Главная » 2011»Сентябрь»16 » Азербайджан стал членом ООН без Карабаха, а Югославия - целиком
Азербайджан стал членом ООН без Карабаха, а Югославия - целиком
11:41
Analitika.at.ua. В статье "Мадридские принципы: где пройдет
"референдум" и состоится ли он вообще?" Айдын Мелик-Мирзоев
полемизирует с моей публикацией "Признание независимости Нагорного
Карабаха: уругвайский казус", опубликованной днем ранее, обвиняя меня в
правовом нигилизме и "вольной трактовке" Мадридского документа.
К сожалению, именно правовая аргументация Мелик-Мирзоева
выглядит весьма уязвимой, не говоря о том, что он приписывает своему оппоненту
утверждения, которые в критикуемой статье отсутствуют. Нет в материале,
например, приписываемой мне мысли о том, что Мадридские принципы
"конкретизируют временные и географические рамки" проведения
референдума по статусу Карабаха. Напротив, говорится как раз о том, что именно
отсутствие таких рамок, в частности - временных, и служит одним из основных
препятствий для подписания сторонами конфликта предлагаемого посредниками
документа. Поэтому говорить о "вольной трактовке" в данном случае не
приходится.
Мой оппонент не согласен с утверждением, что восстановление
территориальной целостности Азербайджана завершится с возвращением ему
"оккупированных районов" вне собственно Нагорно-Карабахской
Республики. А статус края лежит в парадигме реализации принципа права на самоопределение.
В обоснование сказано: "Как известно, международное сообщество признало
Азербайджан и приняло в состав ООН и других международных организаций с
территорией 86.600 кв.км, то есть вместе с Нагорным Карабахом. Как ни крути,
факт остается фактом. И поэтому освобождение всего лишь 7 районов не поставит
точку в восстановлении территориальной целостности Азербайджана". Увы,
подобный подход свидетельствует о правовом нигилизме самого Мелик-Мирзоева. Поэтому
напомню моему оппоненту некоторые общеизвестные истины.
Азербайджан стал членом ООН в 1992 году - уже после того,
как Нагорный Карабах, в полном соответствии с существовавшими и тот момент
законами вышел из его состава. Речь идет о Законе СССР "О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ
ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР". Статья 3 этого
документа гласит: "В союзной республике, имеющей в своем составе
автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум
проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных
образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в
Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о
своем государственно-правовом статусе".
В этой связи напомним, что Декларация "О восстановлении
государственной независимости Азербайджанской Республики" была принята 30
августа 1991 года Верховным Советом Азербайджанской ССР. Лишь после этого, 2
сентября 1991 года, в Нагорном Карабахе был проведен референдум о выходе из
состава Азербайджана Нагорно-Карабахской Автономной области и провозглашена
Нагорно-Карабахская Республика. Как видим, процесс легитимизации карабахского
суверенитета, государственно-правового статуса края происходил в полном
соответствии с ДЕЙСТВУЮЩИМ В ТО ВРЕМЯ законодательством.
Поэтому, "как ни крути", Азербайджан не мог быть
принят в ООН вместе с Нагорным Карабахом, поскольку последний де-юре в его
составе не находился уже более полугода. В этом и состоит коллизия. И именно
поэтому будущий референдум о статусе края по определению не может проводиться
на территории всего Азербайджана, вне зависимости от того, как трактует данный
вопрос азербайджанская конституция.
Далее, за последние 20 лет в мире образовалось более 30
новых государств. Полагаем, г-н Мелик-Мирзоев не станет оспаривать этот факт. Все
они выделились из состава, либо возникли на обломках стран, являющихся членами
ООН. То есть территориальная целостность, границы этих стран были признаны ООН,
что, однако, никак не помешало пересмотру данного обстоятельства в духе
реализации права на самоопределение. Бывшая Югославия, Грузия, Судан, Эфиопия
состояли членами ООН, имея определенные международно-признанные границы. Но это
не стало препятствием для признания (полного или частичного) Эритреи, Южного
Судана, всех экс-югославских республик плюс Косова, Абхазии и Южной Осетии.
Более того: не стал препятствием к признанию самого
Азербайджана тот факт, что выход республики из состава СССР произошел с грубыми
нарушениями вышеуказанного закона, поскольку референдум о выходе был проведен
сугубо формально, лишь 29 декабря 1991 года - уже после того, как СССР
прекратил свое существование. И, конечно, в нем не принимало участие население
НКР. Что, напомним, не помешало Азербайджану сразу после этого начать войну,
которая длилась два года и привела к потере пресловутых районов. То есть речь
может (и должна) идти о войне двух независимых государств, одно из которых
потерпело поражение. Поэтому с правовой точки зрения любые переговоры могут
идти лишь вокруг условий, связанных с возможностью преодоления результатов
указанного поражения. Статус Нагорного Карабаха с этой проблематикой не связан.
Ануш Левонян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.