Analitika.at.ua. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов совершил
официальный визит в Объединенные Арабские Эмираты. В ходе переговоров стороны
подтвердили готовность двух стран к продолжению "полномасштабного
межгосударственного диалога на принципах равенства, обоюдного уважения и
взаимной выгоды, с учетом новых возможностей и реалий современного
времени".Это был обычный, больше познавательный визит главы Туркмении в
богатую арабскую страну. А до этого Гурбангулы Бердымухамедов побывал в Париже,
где провел переговоры с президентом Николя Саркози, а также серию встреч и
переговоров в правительстве и Сенате Франции.
Подписанный во Франции пакет двусторонних документов
"значительно расширил нормативно-правовую базу двустороннего
сотрудничества". Причем Гурбангулы Бердымухамедов в своих публичных
выступлениях подчеркнул, что развитие отношений со странами Евросоюза является
приоритетом внешней политики Туркмении. Он предложил французским компаниям GDF
Suez, Total и Technip принять участие в нефтегазовых проектах в Туркмении. В
свою очередь вице-президент и гендиректор компании GDF Suez Жан-Франсуа Сирелли
подтвердил интересе к возможным поставкам туркменского газа в Европу.
"Франция и Европа в целом высоко заинтересованы в расширении
взаимодействия с Туркменистаном в секторе ТЭК и поставках туркменского
"голубого топлива"", - отметил он. За счет импорта Франция
удовлетворяет свои газовые потребности на 50%, а в будущем эта величина
составит уже 75%.
Приведенные примеры последних зарубежных визитов главы
Туркмении выбраны нами только для того, чтобы показать нынешний диапазон
внешнеполитических политико-дипломатических маневров Ашхабада. Он примечателен
именно тем обстоятельством, что речь идет о стране, которая долгое время
находилась в режиме самоизоляции. Только в 2009 году Туркмения подписала 116
международных соглашений и присоединилась к десяти международным конвенциям и
другим многосторонним международным документам.
Это - не просто дипломатическая статистика. Страна под
руководством Бердымухамедова предпринимает попытку исторического масштаба:
конвертировать имеющиеся в ее распоряжении огромные энергетические ресурсы в
реальную геополитику, определиться и закрепиться в новом статусе как в регионе
Средней Азии, так и на международной арене. Добиться этого непросто. Необходимо
умело использовать механизмы выстраивания балансов сил, не допускать перекоса в
ту или иную сторону, чтобы не вскрыть потенциальные и не обострить уже
существующие региональные конфликты.
Именно так, например, приходилось Ашхабаду действовать в ситуации
недавней конкуренции между предложенным Россией Прикаспийским проектом
транспортировки газа и западным NABUCCO, который планировалось заполнить газом
из Туркменистана, Азербайджана, Казахстана, а позже, возможно, и из Ирана.
Ашхабад на словах поддерживал западный проект, однако под предлогом наличия
спорных месторождений в Центральном Каспии сковал возможности складывавшейся
энергетической оси Азербайджан - Казахстан. Более того, вопреки всевозможным
предостережениям Запада, Ашхабад смело вводил в игру Тегеран, наращивая с ним
энергетическое сотрудничество. Когда же случился "газовый конфликт" с
Россией, то Туркмения быстро нашла финансовую поддержку в Пекине, что заметно
упрочило её позиции в конкурентной борьбе за среднеазиатский газ.
В конечном счете, Ашхабаду удалось выстроить любопытную
комбинацию. В ходе последнего визита в конце прошлого года президента РФ
Дмитрия Медведева в Ашхабад было достигнуто соглашение о закупке всего 10-11
млрд. кубометров туркменского газа в год по средней европейской цене. Для
сравнения: в Иран запланированы поставки газа объемом 20 млрд. кубов, а в Китай
до 80. Это означает, что наряду с замораживанием проекта NABUCCO, по факту
откладывается на неопределенное время и строительство Прикаспийского
газопровода.
Надо признать, что в Ашхабаде не только грамотно просчитали
развитие событий, но и сумели синхронизировать с ними свои внешнеполитические
ходы. На данном этапе они демонстрируют желание двигаться в сторону
диверсификации маршрутов поставок на европейском направлении. Причем в
ситуации, когда к этому уже не готова Европа: падает спрос на газ. На днях
глава консорциума NABUCCO, председатель нефтегазового подразделения австрийской
компании OMV Вернер Аули признался, что в случае отсутствия достаточного
количества предложений, этот проект может быть закрыт: "Мы являемся не
государственной, а коммерческой компанией. Если нет предложения, нет и
трубопровода". Именно это обстоятельство имел в виду, например, президент
Азербайджана Ильхам Алиев, когда сетовал в Давосе, что в реализации проекта
газопровода NABUCCO остается много вопросов: "До сих пор мы не знаем, кто
является тем лидером, который бы повел процесс вперед. Кто свяжет себя с
переговорами с поставщиками газа, транзитерами? Кто будет заниматься маркетингом
этого газа? Каковы будут цены?" Более того, касаясь вообще проблемы
экспорта газа в страны ЕС, президент Азербайджана заявил, что "цена Турции
на наш газ неудовлетворительна, поэтому при таких обстоятельствах мы не можем
двигаться дальше".
Так что в этом смысле Туркмения вовремя избавила себя от
множества проблем на европейском направлении, которые неизбежно появились бы у
нее в случае "игры в одни ворота". Что же касается Азербайджана, то
из-за отсутствия выхода в Европу, он вынужден теперь "открывать себя"
по экспорту своего газа для предложений России и даже Ирана. Дело в данном
случае уже не столько в экономике, сколько в геополитике, поскольку Азербайджан
более явно наполнял свою внешнюю политику "энергетическим
содержанием" в надежде завоевать на Западе больше сторонников в
карабахском урегулировании. Сейчас он фактически остался "при российских и
иранских интересах".
Теперь для Туркмении важно не оказаться в зависимости от
какого-либо одного монопольного потребителя, в первую очередь - от Китая.
Поэтому Ашхабад не сбрасывает со счетов Россию, которая остается пока
единственными воротами на европейском направлении. В то же время нельзя
исключать, что при определенных условиях Туркмения начнет прорываться в Европу
за счет альянса с Баку, быстро урегулировав принадлежность спорных нефтегазовых
месторождений в центральной части Каспия. В перспективе - если удастся
урегулировать иранскую ядерную проблему - Ашхабад может выводить свои
энергоресурсы ресурсы в Европу, минуя Азербайджан, через Иран и Турцию. Однако,
словно чувствуя готовящийся маневр президента Гурбангулы Бердымухамедова на
этом направлении, посол США в Анкаре Джеймс Джефри заявил, что США "не
видят Иран в проекте NABUCCO", для реализации которого, по словам посла,
"достаточно будет участия Азербайджана, Туркмении и Ирака, с
правительствами которых мы как раз обсуждаем этот вопрос". Так Вашингтон
устами своего посла подтвердил факт начавшегося сценарного разворота Ашхабада
на европейском направлении. Пока это означает только одно: Туркмения, в отличие
от соседних Казахстана и Узбекистана, стала активнее позиционировать себя в
качестве самого главного игрока на Каспии. Но согласятся ли с этим другие
государства региона?
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.