. Этот ряд и венчают
попытки, наоборот, выискать или изобрести casus belli и разом попугать всех.
Наперекор всем обязательствам, обещаниям и посулам Баку решить сложные проблемы
конфликта мирно.
С таким бэкграундом наивно рассчитывать решить всё напролом,
нахрапом на своих условиях. При урегулировании конфликта не нужна давняя
история, но не учитывать его ход было бы плутанием в абстракциях. Излишне
сетовать на ущербность ситуации и трудности сближения позиций. Как ни
разыгрывать неудовлетворённость ходом переговоров и нетерпение, никакой
разумной альтернативы им нет. Обо всём этом надо было думать намного раньше,
лет 15-20 назад. И с этой безальтернативностью Баку придётся считаться. Опять
же лучше раньше, чем потом.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.