Analitika.at.ua. Янычары. Для большей части Евразии это
слово стало символом сильного воина, завоевавшего для Османской империи
огромные территории и множество государств.
История янычарства уходит в глубь веков. Само слово янычар
означает на турецком «новое войска» (ени – «новый», чари – «войско»). Вначале
это войско ничего общего с турками не имело, оно создавалось из христианских
мальчиков, захваченных во время походов турок на Балканы и Кавказ.
Впоследствии, когда вследствие расширения турецкой военной экспансии количество
похищенных мальчиков уже не удовлетворяло султана, на входящие в Османскую
империю христианские народы была возложена повинность: каждый пятый год (потом
гораздо чаще) в каждой христианской общине отбирались 20 процентов мальчиков от
семи до четырнадцати лет для службы в янычарском корпусе. Естественно, отбирали
наиболее крепких и развитых мальчиков. Варварская повинность передачи детей в
войско называлась девширме (налог кровью).
Отобранных детей отправляли в Стамбул, подвергали обрезанию
и обращали в ислам. Затем их отправляли «для воспитания» в турецкие семьи
Анатолии: где они жили на положении слуг. Прожив несколько лет в чисто турецкой
среде, обучившись языку и турецким обычаям, они возвращались в Стамбул, где их
зачисляли в подготовительный отряд янычарского корпуса. Шесть или семь лет
казарменной жизни их учили воинскому искусству и воспитывали в рабском
повиновению султану, после чего янычар готов был воевать и убивать ради
укрепления могущества султана.
Идею набирать войска из христианских мальчиков историки
связывают с именем правившего в 1324-1359 годах Орхана, сына основателя
Турецкой империи Османа. Орхан, видимо, испытывал недостаток в хороших воинах,
а также рассчитал, что если армянские, греческие, венгерские и так далее дети
будут убивать армян, греков, венгров, - то завоевательные походы Турции сильно
облегчатся. Кроме того, Орхан никак не мог собрать из турок необходимое
количество пехоты – кочевые турки не желали сходить с лошадей, и в нужное время
их трудно было собрать. А находящиеся на содержании султана янычары вскоре
стали лучшей на то время пехотой в мире. В пору расцвета янычарства в Турции
было 196 отрядов по 1000 человек в каждом. Таким образом, дети завоеванных
стран помогали Турции покорять все новые государства.
Вплоть до середины 16 века янычарам было запрещено жениться,
исключение составляли лишь отураки (оседшие) – старые ветераны и инвалиды
войны. Однако в 1566 году султан Селим II при вступлении на престол предоставил
всем янычарам право жениться. Селим II рассчитал, что дети от сильных и мужественных
янычар способствуют укреплению населения империи. Таким образом, турки в
определенной степени воспользовались законами наследственности, целенаправленно
улучшая свой генетический код. Янычары не только помогали туркам завоевывать
новые страны, но и изменяли самих турок, вплоть до внешнего вида. Современники
подчеркивают, что дети янычар выгодно отличались от «чистокровных» турок
физической силой, умом и смышленостью. Не удивительно, что со временем сыновья
янычар зачислялись в корпус практически с самого рождения.
В 1638 году девширме был отменен, и Турция вернулась к
прежней системе рекрутирования и комплектации янычарского войска: туда
зачисляли лишь похищенных во время набегов детей. Однако эта система не давала
необходимого количества янычар, по причине чего в их корпуса разрешили
принимать и самих турок. Нововведение немедленно повлияло на боеспособность
янычар: они стали меньше заниматься военной подготовкой, увлеклись торговлей,
приписками, лезли во внутреннюю политику, смещали и назначали султанов… В
корпусах появилось множество «мертвых душ», которых государство обязано было
кормить, выдавать зарплату и т.д. Институт янычарства потихоньку стал чахнуть,
и в 1826 году, по приказу султана Махмуда II корпуса янычар были уничтожены.
Как спустя 4 года писал А.С Пушкин,
От Рущука до старой
Смирны,
От Трапезунда до
Тульчи,
Скликая псов на
праздник жирный,
Толпой ходили палачи.
Казалось, порожденный турком варварский обычай налога кровью
– деширме – навсегда остался в истории, но так только казалось. Сегодня этот
обычай, в слегка измененном, адаптированном к нашему времени виде, широко
используется другим тюркским государством – Азербайджанской республикой.
Порожденный с помощью турецких штыков, Азербайджан практически шаг за шагом
пытается повторить историю Турции, в том числе и в использовании «налога
кровью». Мальчики нетюркского происхождения превращены в этой республике в
главного «поставщика» жертв интересов закавказских турок. Лезгины, талыши,
аварцы, удины, цахуры… это их дети гибли в годы Арцахской войны, это их дети
гибнут сегодня на границе Азербайджана с Республикой Арцах. Гибнут дети от
смешанных браков… Это – холодный и циничный расчет правителей Азербайджана,
стремящихся к взаимному уничтожению армян и «нежелательных народов» исстари проживающих
на территории этой республики. Неоянычарство, именно так можно классифицировать
это явление. При этом, Азербайджан никогда не упускает случая уничтожить
служащих в его вооруженных силах представителей коренных народов республики.
Данная «политика» Азербайджана замечена не только нами. Так,
газета «Молодежь Дагестана» от 26 июня 1992 года, рассказала в статье «Хотелось
бы надеяться…» о случае времен Арцахской войны, когда находящиеся на линии
фронта аварцы неожиданно подверглись плотному огню на поражение с тыла, со
стороны закавказских турок. Дагестанская газета «Новое дело» от 9 января 2009
года обратила внимание на статистику потерь ВС Азербайджана за 2008 год.
«Обращает на себя внимание непропорционально большое количество жертв среди
уроженцев лезгинских и аварских районов, которых армейское руководство, как и
талышей, часто использует как пушечное мясо на переднем фронте. Из 19 убитых в
Карабахе солдат четверо – уроженцы Закатальского района, по одному из
Кусарского (Алипаша Алиев, убит 11 сентября в Агдамском районе) и Кубинского
районов (Шахид Халилов, убит 3 июня в Нафталане). Если подвести итоги по убитым
и раненым, то каждая третья потеря азербайджанских силовых структур в Карабахе
представлена этническим дагестанцем, тогда как в общей структуре населения, по
официальным данным, они составляют 3%». Следует обратить внимание, что
приведенная статистика не учитывает потери среди других коренных в Азербайджане
народов. Можно не сомневаться: военные потери среди представителей аборигенных
народов Азербайджана значительно превышают 50% от общего количества погибших.
Невольные янычары Азербайджана гибли во время агрессии
Азербайджана против Республики Арцах, гибнут в период прекращения огня. Еще
раньше Азербайджан заполнял ими планы по раскулачиванию, мобилизации на
Отечественную войну, ссылке в Алтайский край, призыву на войну в Афганистан…
Удельный вес коренных народов – невольных янычар в Азербайджане неуклонно
сокращается, что приводит к сокращению их значимости в республике. Политика
неоянычарства в Азербайджане с фатальной неизбежностью ведет к уменьшению
значимости коренных народов. А это значит, что в Азербайджанской республике
неизбежно наступит 1826 год, и султан, как бы его не звали – Ильхам, Гейдар или
Махмуд – неминуемо отдаст приказ об уничтожении остатков коренных народов
Азербайджана.
Найдется ли новый Пушкин, способный увековечить память об
этом дне? Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.